Лекции по "Таможенному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:48, курс лекций

Описание работы

Тема 2. Таможенное право в системе права. Понятие и особенности таможенного права.
Тема 3. Таможенные правоотношения
Тема 4. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Тема.5 Таможенные режимы товаров
Тема 6. Таможенные платежи и налоги
Тема 7. Таможенное оформление
Тема 8. Таможенный контроль

Работа содержит 1 файл

ТП РК лекции.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

 

Глоссарий

 

  1. Выпуск товаров и транспортных средств – действия таможенных органов Республики Казахстан по разрешению лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами и транспортными средствами в соответствии с условиями определенного таможенного режима;
  2. Грузовые операции – транспортировка, погрузка, разгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка и принятие для перевозки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, отбор проб и образцов таких товаров, вскрытие помещений и других мест, где могут находиться указанные товары;
  3. Действие непреодолимой силы – чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие, препятствующее совершению определенных действий, предусмотренных таможенным законодательством Республики Казахстан;
  4. Декларант – лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный брокер, декларирующий, представляющий и предъявляющий товары и транспортные средства от своего имени;
  5. Декларирование – заявление сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан и (или) находящихся под таможенным контролем;
  6. Казахстанское лицо – гражданин Республики Казахстан, лицо без гражданства, имеющее постоянное место жительства в Республике Казахстан, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  7. Казахстанский товар – товар, полностью произведенный в Республике Казахстан, переработанный в Республике Казахстан в соответствии с критериями достаточной переработки, выпущенный для свободного обращения на территории Республики Казахстан, обращенный в собственность государства в соответствии с Таможенным Кодексом Республики Казахстан;
  8. Коммерческие документы – счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие сведения о товарах, в том числе стоимость товаров и используемые в соответствии в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
  9. Консолидированная перевозка – перевозка, когда в одном транспортном средстве одновременно перемещаются товары нескольких отправителей или получателей;
  10. Лицо – физическое и (или) юридическое лицо;
  11. Лицо, перемещающее товары – лицо, совершающее внешнеэкономическую сделку от собственного имени, либо по поручению другого лица; лицо, имеющее право пользования и владения на территории Республики Казахстан товарами, находящимися под таможенным контролем, если перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан осуществляется без совершения внешнеэкономической сделки казахстанским лицом;
  12. Меры нетарифного регулирования – запреты и ограничения на ввоз в Республику Казахстан, вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, квотирование, лицензирование, подтверждение соответствия стандартам и требованиям по безопасности товаров (в том числе технические, фармакологические, санитарно-эпидемиологоческие, ветеринарные, фитосанитарные, радиационные экологические стандарты) и иные требования, устанавливаемые законодательными актами Республики Казахстан и (или) нормативными постановлениями Правительства Республики Казахстан;
  13. Меры тарифного регулирования – установленные Правительством Республики Казахстан меры, обеспечивающие государственное регулирование внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, с использованием таможенного тарифа при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;
  14. Налоги – налог на добавленную стоимость и акциз, взимание которых не возложено на таможенные органы Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;
  15. Обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов – установленные Таможенным Кодексом Республики Казахстан способы исполнения обязательств по уплате предусмотренных Кодексом таможенных платежей и налогов;
  16. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза – совершение действий по ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу с таможенной территории таможенного союза товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку международных почтовых отправлений, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач;
  17. Перевозчик – лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства;
  18. Получатель товаров – лицо, указанное в товаросопроводительных документах, которому перевозчик обязан доставить товары, находящиеся под таможенным контролем;
  19. Пункт пропуска – территория (часть территории) в пределах автомобильного, железнодорожного вокзала, станции, аэропорта, аэродрома, морского, речного порта либо иного оборудованного места, определенное Правительством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан, для пропуска лиц, товаров и транспортных средств через государственную (таможенную) границу Республики Казахстан;
  20. Специализированные таможенные учреждения – государственные учреждения, создаваемые Правительством Республики Казахстан для решения задач в сфере таможенного ела;
  21. Средства электронной цифровой подписи – совокупность программных и технических средств, используемых для создания и проверки подлинности электронной цифровой подписи;
  22. Таможенное администрирование – совокупность организационно-правовых и иных действий и мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан;
  23. Таможенная декларация – документ, подтверждающий в письменном или электронном виде заявленные декларантом сведения о товарах и транспортных средствах;
  24. Таможенная инфраструктура – здания и сооружения, создающие условия для функционирования таможенных органов Республики Казахстан, а также, предназначенных для социального обслуживания должностных лиц таможенных органов;
  25. Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан, в том числе с использованием системы управления рисками, по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за использованием которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан;
  26. Таможенное оформление – совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;
  27. Таможенные операции – отдельные действия, совершаемые в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан как таможенными органами Республики Казахстан, так и лицами в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  28. Таможенные органы управления – таможенные органы Республики Казахстан, в котором начинается перевозка товаров и транспортных средств под таможенным контролем;
  29. Таможенный орган назначения - таможенный орган Республики Казахстан, в котором завершается перевозка товаров и транспортных средств под таможенным контролем;
  30. Таможенная пошлина – вид таможенного платежа, взимаемый таможенными органами Республики Казахстан привозе товара на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозе товара с указанной территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза;
  31. Таможенные процедуры – совокупность действий, совершаемых таможенными органами Республики Казахстан и лицами в сфере таможенного дела в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  32. Таможенный режим – совокупность установленных Таможенным Кодексом норм, определяющих статус товаров и транспортных средств в сфере таможенного дела при их перемещении через таможенную границу Республики Казахстан в зависимости от цели перемещения, использования на таможенной территории Республики Казахстан либо за ее пределами;
  33. Таможенные сборы – вид таможенных платежей, взимаемым таможенными органами Республики Казахстан за таможенное оформление, таможенное сопровождение, а также за хранение товаров и транспортных средств на складах, учреждаемых таможенными органами Республики Казахстан;
  34. Таможенное сопровождение – сопровождение товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан;
  35. Таможенный тариф – систематизированный в соответствии с Товарной Номенклатурой внешнеэкономической деятельности перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Казахстан;
  36. Таможенный терминал – специально обустроенное, технически оснащенное и оборудованное место в зоне деятельности таможенного органа Республики Казахстан, предназначенное для совершения таможенного оформления или таможенных операций с товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Казахстан;
  37. Товар  - имущество, перемещаемое через таможенную границу Республики Казахстан, в том числе носители информации, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергий, а также транспортные средства, за исключением отдельных транспортных средств;
  38. Товары, находящиеся под таможенным контролем – товары, в отношении которых осуществляется таможенный контроль в соответствии с Таможенным Кодексом Республики Казахстан;
  39. Транспортные документы – международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, багажная ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, и иные документы, сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан о транспорте и международными договорами Республики Казахстан;
  40. Товаросопроводительные документы – коммерческие и транспортные документы на товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан;
  41. Транспортное средство – морское, внутреннее водное, воздушное судно, механическое транспортное средство, используемые для осуществления международных перевозок и включающие в себя предусмотренные для них техническим паспортом или техническим формуляром запасные части, принадлежности и оборудование, горюче-смазочные материалы и охлаждающие жидкости, содержащиеся в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;
  42. Уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере таможенного дела;
  43. Условный выпуск – выпуск товаров и транспортных средств с ограничениями и условиями по пользованию и распоряжению ими;
  44. Участник внешнеэкономической деятельности – лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  45. Электронный документ – документ, в котором информация предоставлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи;

46) Электронно-цифровая подпись – набор электронных цифровых символов, созданные средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий конспект лекций

Тема 1. Основные понятия, предмет, задачи и система курса «Таможенное право РК».

1.Сущность и содержание  таможенного дела.

2.Понятие и принципы  таможенной политики. Виды таможенной  политики.

3. Т аможенная  территория  и таможенная граница

 История не сохранила письменного подтверждения о времени возникновения таможенного обложения в Казахстане. Даже слово «таможня» пришло в языки народов Казахстана и России одним путем.

Татаро-монгольские завоевания привели к тому, что в  русском  языке, а также в казахском укоренилось слово «таможня», означавшее клеймо, которое проставлялось на имуществе.

Проставление ярлыков  сопровождалось сбором, который стал называться тамгой. Вскоре так стали  называть пошлины, взимаемые при  торговле на рынках и ярмарках.

От слова «тамга» был образован глагол «тамжать», то есть облагать товар пошлиной, а место, где товар «тамжили» – стало называться таможней. Человек же, собиравший  пошлины, стал называться таможником  или таможенником.

Такое единство, даже в  образовании слов, еще сильнее укрепилось за годы Советской власти.

Сегодня Казахстан должен выработать энергичную внешнеэкономическую  политику, которая обеспечила бы интеграцию страны в мировое хозяйство, благоприятные  условия для продвижения товара на внешние рынки, развития сотрудничества в сфере международной торговли. Казахстану нужно занять приоритетное и подобающее место на международной арене.

Переживая серьезные  трудности, остро нуждаясь в притоке  иностранного капитала и товара, Казахстан  встает перед необходимостью защиты национальных интересов, из которых первоочередные экономические.

Один из важнейших  элементов системы государственного управления внешнеэкономическими связями  – таможенная структура, и в первую очередь, таможенно-тарифный механизм. А он еще далеко не отлажен.

Идет формирование таможенной службы, идут поиски более рационального  использования таможенного механизма. Протекающие при этом сложные  динамические, а подчас противоречивые процессы необходимо воспринимать в  контексте таких событий, как  образований СНГ, стремление Казахстана к созданию единого таможенного пространства со своими соседями.

Рациональное использование  всего набора инструментов таможенного  регулирования призвано обеспечить существенные экономические преимущества и выгоды отраслям, участвующим в международных соглашениях.

Насколько это важно, можно видеть из простого примера. Страны, не перешедшие на Гармонизированную  систему описания и кодирования  товара ежегодно несут расходы (3 – 5 % от объема товарооборота), связанные  с оформлением документального учета.

Современный Казахстан  столкнулся и с проблемой защиты экономических интересов в условиях расщепления союзного рынка, установления некоторыми республиками одностороннего ограничения на перемещение товаров, ценовой неразберихи, вывода из Казахстана ценных сырьевых и промышленных товаров.

Для этого и потребовалась  мощная таможенная служба, которая  не может существовать без продуманной  и скоординированной таможенной политики.

Особо следует остановиться на положении Казахстана как члена  СНГ. Курс на интегрирование таможенного сотрудничества, подтвержденный на Алматинском и Минском соглашениях, прослеживается вот уже на протяжении ряда лет.

Таможенно-тарифное регулирование  занимает центральное место в  пограничном экономическом регулировании, существующем в каждой стране. Таможенно-тарифное законодательство включает в себя два самостоятельных блока:

  • Закон, регулирующий обложение пошлинами товаров и других предметов, перевозимых через государственную границу страны, определяющий порядок, методологию таможенного обложения и связанные с этим действия субъектов внешнеэкономических отношений;
  • Закон, регулирующий деятельность служб таможенного контроля, их права и обязанности, порядок таможенного контроля, организацию таможенной службы и другие близкие по характеру вопросы, в частности разделение функций законодательной и исполнительной властей в таможенном области.

После создания союза, государства-участники  договорились о свободном движении товаров, проведения единой таможенной политики, унификации правил и процедур, общей таможенной территории, также признана необходимость создания единого удовлетворяющего таможенного тарифа.

Либерализация внешне экономической  деятельности существенно расширило  круг предприятий, организаций и  отдельных предприятий, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Возврасла роль целенаправленной деятельности государства по регулированию предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

     Таможенное  дело охватывает сложный комплект  отношений, непосредственно связанный  с внешней и внутренней политикой  и деятельностью государства.  В рамках государственной политики  государственная таможенная деятельность  имеет много целевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребности.

    Под таможенным  делом понимается сама таможенная  политика, а также средства ее  реализации: порядок и условия  перемещения через таможенную  границу РК товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

    Структура  таможенного дела выглядит следующим  образом: таможенная политика; перемещение  через таможенные границы товаров и транспортных средств; таможенные режимы; тарифное регулирование; таможенные платежи; таможенное оформление; таможенный контроль; валютный контроль; предоставление таможенных льгот; ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешней экономической деятельности; борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; борьба с нарушениями таможенных правил и применение мер ответственности за эти нарушения; информирование и консультирование; обжалование и рассмотрение решений, действие или бездействие таможенных органов и их должностных лиц.

     Таможенное  дело не является не изменой.  Новые задачи таможенной политики  могут подвергнуть новых средств  ее осуществление их изменение  и дополнение, что не посредственно  отразится в содержании таможенной деятельности. Исходя из деятельности таможенных органов выделяют следующие основные цели:

- экономические цели достигаются по средствам взимания таможенных платежей и налогов пи перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

-регулятивные цели таможенной деятельности достигается по средствам установления ставок таможенных пошлин, принимаемых товарами, перемещаемыми через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирование квотирование экспорта и импорта, выдачи разращений на ввоз и вывоз отдельных товаров. Регулятивное таможенное деятельность осуществляется исходя из соображений экономической политики, зашиты экономической основы собственного суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка.

-правоохранительные цели таможенной деятельности заключается в защите гос. безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, культурных ценностей, общества; в охране животных, растений, окружающей природной среды; в применении мер пересечения незаконного оборота наркотических средств, оружия предметов художественного, исторического, археологического достояния.

    Таможенное  дело является монополией государства.  Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики и ее осуществление. Главный смысл государственной монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена.  Государство сфере таможенной деятельности решает основные задачи: всемерное использование внешнеэкономических связей для решения вопросов развития экономики страны и ограждение ее от неблагоприятного воздействия  внешнеэкономических факторов – спекулятивных, монопольных, конъюнктурных.

    Основные направления дальнейшего развития таможенного дела в Р К – гармонизация с общепринятыми международными нормами и практикой. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции. Таможенный кодекс РК устанавливает, что РК создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. Таможенное дело тесно связано с внешними связями, с международными отношениями. Оно зависит от международных договоров РК и способствует их реализации.

    Источниками  правового регулирования таможенной  деятельностью являются международные  соглашения, договоры, участником которых  являются Казахстан; Конституция  РК; конституционные законы Президента, имеющие силу закона; постановление Правительства РК; нормативные акты уполномоченного органа по вопросам таможенного дела.

          2. Под таможенной политикой имеется  в виду органичная составная  часть внутренней и внешней  политики РК. Сущность ее выражается  в выработке единой системы согласованных экономических, политических, организационных и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей страны. По своему содержанию таможенная политика представляет собой систему мер, принимаемых государством для регулирования внешнеторгового обмена ( объема, структуры, и условий экспорта и импорта).

    Основными  средствами осуществления таможенной  политики являются: установление  таможенного режима перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу и  применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов. Совокупность государственных органов, участвующих в выработке и реализации таможенной политики, а также набор средств ее реализации, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования в целом образуют механизм таможенной политики государства.

Информация о работе Лекции по "Таможенному праву"