Лекции по "Таможенному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:48, курс лекций

Описание работы

Тема 2. Таможенное право в системе права. Понятие и особенности таможенного права.
Тема 3. Таможенные правоотношения
Тема 4. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Тема.5 Таможенные режимы товаров
Тема 6. Таможенные платежи и налоги
Тема 7. Таможенное оформление
Тема 8. Таможенный контроль

Работа содержит 1 файл

ТП РК лекции.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

Общественные отношения, писал Г.В. Плеханов, являются отношениями, устанавливаемыми самими людьми в процессе их деятельности, и «не могут ни существовать, ни изменяться независимо от человеческой деятельности». Следовательно, человеческая деятельность служит важной характеристикой общественного отношения, имеющая принципиальное значение для понимания правовых отношений. В свою очередь, без общественных отношений «человеческая деятельность» не может обходиться нигде и никогда. Она неизменно включается в систему этих отношений, осуществляется в тесной связи с ними, приобретает благодаря им конкретно-исторический характер. При этом зависимость общественных отношений от деятельности не следует понимать только как связь причины и следствия: вначале - возникает деятельность, а потом, вслед за ней, - отношение. И то, и другое не может существовать само по себе, друг без друга.

Возникновению таможенных правоотношений способствовали выделение  и обособление таможенной сферы  в государственной деятельности Казахстана, что свойственно только суверенным государствам. Необходимость монопольного государственного регулирования таможенной сферы в полном объеме приводит к ее образованию путем определения составной части внутренней и внешней политики таможенной политики, создания специализированных органов таможенной службы, инструмента достижения целей - таможенного дела.

Таможенная сфера возникает  с момента появления потребности у государства в регулировании возникающих правовых отношений и закрепляется при помощи правовых норм, посвященных вопросам таможенной сферы. При этом можно проследить две стадии развития: первую - с декабря 1991 г. по июль 1995 г. (до принятия кодифицированного акта) и вторую - с июля 1995 г. по настоящее время. В перспективе можно спрогнозировать создание механизмов реализации единого таможенного дела, что даст возможность говорить о третьем этапе в развитии таможенной сферы.

Общественные отношения  в таможенной сфере возникают  в связи со специфическими взаимоотношениями субъектов, которые представлены таможенными органами, призванными обеспечить таможенное администрирование.

Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения её органов на территории государства. Таможенная служба строится и функционирует как единая система таможенных органов Республики Казахстан.

Принцип единой системы  таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетание его с мерами экономической политики.

Таможенные органы Республики Казахстан, являющиеся правоохранительными органами, составляют единую систему, в которую входят:

- уполномоченный орган  по вопросам таможенного дела;

- территориальные подразделения  уполномоченного органа по вопросам  таможенного дела по областям;

- таможни;

- таможенные посты;

- контрольно-пропускные  пункты на таможенной границе  РК;

- специализированные  таможенные учреждения.      

Таможенные органы Республики Казахстан определяются как органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело.

Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферы общественной науки и органически взаимодействующие с другими частями государственного механизма, образующими единое целое

Таможенные органы Республики Казахстан - государственные органы, в пределах своей компетенции  участвующие в реализации таможенной политики и непосредственно осуществляющие таможенное дело в Республике Казахстан, оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

   Система таможенных  органов Республики Казахстан

1. Единую систему таможенных  органов Республики Казахстан  (далее - таможенные органы) составляют:

1) уполномоченный орган;

2) территориальные подразделения  уполномоченного органа по областям (городам республиканского значения, столице) (далее - территориальные подразделения уполномоченного органа);

3) таможни;

4) таможенные посты;

5) контрольно-пропускные  пункты на таможенной границе  Республики Казахстан;

6) специализированные  таможенные учреждения.

Для решения задач  в сфере таможенного дела уполномоченным органом по решению Правительства Республики Казахстан создаются таможенные лаборатории, кинологические, учебные, вычислительные центры и другие специализированные таможенные учреждения. Уполномоченный орган является юридическим лицом и действует на основании положения, утверждаемого Правительством Республики Казахстан. Территориальные подразделения уполномоченного органа и таможни являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утверждаемых уполномоченным органом. Таможенные посты и контрольно-пропускные пункты не являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утверждаемых уполномоченным органом. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений уполномоченного органа осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.Структура и штатная численность таможенных органов утверждаются уполномоченным органом в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством Республики Казахстан.

 Таможенные органы  и находящиеся в их распоряжении морские и внутренние водные суда имеют опознавательный флаг и опознавательный знак таможенных органов. На автотранспортных средствах и воздушных судах, находящихся в распоряжении таможенных органов, размещается опознавательный знак таможенных органов. Описание и порядок применения опознавательного флага и опознавательного знака таможенных органов утверждаются Правительством Республики Казахстан. Таможенные органы имеют соответствующую таможенную инфраструктуру.

    Функции уполномоченного  органа

Уполномоченный орган:

1) ведет таможенную  политику в Республике Казахстан;

2) разрабатывает и  утверждает нормативные правовые  акты, предусмотренные настоящим  Кодексом;

3) осуществляет руководство  таможенными органами;

4) определяет полномочия  ведомства, входящего в его состав;

5) разрабатывает и  создает информационные системы,  системы связи и системы передач  данных, технических средств таможенного  контроля, а также средств защиты  информации в соответствии с  законодательством Республики Казахстан;

6) осуществляет лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по обеспечению ими лицензионных требований в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан о лицензировании;

7) принимает решение  о выдаче решений, разрешений на осуществление деятельности в сфере таможенного дела в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;

8) осуществляет таможенное  администрирование в соответствии  с таможенным законодательством  Республики Казахстан;

9) осуществляет таможенный контроль за перемещением через таможенную границу Республики Казахстан товаров и транспортных средств;

10) обеспечивает на  постоянной основе своевременное  информирование участников внешнеэкономической  и иной деятельности в сфере  таможенного дела, в том числе об изменениях и дополнениях в таможенном законодательстве Республики Казахстан, в порядке, установленном  Кодексом.

   Принципы деятельности  таможенных органов

Деятельность таможенных органов строится на принципах:

1) законности;

2) обеспечения права на защиту и равенства перед законом, уважения и соблюдения прав участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;

3) гласности.

   Задачи таможенных  органов

Задачами таможенных органов являются:

1) участие в разработке и реализации таможенной политики Республики Казахстан;

2) обеспечение в пределах  своей компетенции суверенитета  и экономической безопасности  Республики Казахстан;

3) обеспечение соблюдения  таможенного и иного законодательства  Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

4) обеспечение соблюдения  мер тарифного и нетарифного  регулирования, установленных законодательством  Республики Казахстан в отношении  товаров и транспортных средств,  перемещаемых через таможенную  границу Республики Казахстан;

5) защита прав и  интересов участников внешнеэкономической  и иной деятельности в сфере  таможенного дела;

6) борьба с правонарушениями  в сфере таможенного дела в  соответствии с законодательством  Республики Казахстан;

7) осуществление и  совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан;

8) осуществление валютного  контроля в пределах своей  компетенции;

9) обеспечение выполнения  международных обязательств Республики Казахстан и участие в разработке международных договоров Республики Казахстан в сфере таможенного дела;

осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными  органами иностранных государств, международными организациями по вопросам таможенного дела;

10) участие в реализации  единой бюджетной политики, развитии  материально-технической и социальной  базы таможенных органов;

11) обеспечение в пределах  своей компетенции мер по защите  национальной безопасности, жизни  и здоровья человека, охране окружающей среды;

12) проведение радиационного  контроля в пунктах пропуска  товаров и транспортных средств  через государственную (таможенную) границу Республики Казахстан;

13) выполнение иных  задач, предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан.

 

Тема 4. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

1.Определение страны  происхождения товаров. 

2.Порядок осуществления  предварительных операций.

3. Пересечение таможенной  границы и уведомление об этом таможенных органов.

4.Понятие таможенного  перевозчика и его роль в  осуществлении таможенной 

5.Понятие и особенности  временного хранения в сфере  таможенной деятельности.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Казахстан, либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Казахстан, обязаны предоставить этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.

К числу таких документов относятся таможенные декларации. Основной формой таможенной декларации при декларировании товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, является грузовая таможенная декларация, заполненная   на бланках основного листа формы ТД-1 и бланках добавочного листа формата ТД-2. Вместо добавочных листов, в отдельных случаях, могут использоваться описи товаров в виде спецификаций, упаковочных листов и списков. Они используются при декларировании отдельных видов товаров, в отношении которых не взимаются пошлины и налоги, а также, к которым не применяются меры экономической политики, при декларировании товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической помощи, при декларировании товаров, происходящих из государств - участников СНГ и ввозимых в Республику Казахстан в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан в соответствии с программой обеспечения жильём уволенных в запас или отставку казахстанских военнослужащих за счёт безвозмездных субсидий, представленных Правительством Республики Казахстан.

Также, одновременно с  предоставлением таможенному органу грузовой таможенной декларации, подаются документы, являющиеся неотъемлемой частью, письменные заявления лица, перемещающего товары и транспортные средства, при декларировании кино- и видеофильмов, созданных в странах, не входящих в СНГ, при вывозе на таможенную территорию Республики Казахстан, при декларировании товаров, ввозимых из Республики Казахстан для обеспечения производственной деятельности казахстанских предприятий, связанных с добычей минеральных ресурсов на земельных участках территории иностранного государства, судовая грузовая декларация, при декларировании не в порту, а в иных местах продукции морского промысла, справка, при декларировании алкогольной и табачной продукции иностранного производства, карточка транспортного средства или шасси транспортного средства при декларировании ввозимых авто-мототранспортных средств, прицепов к ним, подлежащих регистрации в государственной автомобильной инспекции МВД РК и шасси транспортного средства, принадлежащим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Информация о работе Лекции по "Таможенному праву"