Лекции по "Таможенному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:48, курс лекций

Описание работы

Тема 2. Таможенное право в системе права. Понятие и особенности таможенного права.
Тема 3. Таможенные правоотношения
Тема 4. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Тема.5 Таможенные режимы товаров
Тема 6. Таможенные платежи и налоги
Тема 7. Таможенное оформление
Тема 8. Таможенный контроль

Работа содержит 1 файл

ТП РК лекции.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

    Основными  целями таможенной политики являются:

- обеспечение эффективного  использования инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена  на таможенной территории РК;

- участие в реализации  торгово-политических задач по  защите казахстанского рынка;

- стимулирование развития  национальной экономики.

    Важнейшие  качественные характеристики таможенной  политики непосредственно связаны  с принципом регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Принципами  внешнеторговой деятельности являются:

  1. единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РК;
  2. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
  3. единство политики экспортного контроля;
  4. единство таможенной территории РК;
  5. приоритет экономических мер межгосударственного регулирования внешнеторговой политики;
  6. равенство участников внешнеторговой деятельности;
  7. защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
  8. исключение неопределенного вмешательства государства и его органов во внешнеэкономическую деятельность, внесения ущерба ее участникам и экономики РК в целом.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны.

    При экономической  безопасностью страны имеется  в веду такое состояние экономики,  которое гарантирует достаточный  уровень социального, политического  и оборонного существования и  прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным и внутренним угрозам и воздействиям.

    Различают  два основных видов таможенной  политики: протекционистская таможенная  политика и политика свободной  торговли.

    Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем отражения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование экспортных отраслей и т. д.

    Политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров во внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин.

    С целью  проведения активной таможенной  политики, содействующей повышению  эффективности и расширению внешнеэкономических связей, государство разрабатывает новые ее инструменты.

           3. Под таможенной территорией  понимается государственная территория, которая принадлежит государству  и в пределах которой оно  осуществляет свое территориальное  верховенство. На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это означает, что основу правого режима таможенной территории, как и государственной территории, составляет суверенитет государства. На таможенной территории в полном объеме действует единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    В соответствии  с Таможенным Кодексом РК составными  частями казахстанской таможенной территории являются: сухопутная территория РК, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Сухопутной территорией РК является вся суша, находящаяся в пределах его границ. Территориальные воды *море) – это прибрежные морские воды определенной ширины, отсчитываемые от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих государству, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются  Правительством РК.

Воздушную территорию РК составляет ее воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

     Однако  понятие таможенной территории  не совпадает с понятием государственной  территории. В таможенную территорию  не входят определенные участки государственной территории: свободные таможенные зоны и свободные склады.

     Под свободной  таможенной зоной имеется в  виду территория, на которой иностранные  товары размещаются и используется  в соответствующих границах без  взимания  таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования. Под свободным таможенным складом понимается закрытое помещение или открытая площадка, в пределах, которых иностранные границы товары также размещаются без применения мер тарифного и нетарифного регулирования.

    На определение  таможенной территории  существенное  влияние оказывает создание таможенных  союзов. В интересах развития  и укрепления международной экономической  интеграции РК создает с другими  государствами таможенные союзы.  Таможенный союз представляет собой соглашение двух или более государств о ликвидации таможенных границ между ними и образовании общей таможенной территории с общими таможенными мерами тарифного и нетарифного регулирования по отношению к другим странам.

    Пределы таможенной территории государства определяется таможенной границей, которая практически может, как совпадать, так и не  совпадать с государственной границей страны. Государственная граница представляет собой реальную линию на местности и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной границы.

    Под таможенной  границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая  таможенную территорию. Элементами  таможенной границы различаются  пределы таможенной территории  РК, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Принято различать внешнюю и внутреннюю границы.

     Внешняя  таможенная граница разделяет  таможенные территории смежных  государств. Она, как, правило,  совпадает с государственной  границей, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов.

    На внешней  таможенной границе действует  административно-таможенный режим,  устанавливаемый законодательством  о таможенной границе. Охрана  внешней таможенной границы осуществляется пограничными войсками совместно с таможенными органами.

     Внутреннее  таможенные границы образуют  периметры свободных таможенных  зон и свободных складов. Они  проходят в глубине таможенной  территории страны.

По своему административно-таможенному  статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория свободной таможенной зоны, свободного склада рассматривается как пограничное, выезд туда осуществляется строгого по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Охрана внутренней границы обеспечивается не пограничными войсками, а таможенными органами с администрацией свободной таможенной зоной.

  

Тема 2. Таможенное право в системе права. Понятие  и особенности таможенного права.

1.Возникновение таможенного  права.  Предмет таможенного права. Метод правового регулирования таможенного права.

2.Система таможенного  права.

3. Действие таможенного  права во времени, в пространстве  и по кругу лиц. 

4.Соотношение таможенного  права с другими отраслями  права.

1.Определение права,  которое дается во многих работах современных ученых звучит примерно следующим образом: «Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений».Система права и система законодательства тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Система законодательства – это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении права.

Итак, предмет регулирования  является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же исходит от властных органов и служит дополнительным, юридическим критерием, так как производен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой градации прав на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права. Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь  рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль  в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

Метод правового регулирования  зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы. На нее в свою очередь влияют такие факторы как круг субъектов правоотношения, характер и взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношения, различные средства обеспечения и охраны правовых норм, одним словом та специфика общественных отношений, которая имеет большое значение при определении характера правового воздействия на данные общественные отношения.

Возникновение самостоятельной  комплексной отрасли таможенной сферы связывается с определенным уровнем развития различных сфер общественной и государственной жизни Казахстана как самостоятельного государства, а также включением в его структуру разнородного по составу правового материала, достаточно объемного по содержанию и в то же время объединенного специфическими предметом и методом правового регулирования. Первая стадия развития таможенной сферы характеризуется таможенным регулированием общественных отношений, но его предмет был несколько уже в силу недостаточности правовой базы того периода. На второй стадии с принятием кодифицированного акта предмет правового регулирования приобретает современные черты, и тенденция его изменения пока не прослеживается.

Формирование в Казахстане основных положений таможенного права базируется на правовых институтах таможенного законодательства, к которым можно отнести таможенную политику, таможенное дело, принципы и правовые механизмы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенные режимы, таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль, ответственность за таможенные правонарушения. Развитие и совершенствование этих правовых институтов требуют осмысления таможенного права именно как специальной области знаний в целях систематизации накопленных знаний для оптимального решения практических задач.

Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе казахстанского законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной  власти различных уровней.

Конституцией Республикой  Казахстан таможенное регулирование  отнесено к ведению исполнительных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается в основном местным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Республики Казахстан, единство таможенных процедур.

Конституционные положения  таможенного регулирования регламентируются в законах, основным из которых является  таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года.

 Согласно Таможенному кодексу, таможенное дело в Республике Казахстан составляет таможенная политика Республики Казахстан, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Казахстан товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.

Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе  страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль.

 

Тема 3. Таможенные правоотношения

1.Понятие таможенных  правоотношений. Признаки и виды  таможенных правоотношений. 2. Товары  и транспортные средства как  объекты таможенных правоотношений.
3.Понятие и виды  субъектов таможенного права. 
4.Таможенные органы  как субъекты таможенного права.
5. Система таможенных  органов. 

В теории права юридические  факты рассматриваются в качестве предусмотренных в законе обстоятельств, которые являются основанием для  возникновения, изменения и прекращения  конкретных правоотношений.

Понятием общественного отношения обозначается реальное взаимодействие в социальном пространстве живых людей, наделенных определенным сознанием и волей, преследующих при этом определенные цели. Свои действия субъекты подобных отношений соотносят или подчиняют достижению определенного результата, цели. Последние нередко закрепляются действующими в обществе нормативами. Любая разновидность общественного отношения содержит основные атрибуты социального отношения. Высказывая эти мысли, известный теоретик в области общественных правоотношений Ю.И. Гревцов, указывал на полезность акцентирования внимания ученых на некоторых моментах понимания отдельно взятого общественного отношения, где особенно важным является обсуждение понятий (граней) между общественной связью, фактическим отношением, общественным отношением. Особенностью данного взгляда на эти понятия (и явления, этими понятиями выражаемые) состоят в том, что они, по сути дела, отражают процесс становления, развития зрелого социального отношения. С этих позиций общественное отношение - это способ стабилизации и универсализации ценных, значимых для людей, общества, государства моделей (типов) взаимодействия, способных привести к предполагаемым результатам. Признаком именно социальных (общественных) отношений можно считать и то, что они устанавливаются и реализуются в ходе взаимодействия (или противодействия) сторон. В общественном отношении люди, т. е. его стороны, нуждаются друг в друге, зависят друг от друга и добиться желаемого, или того, в чем они заинтересованы, они могут только опираясь на взаимное содействие.

Информация о работе Лекции по "Таможенному праву"