Контрольная работа по дисциплине «Таможенное дело»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Начиная с 1999г., динамика основных показателей социально-экономического развития России, после продолжавшегося практически целое десятилетие беспрецедентного для мирного времени экономического спада, вновь стала положительной. В целях стимулирования и упорядочения наблюдаемого оживления экономики, а также определения приоритетных направлений ее развития был разработан целый ряд различных программ, стратегий и направлений развития России как на ближайшие год-два, так и на весьма отдаленную перспективу.

Содержание

Введение с.4
1. Экономический рост и оценка его качества с.6
2. Экономический рост и государственное регулирование экономики с.8
3. Экономическая безопасность как основа для разработки и ориентир при реализации государственной экономической политики с.17
4. Экономический рост и экономическая безопасность России: и взаимозависимость, и взаимодополнение. с.22
Заключение с.25
Список используемой литературы с.26

Работа содержит 1 файл

таможенное дело кр.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Такая картина несколько напоминает дарвиновский естественный отбор с теми лишь поправками, что: 

– во-первых, возникающие в силу социальной сущности человека общественные институты и  явления (медицинские учреждения, приюты, благотворительность, социальное неравенство и др.) в различные времена в той или иной степени нарушают чистоту естественного отбора и, судя по всему, отбор становится все менее естественным;

– во-вторых, у человека преимущество перед себе подобными может заключаться  не столько в физическом или даже умственном, сколько в техническом превосходстве, возникающем благодаря реализации его творческого самосознания.

В сфере  экономики аналогом естественного  отбора в чистом виде является свободная  конкуренция. Однако, в большинстве  случаев олигополии или даже монополии также возникают в результате этой самой свободной конкуренции, основанной на рыночных принципах. Поэтому экономика более чем какая-либо другая сфера общественной деятельности человека заслуживает того, что бы считаться эволюционной наукой. Вышедшая в 1898г. работа Т. Веблена так и называлась: «Почему экономика не эволюционная наука». Эволюционная экономика вполне способна найти свое место в экономической науке. Согласно А.Н. Нестеренко, проблема состоит просто в четком разграничении сфер приложения «мэйнстрима» и эволюционной экономики. Данный автор сравнивает их с механикой и теорией электричества – разными разделами физики, которые нисколько не связаны между собой даже на уровне постулатов, что не мешает каждому из них адекватно описывать картину мира в своей сфере. Существование независимых друг от друга разделов физической науки не подвергает сомнению, согласно А.Н. Нестеренко, ни эти разделы, ни физику в целом. И все же эта аналогия нам кажется не совсем корректной по причине многогранности социальных, в том числе экономических, отношений. Поэтому как разработка государственной экономической политики, так и комплексная оценка экономического развития должны рассматриваться в двух плоскостях – и в категориях «мэйнстрима», и в категориях эволюционной экономики. Несмотря на ее название, эволюционной экономике не противоречат скачкообразные, т.е. революционные изменения, основанные, к примеру, на технологических инновациях, что также подчеркивает реалистичность эволюционной экономики. Обычно для положительной оценки экономического роста используют его такие характеристики как «устойчивый», «продолжительный» и «гармоничный».

Под устойчивым развитием («sustainable development») понимается «такая система организации общества, при которой удовлетворение потребностей нынешнего поколения происходит не в ущерб возможностям удовлетворения потребностей будущих». Данное общее определение легко конкретизировать для применения в отношении экономики. По нашему мнению, на долгосрочную устойчивость роста отдельно взятой экономики оказывают решающее воздействие три следующих фактора:

– экологическая  ситуация (иначе говоря, как решаются экологические проблемы);

– общественные отношения (прежде всего, проблема социального  неравенства);

– состояние  экономики зарубежных стран.

Из приведенных  выше трех факторов влияния лишь один (последний) имеет чисто экономическое  содержание. Остальные два, хотя и  имеют много точек соприкосновения  с экономикой, все же расположены  в других областях. А это значит, что достижение устойчивого экономического роста только экономическими методами невозможно. Более того, оно не становится более возможными и при механическом добавлении собственно экологических методов. Речь идет о необходимости институционально-методологической системы, в которой были бы взаимоувязаны определенным образом экономические, экологические и многие другие методы регулирования.

Под продолжительным  экономическим ростом понимают рост экономики, не прекращающийся в средне- или даже долгосрочном периоде. 

При гармоничном экономическом росте развитие одной или нескольких отраслей не носит гипертрофированного характера по сравнению с развитием других отраслей. Разумеется, гармоничный рост не исключает ускоренного развития отдельных отраслей, но при этом не должна наблюдаться «голландская болезнь», при которой национальная экономика становится экономикой одной отрасли, втягивающей в себя ресурсы со всей экономики. Полагаю, нет необходимости детально доказывать, что сравнительное развитие тех или иных отраслей определяется отнюдь не одними экономическими факторами. И это тоже говорит, что для успешного государственного регулирования необходима некая междисциплинарная система, которая позволяла бы учесть и взвесить все факторы отраслевого развития и спрогнозировать их динамику.

Итак, для  успешной государственной экономической  политики критически необходимо наличие  многогранной (институциональной, идеологической, методологической и др.) основы –  системы с необходимыми прикладными  приложениями, которая позволила  бы не только подключить все (а не только наиболее очевидные) экономические методы и учесть множество неэкономических факторов, но и выстроить их в единую стройную взаимоувязанную систему. Такой системой является, по нашему мнению, концепция экономической безопасности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Экономическая безопасность  как основа для  разработки и ориентир  при реализации  государственной  экономической политики 

    Экономическая безопасность впервые получила официальное определение в российском законодательстве в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В статье 2 этого закона экономическая безопасность была определена как «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям».

Основополагающим  документом в сфере обеспечения  экономической безопасности России в настоящее время является утвержденная Указом Президента РФ в 1996г. Государственная стратегия экономической безопасности РФ (далее – Государственная стратегия). Целью Государственной стратегии было провозглашено “обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз”.

И хотя, как видно из приведенной выше цитаты, появляются новые требования к безопасности в форме достижения “достаточного уровня…существования и…развития…”, “приемлемых условий жизни…”, выходящие к тому же на первый план, тем не менее, эти определения происходят из уже установленной нами связки «интересы [в данном случае, национальные] – угрозы», которая лежит в основе обеспечения экономической безопасности.

Исходя  из того, что обеспечение экономической  безопасности подразумевает, на наш  взгляд, не только защиту определенного существующего положения (или его совершенствование в той или иной степени), но и создание возможностей для выхода на новый, качественно более высокий уровень развития, нами предлагается следующее определение экономической безопасности государства.

Экономическая безопасность государства – это такое динамическое состояние экономических, социально-политических и иных аспектов взаимоотношений в обществе, при котором обеспечивается:

1) устойчивая  защита национальных интересов  в сфере экономики от воздействия  внутренних и внешних угроз и

2) реализация (достижение) национальных целей  в сфере экономики, установленных  в соответствии с существующими  приоритетами.

Данное  определение является отправной  точкой для разработки и анализа  нами различных категорий экономической безопасности и взаимосвязей между ними. Национальные интересы в сфере экономики состоят в повышении качества и уровня жизни, создании правового, социального государства, экономической стабильности, развитии равноправного и взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. Более того, в Концепции национальной безопасности РФ признается, что “Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми”. Таким образом, реализация национальных интересов России во всех прочих сферах возможна только при условии успешной реализации национальных интересов России в сфере экономики.

В Государственной  стратегии экономической безопасности РФ к основным национальным интересам в сфере экономики отнесены:

- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта;

- приемлемый  уровень жизни населения, обеспечивающий  социально-политическую стабильность;

- устойчивость  финансовой системы; 

- сохранение  единого экономического пространства, исключающее развитие сепаратистских  тенденций;

- создание  экономических и правовых условий,  противодействующих кримиминализацию  общества;

- обеспечение  необходимого государственного регулирования экономических процессов, способное гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях».

В силу объективной ограниченности имеющихся  ресурсов и возможностей воздействия при проведении государственной экономической политики среди национальных интересов определяются приоритетные, т.е. те, для обеспечения которых должны выделяться ресурсы в первую очередь, вторую и последующие очереди. И вот здесь уже начинается национальная специфика: где-то реализуется отчетливо выраженная социальная политика, а где-то еще во главу угла ставится создание современной конкурентоспособной экономики и т.д.

На основе упорядоченных в соответствии с  текущими приоритетами национальных интересов и исходя из имеющихся ресурсов и должна разрабатываться государственная экономическая политика. Эта политика направлена на достижение определенных с достаточной степенью конкретности целей, которые в силу их масштабности мы имеем право называть национальными. Национальные цели представляют собой более или менее точно определенные показатели, связанные с реализацией определенного национального интереса и на которые предполагается выйти через определенный промежуток времени. Нельзя не отметить и того, что национальные цели, будучи по сути макроцелями, состоят, с одной стороны, из совокупности определенных микроцелей, а с другой, – их достижение является результатом последовательного достижения ряда микроцелей.

Таким образом, условия обеспечения экономической безопасности – защита интересов и реализация целей – переплетаются теснейшим образом. Так, защита интересов может рассматриваться как важнейшая национальная цель, без реализации которой невозможна полноценная реализация каких-либо других национальных целей. В то же время национальная цель представляет собой конкретное выражение того или иного национального интереса.

Под угрозой  экономической безопасности нами понимаются сложившиеся экономические и  иные условия, произошедшие факты в  экономической и других сферах деятельности, которые способны (прямо или косвенно) оказать негативное воздействие на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта (отрасли экономики, экономической территории, национальной экономики в целом) в настоящем или ближайшем будущем.

Для характеристики состояния объекта воздействия  угроз, исходя из его подверженности этому воздействию, можно использовать термин «уязвимость». Опасность угрозы и уязвимость объекта тесно переплетены. Так, если опасность данной угрозы для  данного объекта говорит об его уязвимости перед ней и, наоборот, уязвимость данного объекта перед данной угрозой говорит о ее опасности для него. Например, по словам секретаря Совета безопасности РФ С.Б. Иванова «особенностью нынешнего этапа развития России является то, что внутренние угрозы являются определяющими». Это значит, что для современной России наибольшую опасность представляют именно внутренние угрозы, хотя по мере дальнейшего вовлечения России в мировую хозяйственную систему опасность внешних угроз будет увеличиваться.

Прикладным  инструментом для проведения оценки социально– экономического развития с позиций экономической безопасности являются так называемые «критерии  экономической безопасности».

Под критериями экономической безопасности нами понимаются показатели, характеризующие те или иные социально-экономические процессы, динамика значений которых свидетельствовала бы о воздействии (наступившем или еще только приближающемся) угроз или же о формировании угрозообразующих факторов.

Критерий  экономической безопасности – это, по сути, оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования материальных ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в развитых странах, а также уровню, при котором внутренние и внешние угрозы сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам; социальной стабильности, качества жизни населения и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Таможенное дело»