Методы и практика кодирования товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование и анализ отечественных и международных систем кодирования товаров.
В курсовой работе рассматривается сущность кодирования товаров, описаны структура и разновидности кодов, проведен анализ отечественных и международных систем кодирования товаров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Кодирование товаров: понятие, сущность, виды, системы кодирования.....4
1.1 Кодирование товаров. Виды кодирования…………………………………4
1.2 Системы кодирования товаров………………………………………………7
1.3 Сравнительный анализ систем кодирования товаров на примере UPN и EAN………………………………………………………………………………11
2. Сравнение кодирования в РФ и кодирования в зарубежных странах…….13
2.1 Сравнение применения штрихового кодирования в России с зарубежными……………………………………………………………………..13
2.2 Штриховое кодирование EAN 13…………………………………………..16
3. Проблемы, перспективы, выводы…………………………………………...21
3.1 Недостатки развития современного штрихового кода…………………..21
3.2 Достоинства и недостатки различных методов кодирования…………….22
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

товаровед курс.docx

— 69.24 Кб (Скачать)

Преимуществами  последовательного метода кодирования  являются простота построения кода, большая  емкость при высокой информативности, возможность получения итогов по старшим разрядам. Однако этот метод  влечет за собой большую значимость и сложность построения кода, а  также обладает всеми недостатками, присущими иерархическому методу классификации, и ограниченными возможностями  идентифицирования объектов. Негибкая структура классификатора, построенная с применением последовательного метода кодирования, позволяет применять его только в тех случаях, когда технико-экономическая информация и показатели меняются в течении длительного времени использования классификатора.

Последовательный  метод кодирования может быть проиллюстрирован на примере группы товаров «Продукция кабельная», которая  подразделяется на подгруппы и виды по взаимосвязанным признакам.

По классификационной  части ОКП:

Код Наименование
35 0000 продукция кабельная
35 8000 кабели, провода, шнуры межотраслевого и отраслевого  назначения
35 8200 провода монтажные/
35 8210 - с медной  жилой
35 8212 - с поливинилхлоридной  изоляцией

Параллельный  метод кодирования характеризуется  независимым кодированием признаков. В этом случае значение признака каждой части кодового обозначения не зависит  от значений признаков других. Параллельным методом кодирования чаще всего  пользуются при фасетном методе классификации. Учитывая, что для обозначения отдельного фасета в соответствии с фасетной формулой выделяется определенный разряд или группа разрядов кодового обозначения, то по конкретному кодовому обозначению легко узнать, набором каких характеристик описывается рассматриваемый объект. Параллельный метод кодирования может применяться также при иерархическом методе классификации. Причем в одном случае соподчиненные признаки, обладая полной однородностью, параллельны во всех звеньях иерархической цепи, в другом несоподчиненные параллельные признаки искусственно устанавливаются в определенной последовательности.

Параллельный  метод кодирования хорошо приспособлен для машинной обработки и решения  технико-экономических задач, характер которых часто изменяется. К недостаткам  параллельного метода кодирования, кроме ограниченных возможностей идентифицирования объектов, следует отнести большую, по сравнению с предыдущими методами, избыточность, что в результате приводит к меньшей информативности кодового обозначения и неполному использованию емкости, созданной классификации.

Как методы кодирования, так и методы классификации  самостоятельно практически не применяются. Чтобы использовать их преимущества и исключить присущие им недостатки, на практике чаще всего берут различные  комбинации методов классификации  и кодирования. Выбор той или  иной комбинации зависит от назначения классификатора и решаемых им конкретных задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Сравнительный анализ систем кодирования товаров на примере UPN и EAN

     Штриховые коды UPC и EAN получили наиболее широкое  распространение для кодирования  товаров в производстве и торговле. Первый из них представляет стандарт кодирования, принятый в США, второй - в Европе. Однако в ходе внедрения  систем кодирования в практику идентификации  товаров коду EAN (European Article Number) отдается предпочтение, в том числе в США, Японии и других странах неевропейского континента.

     Сходство  кодов UPC и EAN заключается в том, что  в них используется для кодирования  один и тот же набор знаков: цифры  от 0 до 9 и пять вспомогательных символов. Изображение знака содержит два  штриха и два пробела. Длина знака, отображающего цифру, равна 7 модулям. Для изображения цифр имеется  четыре таблицы соответствия, поскольку  в кодах используются знаки, ограниченные слева; знаки, ограниченные справа; знаки  с четными и нечетными паритетами. В кодах UPC и EAN набор знаков используется по-разному, исходя из особенностей представления  закодированной информации. Коды относятся  к непрерывным, контролируемым.

     Особенностью  этих кодов является то, что в  них применяются кодовые слова  фиксированной длины. Наибольшее распространение  в торговле за рубежом получили 13-и 8-разрядные коды EAN.

     Основным  принципом кодирования EAN является наличие однозначного идентификационного кода, полученного согласно правилам кодирования EAN для каждого продукта (товара). Все физические параметры  кода должны удовлетворять специальным  стандартам EAN, с учетом которых создаются  и используются соответствующие  технические средства записи, считывания и обработки информации штриховых кодов. 

     

     Рис. 1 Структура штрихового кода EAN 

     Первые 2-3 цифры - префикс национальной организации;

     - следующие цифры - это регистрационный  номер предприятия внутри национальной  организации; 

     - следующая группа цифр - это порядковый  номер продукции внутри предприятия; 

     последняя 13-я цифра - контрольное число. Оно  вычисляется из предыдущих двенадцати. Контрольное число вычисляется  по определенному алгоритму. Оно  отражает последовательность всех значений знаков кода.

     Ошибочным является мнение о том, что по штриховому коду можно определить страну-производителя. Штриховой код несёт информацию только о том, в какой национальной организации зарегистрировано предприятие.

     Штриховой код EAN используется для уникальной идентификации продукции. Штриховой код на товаре в магазине является эквивалентом как цены, так и наименования покупки. Если два товара отличаются по цене, то они должны иметь различные штриховые коды (номера EAN).

     Наибольший  опыт использования штриховых кодов  за рубежом и в определенной мере в России накоплен в производстве и торговле товарами народного потребления, где наибольшее применение имеет  код EAN, в ассоциацию которого входят уже более 30 стран, включая Россию.

      Глава 2. Сравнение кодирования в РФ и кодирования в зарубежных странах

      2.1 Сравнение применения штрихового кодирования в России с зарубежными   

 Практика  применения штрихового кодирования  в зарубежных странах.

Как пример работы пользователя с штриховыми кодами рассмотрим функционирование книжного магазина фирмы W. H. Smith и его оптового предприятия в Великобритании. Штриховой код проставлен на поступающие в магазин книги, журналы, газеты, канцелярские товары. Через названный магазин проходит в год более 70 млн. экземпляров книг в обложке и более 10млн. в переплете. Кроме того магазин торгует практически всеми канцелярскими товарами, журналами, газетами, средствами оргтехники и т.д. товарооборот магазина составляет более 12 млн. ф. Ст., площадь торгового зала 64 тыс. кв. м. Технология работы всей фирмы W. H. Smith и, в частности этого магазина организована таким образом, что около 70% принятых от покупателей заказов на печатные изделия, которые отсутствуют в торговом зале, но объявлены издательствами, выполняются в течение 72 часов (трое суток), а 30% выполняются в течение 120 часов (пять суток). Магазин принимает за год более 65тыс. заказов на книжную продукцию, из них около 60 тыс. поступают от индивидуальных покупателей и 5 тыс. - от различных организаций, в том числе библиотек. Таким образом 45,5 тыс. заказов, поступающих в магазины за год, выполняются в течение 3 суток и 16,5 тыс. в течении 5 суток. 
Движение товаров, производимых и реализуемых фирмой, организуется по схеме: издательство - типография (или любое другое предприятие - производитель) - база (оптовое предприятие) - магазин (розничная торговля). Площадь складских помещений в магазине небольшая, во всяком случае, по отношению к объему реализуемой продукции и площади торгового зала. Цель такого распределения помещений - разместить как можно больше продукции, т.е. максимально повысить КПД торговых площадей. Повышение эффективности работы магазина обеспечивают и имеющиеся средства малой механизации: различные гидравлические и электрические тележки; лифты, транспортеры, упаковочные автоматы и т.п. 
         Весь материальный поток и финансовый учет фирмы W. H. Smith автоматизирован с помощью вычислительных машин, установленных непосредственно в магазине. Здесь прослеживают поступление товара, его выдача в торговый зал, реализация, наличие остатков и наконец, оперативная информация о состоянии финансов. При общем годовом товарообороте в 330 млн. ф. ст. фирма затратила на автоматизацию управления товародвижением более 60 млн. ф. ст. используемый арсенал средств вычислительной техники включает персональные ЭВМ различных классов, в том числе переносные с оптическими считывателями (сканерами) и кассовые аппараты, также оснащенные сканирующими устройствами для считывания штрихового кода. 
Как отмечалось, выше, магазин работает с очень широким ассортиментом книг, периодических изданий и канцелярских товаров. Естественно, при учете наличия, перемещения, оперативных запасов и свободных остатков каждой единицы товара невозможно обойтись без штрихового кодирования и четко налаженной системы передачи информации. В рассмотренном нами случае именно их использование позволяет отработать и учесть все информационные потоки и связи между продавцами, руководителями отделов, руководством магазина, фирмы в целом, ее оптовым предприятием, издательством. Внутри магазинный обмен информацией обеспечивает коммутационная сеть единой базы данных. Последняя основана на персональной ЭВМ с достаточно большим объемом памяти. Обмен информацией между оптовым предприятием (центром сбыта) и магазином осуществляется посредством телефонного канала, к которому присоединены персональная ЭВМ, установленная на оптовом предприятии (внешняя вычислительная сеть) и персональная ЭВМ в магазине, подключенная к электронным кассовым аппаратам (локальная вычислительная сеть). Информация по товарам, не имеющим штриховой индексации, поступает в ЭВМ традиционным способом с помощью клавиатурного ввода. Помимо электронных кассовых аппаратов с оптическими устройствами считывания штрихового кода и настольными персональными ЭВМ большое место в управлении занимают и переносные ЭВМ со сканирующими устройствами считывания. Они малогабаритны, имеют автономное питание на аккумуляторах, обладают достаточно большой оперативной памятью (до 600 Кбт). В течение дня с помощью переносных ЭВМ записывается различного рода информация с кассовых аппаратов и сканеров. Затем для переноса информации они подключаются к более мощной персональной ЭВМ. 
         Как видим, рассмотренная цепочка взаимоотношений между производителем продукции и ее потребителем, дает оперативную и всестороннюю информацию специалистам о товародвижении на всех этапах.        

         

 Применение  штрихового кодирования в России         

 Россия  все увереннее вступает в рынок.  Старые планово - административные хозяйственные отношения между производителем и потребителем, основанные на монополизме, всеобщем дефиците и произвольном распределение товаров, отмирают. Им на смену приходят новые формы производственной и коммерческой деятельности, направленные на максимальное удовлетворение спроса, чутко реагирующие на его малейшие колебания и способные в кратчайшие сроки изменить хозяйственную политику в зависимости от меняющейся конъюнктуры. В этих условиях выиграют лишь те предприниматели и коммерсанты, которые достаточно ясно и четко осознавая преимущества современного маркетинга, сумеют наладить оперативную систему управления производством и товародвижением, систему прогнозирования покупательского спроса. Сегодня использование штрихового кодирования является важнейшим фактором эффективного функционирования маркетинга, который давно и прочно освоен в экономически развитых странах запада.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Штриховое кодирование  EAN 13

Стандартизацией и регистрацией кодов EAN занималась европейская ассоциация ЕАN, в продолжение развития стандартов, разработанных организациями UCC (Uniform Code Council, Inc.) в США и ECCC (Electronic Commerce Council of Canada) в Канаде. В 2005 году эти организации объединились и образовали глобальную организацию по стандартизации «GS1». «Национальная организация GS1 в России» является представителем этой организации в Российской Федерации.

Этот  стандарт является универсальным для  всех стран, а американская и канадская  национальная организация настойчиво рекомендовала всем торговым компаниям  своих стран заменить устаревшее оборудование и программы UPC, не способные  считывать EAN, на современные.

Разновидности кода:

  • EAN-8 (сокращённый) — кодируется 8 цифр.
  • EAN-13 (полный) — кодируется 13 цифр.
  • EAN-128 — кодируется любое количество букв и цифр, объединенных в регламентированные группы.

Коды EAN-8 и EAN-13 содержат только цифры и никаких  букв или других символов. Например: 2400000032639. Кодом EAN-128 кодируется любое  количество букв и цифр по алфавиту Code-128. Например:(00)353912345678(01)053987(15)051230, где (15) группа обозначает срок годности 30 декабря 2005.

История разработки и отличие  от UPC

Первоначально была разработана американская система  штрихового кодирования Universal Product Code. Статью об этом коде настоятельно рекомендуется изучить перед чтением последующего текста. В текущей же статье пропущена та часть информации, которая для обоих кодов является идентичной, и данная статья больше описывает отличия и особенности EAN-13 по сравнению с UPC.

Разработанная и внедрённая система кодировки  товаров UPC в США и Канаде стала  настолько популярной в супермаркетах, что европейцы также задумались о ее внедрении. Стояло две задачи: обеспечить производителей определённым диапазоном кодов, отличных от американских, для кодировки производимых товаров  и обеспечить возможность магазинам  считывать как американские, так  и европейские коды, причем желательно, чтобы на упаковке был только один, единый штрих код, а не два кода (для США и для Европы). Для того, чтобы закодировать в коде товары других стран, необходимо было увеличить количество разрядов кода с 12 цифр, которые были в эксклюзивном владении американцев и канадцев до, как минимум, 13 цифр, чтобы использовать эту дополнительную, и первую по счёту цифру в коде в качестве условного сигнала для торговых программ, что этот товар не американского производства.

Американцам и канадцам в качестве этой цифры  разработчики сразу зарезервировали  ноль. У европейцев стояла и организационная  задача: распределить (делегировать) определённые диапазоны значений кодов различным  странам мира, для чего определили в качестве префикса региона первые три цифры, включая дополнительную тринадцатую. Вопреки заблуждению, этот префикс не означает страну происхождения  товара, а лишь указывает код регионального  регистратора, где зарегистрировалась компания, печатающая код на своей  упаковке. Товар может быть произведён, например, в Китае, но китайская компания, зная, что товар в этой русскоязычной  упаковке будет продаваться в  России, законно может зарегистрировать для себя коды в российской организации GS1, и выпускать продукцию со штрих кодом, начинающимся с 460—469. И наоборот, товар может быть выпущен в России, а код может быть использован не российский. Однако чаще всего в качестве регионального кода действительно встречается код той страны, где выпущен данный товар.

Помимо  организационной задачи, перед разработчиками стояла серьёзная техническая задача — сохранить совместимость кодов и одновременно возможность минимальных аппаратно-программных переделок сканеров штрих кода, тогда ещё достаточно дорогих. Важно было сохранить то же самое количество штрихов, осевую симметричность кода для его удобного чтения как в прямом, так и в обратном направлении (если товар поднесён к сканеру «вверх-тормашками»), возможность чтения негативных кодов (светлые штрихи на тёмном фоне). В результате было найдено простое решение: в целях максимальной совместимости кодирование EAN было переработано из UPC так, что по-прежнему содержало только 12 «штриховых цифр» (то есть только 12 цифр в коде имеют соответствие конкретным штрихам), а дополнительная тринадцатая цифра вычислялась логическим путём. «Рисунок» EAN-13 ничем не отличается от рисунка UPC, а для кодов, начинающихся с нуля был точной копией.

Информация о работе Методы и практика кодирования товаров