Научно технический прогресс и таможенная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 07:57, реферат

Описание работы

Цель: во-первых, раскрыть специфику таможенной политики как предмета исследований политической науки, во-вторых, рассмотреть стратегию развития таможенной политики и Научно технического прогресса и в-третьих рассмотреть Научно-технический прогресс в таможенной политики его роль в повышении экономической эффективности таможенного контроля.
Для реализации цели исследования представляется необходимым последовательно решить комплекс следующих задач:
– дать определение понятия «таможенная политика и НТП»;
– раскрыть сущностные черты таможенной политики;
– рассмотреть особенности формирования и реализации таможенной политики в системе внутри и внешнеполитических мероприятий государства;
– выявить основные приоритеты и специфику таможенной политики;
– рассмотреть особенности современного этапа развития НТП в таможенной политике.

Содержание

Введение
1 Научно технический прогресс и его экономическая составляющая
1.1 Особенности современного этапа развития НТП
1.2 Государственное регулирование НТП
2 Основы таможенной политики
2.1 Таможенная политика: цели, методы её осуществления, этапы формирования
2.2 Субъекты таможенной политики
2.3 Структура таможенной политики
3 Научно-технический прогресс в таможенном деле и его роль в повышении экономической эффективности таможенного контроля
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Дашка.docx

— 65.77 Кб (Скачать)

Однако, с учетом вышеизложенного, нет оснований  рассчитывать на то, что в пределе  государство сможет полностью снять  с себя эти обязанности, так как  часто они носят даже не столько  необходимый, сколько демонстрационный характер, гарантирующий заинтересованность государства в достижении конечного  результата, что снижает инвестиционные риски и размер издержек частных  инвесторов, привлекая их к участию  в финансировании инновационных  проектов.

Роль  государства в обеспечении инновационной  деятельности может выражаться либо в субсидировании НИОКР, либо в их льготировании. В последние годы в странах ОЭСР в этом направлении  наметилась тенденция к преимущественному применению льгот (косвенное стимулирование) по сравнению с субсидиями и займами (пряное стимулирование). Во-первых, налоговые льготы предполагают меньшее вмешательство со стороны государства в экономическую жизнь предприятия. Во-вторых, они поощряют уже овеществленные действия, а субсидии - те, которые еще предстоит осуществить. Этот подход используется во всех развитых странах и служит эффективным средством привлечения частных инвестиций в НИОКР.[11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основы  таможенной политики
 
    1. Таможенная  политика: цели, методы ее осуществления, этапы  формирования
 

Таможенная  политика это система политико правовых, экономических, организацыонных и иных широкомасштабных мероприятий проводимых государством в сфере таможенного дела направленных на реализацию и защиту внутри и внешнеэкономических национально государственных интересов, определяемых целями и задачами политико экономической стратегии государства.

Цели  таможенной политики:

1). Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России и ТС;

2). Участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка;

3). Стимулирование развития национальной экономики;

4). Содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.[3]

Основные  начала таможенной политики тесно связаны  с принципами государственного регулирования  внешнеторговой деятельности (ГРВТД), к которым в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 4) относятся:

1). Единство  и разграничение таможенной и внешнеторговой политики;

2). Единство  системы ГРВТД;

3). Единство  применение методов ГРВТД;

4). Единство  ТТТС;

5). Защита  прав и законных интересов  участников ВТД;

6). Равенство и не дискриминация участников ВТД;

7). Взаимность  в отношении с другими государствами;

8). Приоритет  международных договоров общепризнанных  принципов и норм международного  права;

9). Независимость  от политики других государств  и их союзов;

10). Стабильность  таможенной политики;

11). Гласность  (открытость таможенной политики);

12). Обеспечение  оборота страны и безопасности  государства, а также ТС.

Таможенная  политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью  таможенных органов. Формирование и  реализация таможенной политики - сложный  процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также  заинтересованных предпринимательских  кругов.[4]

Исторически таможенная политика стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. Таможенная политика – неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Формирование  таможенной политики любого государства  предполагает два важных подхода  к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского  хозяйства от иностранной конкуренции  на внутреннем рынке. Протекционистская  таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий  для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем  минимизации каких-либо ограничений  на внешнеторговый оборот, что ведет  к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной  торговли предполагает минимальный  уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза  иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного  контроля, различные таможенные ограничения  и формальности, связанные с практикой  внешнеторгового лицензирования и  квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

Административные  инструменты регулирования внешней  торговли просто необходимы на современном  этапе. С их помощью государство  в условиях самостоятельного осуществления  большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового  дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.[5]

Таможенная  политика должна быть: относительно стабильна  и предсказуема; прозрачна для  деловых кругов, понимаема ими; управление ею должно носить государственный характер и быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается – оно неизбежно), подчинена обеспечению экономической безопасности.

Основными этапами формирования и реализации являются:

1. Формирование таможенной политики: разработка стратегии и плана, законодательное закрепление.

2. Реализация и мониторинг, осуществление мероприятий по разрешению проблем, оперативное отслеживание реакции экономики, рынка, хозяйствующих субъектов на введение тех или иных мер с целью выработки предложений по совершенствованию таможенной политики.

3. Оценка и регулирование - контроллинг - оценка адекватности реализуемой таможенной политики прямым и косвенным, получаемым, ближайшим и отдаленным результатам, а также последствий продолжения ее осуществления с целью принятия своевременных решений для ее корректировки.[6] 

2.2 Субъекты таможенной  политики 

К субъектам  таможенной политики относятся законодательные  и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты власти, а также группы интересов и группы политики, связанные  с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники  ВЭД, социальные слои, группы, на которых  распространяется или оказывает  воздействие таможенная политика.

К субъектам  таможенной политики, формирующим ее, прямо или косвенно принимающим участие в ее реализации, относятся:

1). Органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного тарифа).

2). Специальные государственные органы

3). Содействующие организации:

1. Торгово-промышленная  палата с входящими в нее  региональными отделениями и  представительствами за рубежом  и относящимися к этой системе  внешнеэкономическими предприятиями:  Союзэкспертиза, Российское агентство  рисков, отраслевые объединения  производителен и экспортеров  при Минторге и ряд других; смешанные торговые палаты.

2. Банки:  Банк внешней торговли, Экспортно-импортный  банк РФ, Российский банк реконструкции  и развития.

3. Ассоциации  делового сотрудничества с зарубежными  странами.

4. Неправительственные  и негосударственные международные  организации: Международная торговая  палата; экономические форумы; институты  ООН, регулирующие ВЭД: ВТО  ГАТТ, МВФ, ЮНКТАД (конференция ООН  по торговле и развитию), Всемирная  таможенная организация, а также  международные советы, международные  консультативные комитеты и группы, действующие под эгидой ООН.  Эти международные структуры  формируют механизмы международного  регулирования и координации  в сфере таможенного дела, настраивающиеся  на интересы доминирующих субъектов  геополитики и геоэкономики, и  реализуют институционально-экономические  формы организации потоков трансграничных  перемещений и контроля за  ними.[9] 
 

2.3 Структура таможенной  политики 

В таможенной политике необходимо различать идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую (конфликтно-консенсусную) составляющие.

Целостность, развитие и реализация таможенной политики обеспечиваются сбалансированностью  ее внутренних компонент, а также  взаимодействием и сбалансированностью  ее отношений с внешней средой.

С точки  зрения реализационного подхода  в таможенной политике выделяют следующие  основные составляющие: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную.

Правовая  составляющая: обретение, удержание  и использование государственной  власти в сфере регулирования  ВЭД. С этой точки зрения таможенная политика - система, комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной  базы и мерами административно-властного  характера, которыми наделены таможенные органы. Однако многие из действующих  ныне законов содержат правовые нормы  непрямого действия. Это включает механизм ведомственного нормотворчества. Многие конкретные стороны таможенного, валютного, налогового регулирования  внешней торговли определяются путем  издания ведомственных инструкций, приказов, чем обуславливается запутанность, неразбериха. Реальная практика исполнения всего этого директивного материала  стала осязаемым барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления - коррупцию. Таможенный тариф должен быть экономически обоснованным, сбалансированным, стабильным и эффективным  инструментом защиты экономических  интересов страны: необходим также четкий механизм доведения всех изменений ставок пошлин до потребителей.

Организационная (институциональная) характеристика таможенной политики проявляется через госучреждения, институты, в которых она разрабатывается, определяется, реализуется через  запретительно-разрешительные или  ограничительные системы по трансграничному  перемещению товаров, транспорта, людей.

Экономическая компонента (составляющая) связана  с обеспечением реализации внешней  и внутренней экономической политики, через протекционизм, свободу торговли преференции и другие средства таможенного  регулирования.

Психоэтическая  компонента (составляющая) - разработанная  система сценариев, определяющих характер конфликтно-консенсусных шагов, маневров, уступок и т.д. при разрешении противоречий.

Информация о работе Научно технический прогресс и таможенная политика