Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Углубление рыночных реформ в нашей стране объек¬тивно вызывает необходимость определения приоритетов во внешнеэкономической деятельности. Перспективной в этом плане представляется экономическая политика, иду¬щая по пути все большего сосредоточения вывоза сырья в руках государственных структур и одновременного со¬здания благоприятных условий для участников внешне¬экономической деятельности (ВЭД) по расширению экспорта продукции высокой степени обработки.

Работа содержит 1 файл

Спец раздел Бух учет.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Закон РФ «О таможенном тарифе»  признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли.

Таможенный кодекс РФ впервые четко регламентировал правовую основу внешнеэкономических отношений в стране, установил механизм и порядок таможенного контроля.

Таможенный кодекс РФ содержит 6 разделов, 42 главы, объединяющих 439 статей. Названия разделов и статей раскрывают основные сферы ВЭД ее участников и сопоставимый объем регулирования их правоотношений.

Действующий Таможенный кодекс РФ по сравнению с прежним  в большей степени унифицирован с Киотской конвенцией и отвечает в значительной степени требованиям Всемирной торговой организации.

На базе вышеназванных  законов органами исполнительной власти различного уровня – от Правительства РФ до Федеральной таможенной службы РФ, Минфина РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, а также других органов – формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулирования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.

Особо следует отметить, что принятием постановления Правительства РФ от 27.08.2004 г. Министерство экономического развития и торговли РФ получило статус уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области внешнеэкономической деятельности.

Следовательно, функции Федеральной таможенной службы РФ в данном направлении по существу упразднены.

Теперь на Министерство экономического развития и торговли возложены функции  по осуществлению:

    • государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
    • проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений на экспорт и импорт товаров;
    • функций, касающихся выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования ВЭД и таможенного дела;
    • координации и. контроля деятельности находящейся 
      в его ведении Федеральной таможенной службы.

Учет участников внешнеторговой деятельности в системе таможенного регулирования ведется в целях идентификации юридических лиц и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также создания базы данных «Участник ВЭД» для оперативного получения объективной информации и дальнейшего ее обобщения в таможенных органах. Кроме того ведение учета данных участников создает основу для последующего использования в целях информирования и ориентации соответствующих служб по таможенному оформлению и таможенному контролю в частив принятия ими оперативных мер и применения адекватных форм и методов таможенного контроля.

 

ЭКСПОРТНЫЕ  ОПЕРАЦИИ, ИХ ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  УЧЕТА

 

Развитие рынка объективно требует расширения сфер предпринимательской  деятельности ее участниками при  активном содействии государства. Это  содействие особенно важно при выходе предприятий и организаций на внешний рынок, в связи с чем исключительное значение приобретает одобренная постановлением Правительства РФ «Федеральная программа развития экспорта» № 123 от 08.02.96 г.

Стратегической целью данной Программы  является совершенствование структуры российского экспорта, совершенствование товарной и географической структуры экспорта, использование прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.

Экспорт – вывоз товаров, технологий или услуг за пределы страны с целью их реализации на внешних рынках для получения доходов в иностранной валюте. Товар принято считать экспортным, если он продан иностранному юридическому или физическому лицу.

На формирование учета ВЭД предприятий  и организаций важное влияние оказывают особые условия оформления экспортно-импортных операций, порядок расчетов между участниками контрактов и т. п.

Тем не менее, независимо от специфики  осуществления отдельных операций, связанных с перемещением товаров  и транспортных средств, участник ВЭД в обязательном порядке должен оформить соответствующую процедуру по постановке на учет в ближайшем таможенном органе, предоставив в него учредительные документы, свидетельство регистрации, справку о постановке на учет в налоговой инспекции с указанием ИНН, справки из уполномоченного банка об открытии валютных счетов с указанием ИНН, ОКПО, БИК, корреспондентского счета и юридического адреса, а также другие сведения, необходимые в целях установления «прозрачности» его деятельности (контракт, учетную карточку участника ВЭД и т. п.).

В реализации указанной цели важное значение имеет формирование учетной политики организации-экспортера, относящейся к определению даты реализации (передачи) товаров (услуг), т. е. установление момента признания доходов по этим операциям. Позиция экспортера в данной ситуации определяется его учетной политикой которая не должна выходить за рамки требований ПБУ 9/99 «Доходы организации». Состав последних определяют 5 условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результат конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

При этом экспортер должен в первую очередь исходить из требований налогообложения. Согласно ему (ст. 167 п. 1, 2 часть вторая ЦК РФ) данный показатель для организации, принявшей в учетной политике дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, признается как день оплаты товаров (услуг), если в учетной политике организации дата возникновения такого обязательства установлена по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, дата реализации товаров (работ, услуг) определяется как наиболее ранняя из следующих дат:

    • день отгрузки товара (выполненная работа или оказанная услуга);
    • день их оплаты;
    • день предъявления покупателю счета-фактуры.

Оплата товара (работ, услуг) считается произведенной, если имеет место прекращение встречного обязательства по ним со стороны плательщика (кроме случаев выдачи покупателем векселя, когда требование исполнения встречного обязательства покупателем нарушено, но срок исковой давности (3 года) не наступил, датой оплаты товаров (работ, услуг) по налоговому законодательству признается наиболее ранняя из следующих дат:

    • день истечения указанного срока исковой давности;
    • день списания дебиторской задолженности.

В процессе реализации товаров (работ, услуг), ставка НДС по которым  установлена в размере 0% в режиме экспорта при условии фактического их вывоза (оказания) или 10% внутри страны по определенному перечню продовольственных товаров (пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ), а также 18%, дата реализации устанавливается как наиболее ранняя из следующих дат:

    • последний день месяца, в котором подготовлен не 
      обходимый пакет документов, перечень которых определен ст. 165 НК РФ (часть вторая).

При вывозе товаров с  таможенной территории РФ в режиме экспорта НДС не уплачивается (пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ). Данный порядок освобождения от НДС распространяется и на некоторые специфические таможенные режимы (таможенный склад и др.) при условии последующего вывоза этих товаров (в том числе продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Освобождение экспортируемых товаров от обложения НДС вызывает необходимость его восстановления. Это касается ранее зачтенного (входного) НДС, относящегося к приобретенным материалам. При этом следует учитывать одну особенность. Первоначально приобретенные материально-производственные запасы в ходе их использования могут быть направлены как на выполнение экспортного заказа, так и на выпуск продукции на внутреннем рынке. Поэтому в учете следует разграничить восстановление НДС по ставке 0% по материалам для изготовления продукции, реализуемой на экспорт, и ставками 10% или 18% по материалам, израсходованным на выпуск продукции, которая будет обращаться на внутреннем рынке.

Процедура разграничения  НДС осуществляется пропорционально удельному весу продукции, поставляемой на экспорт к общему ее выпуску в налоговом периоде.

На исчисленную сумму  восстановления НДС по готовой продукции, поставляемой на экспорт, ранее зачтенного по приобретенным материалам, в учете следует сделать запись методом красное сторно:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС при продаже товаров на внутреннем рынке».

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям», субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».

С 01.01.2002 г. — даты ввода  главы 25 НК РФ — существенно изменилась методика налогообложения прибыли. Сумма налога на прибыль стала исчисляться не по данным бухгалтерского учета на основании информации, представленной в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» с корректировкой размера валовой прибыли для целей налогообложения в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 налоговой декларации. За основу расчета суммы налога на прибыль взяты первичные документы и учетные регистры самостоятельного налогового учета.

С указанной даты для  экспортеров возникли определенные сложности с исчислением финансового результата. Эти сложности обусловлены в основном двумя причинами: 

    • переходом исчисления для целей налогового учета 
      с постатейного подсчета текущих издержек на поэлементный подход, методика которого четко не отработана как в общем нормативном регулировании, так и в отраслевом аспектах;
    • противоречивостью отдельных положений, содержащихся в главе 25 части второй НК РФ, ранее введенным нормам налогового законодательства.

 В частности, имеет  место несоответствие в определении даты реализации продукции (работ, услуг), что окажет негативное влияние на правильное исчисление прибыли, а, следовательно, и налога на прибыль. Так, п. 1 ст. 39 части первой НК РФ однозначно трактует в части времени признания реализации товаров, работ и услуг организацией или индивидуальным предпринимателем момент передачи на возмездной основе (в том числе и их обмен) права собственности на отчуждаемые соответствующие виды активов. В то же время п. 3 ст. 271 части второй НК РФ устанавливает, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода для целей налогообложения признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ независимо от фактического поступления денежных средств или иных видов активов в их оплату.

Между тем, как уже отмечалось, разрыв во времени между датой отгрузки и переходом права собственности во многих случаях бывает значительным.

Организация учета экспортных операций зависит от сложившейся практики реализации товаров: непосредственно самим предприятием-изготовителем или через посредническую внешнеэкономическую организацию.

Если в первом случае предприятие-экспортер  отражает в учете все хозяйственные операции – от формирования готовой продукции до установления контрактной цены, по которой товар будет предложен иностранному покупателю, — то во втором – предприятие интересует размер комиссионного вознаграждения (бонус), который предстоит ему оплатить за посреднические услуги.

Однако при любом варианте реализации товаров на экспорт они должны учитываться в целях налогообложения по рыночным ценам. Во внешнеэкономической деятельности рыночными ценами при реализации товаров на экспорт считаются цены на аналогичную продукцию на соответствующих международных рынках с учетом условий поставки. Условия поставки проставляются в гр. 20 ГТД. Как уже отмечалось, в международной торговле наибольшее применение находит поставка товаров на условиях франко-вагон границы страны экспортера. Учитывая тот факт, что экспортер не всегда имеет возможность располагать исчерпывающей информацией о таких ценах, публикуемые данные о которых бывают нередко завышенными, он может воспользоваться информацией о ценах на" аналогичные экспортируемые товары, содержащейся, в сведениях таможенной статистики. Эти данные есть в ГТД, один экземпляр которой экспортер заполняет для органов статистики.

Для целей налогообложения  цена товаров, работ и услуг должна определяться исходя из требований ст. 40 части первой Налогового кодекса РФ. Для этих целей признается цена, указанная сторонами сделки. Считается, что пока не будет доказано обратное, эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 части нерв НК РФ) на аналогичные товары на момент реализации, но не ниже их фактической себестоимости. В том случае, когда такие цены оказались ниже фактической себестоимости, то для целей налогообложения учитывается фактическая цена реализации, но не ниже рыночной.

При определении и признании  рыночной цены товаpa, работы, услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, раб услуги и биржевых котировках.

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности