Общие (непреференциальные) правила определения страны происхождения товаров ВТО и порядок ее подтверждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Существуют две категории правил определения страны происхождения товаров:
- преференциальная
- непреференциальная
Преференциальные правила происхождения предусмотрены в норма-тивных актах и международных соглашениях для определения того, пользу-ются ли товары преференциальным режимом в сфере торговых обменов. Преференциальное происхождение предусматривает предоставление опреде-ленных тарифных льгот (снижение ставки или освобождение от пошлины) для товарооборота между странами, заключившими соответствующее согла-шениями, или когда такие льготы предоставляются государством в односто-роннем порядке. [6]
Определение страны происхождения или «гражданства» импортируе-мых товаров необходимо для применения основных мер торговой политики, таких как тарифное регулирование, количественные ограничения, антидем-пинговые и компенсационные пошлины, для охранных мер и статистическо-го учета, а также требований в отношении маркировки товаров, подтвер-ждающей их происхождение, правил, касающихся государственных закупок.
Для этих целей страна происхождения определяется в соответствии с основными, или «непреференциальными» правилами. Государства, в кото-рых действуют «нулевые» или сниженные ставки пошлин на товары, ввози-мые из отдельных стран, применяют иные и часто отличающиеся от основ-ных преференциальные правила определения страны происхождения для ус-тановления возможности ввоза товаров по льготным ставкам. Применение преференциальных правил позволяет ответить на вопрос о том, могут ли быть предоставлены тарифные преференции в отношении данного товара, тогда как непреференциальные правила используются для установления соб-ственно страны происхождения товара.
В данной работе будут раскрыты теоретические основы определения страны происхождения товара, в частности, понятие страны происхождения товара и порядок ее подтверждения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Страна происхождения товаров: сущность, общие правила определения в ВТО
Цели определения страны происхождения товаров 5
Соглашение по правилам происхождения ВТО 6
Глава 2. Правила определения страны происхождения товаров
Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008г 10
2.2 Соглашение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000г 16
Глава 3. Подтверждение страны происхождения товара
Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров 21
Сертификат о происхождении товара 23
3.3 Сертификат о происхождении товара формы СТ-1 26
3.4 Декларация о происхождении товара 33
Заключение 34
Приложения 36
Список использованных источников 52

Работа содержит 1 файл

Курсач СПТ.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

     Если  в отношении отдельных видов  товаров или какой-либо страны особенности  определения страны происхождения товаров особо не оговариваются, товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

     Для определения страны происхождения  товара используются в порядке, определяемом Комиссией таможенного союза, следующие критерии достаточной переработки:

     1 – выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

     2 – правило адвалорной доли (изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции).

     В случае если применяется правило  адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:

    • для импортных материалов – по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или (при неизвестном происхождении импортных материалов) (РФ) по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;
    • для конечной продукции – по цене на условиях «франко-завод».

     При этом считаются не отвечающими критериям достаточной переработки:

     1) операции по обеспечению сохранности  товара во время его хранения  или транспортировки;

     2) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) по разборке и сборке упаковки;

     3) простые сборочные операции и  операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Комиссией таможенного союза, учрежденной в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года;

     4) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

     5) убой животных, разделка (сортировка) мяса;

     6) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие  окисью, маслом или другими веществами;

     7) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи,  тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

     8) операции по покраске или полировке;

     9) шелушение, частичное или полное  отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

     10) операции по окрашиванию сахара  или формированию кускового сахара;

     11) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;

     12) затачивание, простой помол или  простая резка;

     13) просеивание через сито или  решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);

     14) розлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

     15) разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

     16) комбинация двух или большего  числа указанных операций.

     При определении страны происхождения  товаров происхождение используемых для их производства или переработки тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

     Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если данные приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и продаются в комплекте с вышеуказанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами и в количестве, обычно поставляемом с данными устройствами.

     Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, при условии, что товар обычно реализуется в данной упаковке в розничной торговле, в том числе при применении третьего критерия достаточной переработки — правила адвалорной доли.

     Когда упаковка подлежит декларированию отдельно от товара, то страна происхождения упаковки определяется отдельно.

     При определении страны происхождения  товары в разобранном или несобранном  виде (поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также, если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации) могут рассматриваться по желанию декларанта как единый товар только при одновременном выполнении следующих условий:

     1. предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых несколькими партиями, или разделении товаров на несколько партий с указанием причин такого разделения, приложением спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо документальное подтверждение ошибочности разделения товаров на несколько партий;

     2. поставка всех партий товаров из одной страны одним поставщиком;

     3. декларирование всех партий товаров одному таможенному органу;

     4. поставка всех партий товаров в рамках одного контракта;

     5. поставка всех партий товаров в срок, не превышающий одного года со дня принятия таможенной декларации либо до истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров. По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки всех партий товаров по причинам, не зависящим от получателя товара, эти сроки могут быть продлены таможенным органом на время, необходимое для поставки всех партий товаров, но не более одного года. [2]

 

      2.2 Соглашение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000г

     Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 2 апреля 1999 года и находящихся в торговом обороте между этими государствами.

     Порядок определения страны происхождения  товаров, ввозимых на таможенные территории государств – участников Соглашения из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальными законодательствами государств – участников Соглашения и международными договорами.

     Страной происхождения товара считается  государство – участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.

     Для оценки критерия достаточной обработки или переработки может применяться кумулятивный принцип, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки или переработки в государствах – участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара.

      Если  в производстве конечного товара в одном из государств – участников Соглашения используется сырье или материалы, происходящие из других государств – участников Соглашения, подтвержденные сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 и подвергаемые поэтапной последующей обработке в других государствах – участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут обработке/переработке.

      При отсутствии сертификата о происхождении сырья или материалов формы СТ-1, а также в случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств – участников Соглашения, определение страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки/переработки:

      а) изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4-х знаков, произошедшее в результате обработки/переработки

      С точки зрения представления документального  подтверждения в данном случае необходимо, чтобы субъекты хозяйственной деятельности/участники цепочки торговых операций, связанных с производством товара, надлежащим образом фиксировали информацию о том, какой код имели импортные материалы и компоненты, и какой код имела произведённая продукция. Выполнение таких требований может не вызывать затруднений в ситуациях, когда поставщик готовой продукции напрямую закупает и ввозит материалы и компоненты, используемые затем для производства товара, но может оказаться непростой задачей, если импортные материалы закупаются у посредников в стране производства конечной продукции. [4]

      б) выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место

     Данный  критерий определяет для каждого товара или группы товаров операции по их производству или переработке, при выполнении которых в данной стране товар считается происходящим из этой страны (позитивный критерий), или операции, не дающие оснований считать товар происходящим из данной страны (негативный критерий). При формулировании правил определения страны происхождения, основанных на таком критерии, может устанавливаться требование использования определённых материалов, происходящих из данной страны, или не допускаться использование определённых материалов, не происходящих из этой страны. Например, правила определения страны происхождения изделий одежды, ввозимых в страны Европейского союза (ЕС), устанавливают, что в качестве исходного сырья для производства товаров должна использоваться пряжа. Таким образом, одежда, произведённая из ткани, не будет считаться происходящей из стран ЕС. 

     Основное  преимущество правил, основанных на критерии выполнения определённых технологических  операций, состоит в том, что, будучи однажды установлены, они дают чёткое, не допускающее различных толкований, представление о том, каким критериям должен удовлетворять товар, что обеспечивает предсказуемость правил для производителей товаров. Вместе с тем, данная система имеет ряд недостатков, например, необходимость пересмотра критериев в связи с постоянным совершенствованием технологических процессов, а также требования к документационному обеспечению, в частности, актуализация описания производственных операций, выполнение которых может представлять сложности для предприятий.

      в) правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

      Подобно правилу изменения классификационного кода товара, критерий добавленной стоимости имеет ряд преимуществ, связанных с ясностью и относительной простотой его применения. Однако на практике данный критерий может вызывать затруднения. Во-первых, возникает вопрос определения стоимости материалов, которая, в зависимости от условий поставки, будет иметь неодинаковую величину. Во-вторых, использование метода добавленной стоимости может повлечь за собой значительные дополнительные затраты для предприятий, которым потребуется сложная система учёта, которая бы позволяла адекватно фиксировать необходимую информацию. Наконец, определение страны происхождения по данному методу зависит от изменения факторов, из которых складывается себестоимость продукции в различных странах, таких как курсы валют, уровень оплаты труда и стоимость сырья. Например, производственные операции, дающие основание считать товар происходящим из одной страны, могут оказаться недостаточными, если они выполняются в другой стране из-за разницы в уровне оплаты труда. Кроме того, одни и те же операции, обеспечивающие происхождение товара из данной страны в настоящий момент, с течением времени могут оказаться недостаточными в случае изменения курса валют.

      Основным  критерием достаточной обработки/переработки  является изменение товарной позиции  по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4-х знаков; он применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (Приложение 1).

Информация о работе Общие (непреференциальные) правила определения страны происхождения товаров ВТО и порядок ее подтверждения