Общие принципы таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования – раскрыть значение, перспективы и особенности таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Задачи дипломного исследования:
- охарактеризовать состояние международно-правового регулирования таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
- проанализировать особенности таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность, общая характеристика и особенности правового регулирования перемещения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
1.1. История возникновения и применения ограничений в перемещении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
1.2. Понятие и виды драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
1.3. Нормативно- правовая база, регламентирующая перемещение драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
Глава 2. Общие принципы таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
2.1. Особенности таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
2.2. Особенности таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
Заключение
Список литературы и источников

Работа содержит 1 файл

Копия 3237_110411.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Понятие «отходы производства и потребления» определено в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»[5] следующим образом: остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Исчерпывающий перечень драгкамней, который может быть изменен также только федеральным законом:

1.      природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты;

2.      природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.

К драгкамням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. № 8 утвержден Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням[6], в соответствии с п. 2 которого основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются:

1.      масса - свыше 1000 граммов;

2.      форма - разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутриствольного образования янтаря;

3.      целостность - относительно монолитные по своей структуре (не менее 80%), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца;

4.      включения - прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм;

5.      цвет - разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю.

Согласно п. 3 названного Порядка оценка отобранных добывающими организациями уникальных янтарных образований производится экспертной комиссией, образуемой Министерством финансов РФ.

Согласно п. 4 Порядка решение экспертной комиссии оформляется протоколом, утверждаемым Министром финансов РФ.

Как установлено Порядком:

- уникальные янтарные образования, отнесенные экспертной комиссией к драгоценным камням, в соответствии с законодательством Российской Федерации предлагаются в приоритетном порядке добывающими их организациями Минфину России для пополнения Госфонда России, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых были добыты эти янтарные образования, для пополнения соответствующих государственных фондов драгметаллов и драгкамней субъектов Российской Федерации (п. 5 Порядка);

- уникальные янтарные образования, отнесенные к драгкамням и зачисленные в Госфонд России, с учетом физико-химических свойств янтаря (со временем происходящие процессы окисления вызывают изменение химического состава, цвета, повышенную хрупкость) должны храниться в условиях, обеспечивающих наиболее продолжительное время хранения их в неизменном состоянии, и использоваться прежде всего как экспозиционный материал для демонстрации в Алмазном фонде РФ, на выставках и ярмарках (п. 6 Порядка);

- операции с уникальными янтарными образованиями, отнесенными к драгоценным камням, их учет, хранение, транспортировка, составление отчетности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 Порядка).

Так, А.Ю. Федоров полагает: «В соответствии с законодательством драгоценные металлы выступают в качестве материального объекта гражданских правоотношений и подразделяются на группы в качестве вещей, однако есть бестелесные условные драгоценные металлы - права требования на поставку драгоценных металлов»[7].

С.И. Попова считает: «Рассматривая в целом драгоценные металлы в любом виде и состоянии как объекты гражданских правоотношений, их следует отнести к такой категории объектов, как вещь»[8].

Р.М. Олимова утверждает: «Не вдаваясь в полемику классиков российской цивилистики, отметим, что драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ювелирные изделия из них, безусловно, являются объектами гражданских правоотношений»[9].

Интересна точка зрения И.П. Серебрякова: «Определение путей развития законодательства о драгоценных металлах предполагает необходимость учета соответствующего объекта. Драгоценные металлы существуют в качестве материального объекта гражданских правоотношений, т.е. в качестве вещей, однако есть так называемые бестелесные условные драгоценные металлы - права требования на поставку драгоценных металлов, которые заслуживают особого рассмотрения... Основной оборот драгоценных металлов происходит в виде слитков и в монете. Слитки и монеты из драгоценных металлов, часто являясь таким же своеобразным всеобщим эквивалентом, как и деньги, обладают признаками, свойственными родовым и делимым вещам»[10]. Замечание И.П. Серебрякова вполне закономерно по причине того, что драгоценные металлы имеют стойкий спрос независимо от экономической конъюнктуры как внутри страны, так и за рубежом, поэтому их целесообразнее изучать под призмой денег.

Т.о., следует различать правовую природу драгоценного металла в «наличной» форме и «безналичной» форме в сделках с драгоценными металлами в обезличенной форме. Драгоценные металлы в обезличенной форме как объекты гражданских прав по своей правовой природе могут быть «наличными» и «безналичными». В связи с чем предлагается ввести в действующее гражданское законодательство понятия «наличные драгоценные металлы» и «безналичные драгоценные металлы». Примером международной юридической практики будет служить законодательство Республики Беларусь, где данные дефиниции имеют место быть: «наличные драгоценные металлы - монеты, а также банковские или мерные слитки с определенными индивидуальными признаками»[11].

«Наличные» драгоценные металлы существуют в виде слитков и монет и соответственно являются вещами.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ в целях применения главы 22 НК РФ ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.

Не признаются ювелирными изделиями:

- государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. Отметим, что согласно ст. 1 Федерального закона от 06.12.91 № 1993-1 «Об акцизах» (далее - Закон № 1993-1), определявшего порядок обложения акцизами до 1 января 2001 г., не подлежали налогообложению также государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами или иными нормативными актами государств - участников Содружества Независимых Государств. С 1 января 2001 г. такие изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов, их сплавов, драгоценных камней, культивированного жемчуга, относятся к подакцизным (пп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ);

- монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию;

- предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении;

- ювелирная галантерея;

- изделия из недрагоценных металлов и сплавов, при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои;

- изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и (или) нитей.

Руководящим документом РД 117-3-002-95 «Изделия ювелирные, ритуально-обрядовые, ювелирная и металлическая галантерея», утвержденным НИИювелирпромом и зарегистрированным Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням 01.03.95 № 841230 (далее - РД 117-3-002-95), установлено, что к полуфабрикатам относятся изделия из сплавов драгоценных металлов, не прошедшие клеймения в инспекции Российской государственной пробирной палаты.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

На основании этого изготавливаемые организацией золотые корпуса для часов, прошедшие клеймение в инспекции Российской государственной пробирной палаты, являются в отношении данной организации готовыми подакцизными ювелирными изделиями. Соответственно организация, производящая и реализующая эти золотые часовые корпуса, является плательщиком акцизов по ним.

Для отнесения изделий к ювелирной галантерее организациям и индивидуальным предпринимателям, производящим эту продукцию, следует руководствоваться РД 117-3-002-95.

РД 117-3-002-95 определяет ювелирную галантерею как изделие культурно-бытового назначения, изготовленное из недрагоценных материалов с покрытием драгоценными металлами, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из полудрагоценных, поделочных цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, которое применяется в качестве различных украшений и предметов быта.

Как следует из этого определения, в изделиях ювелирной галантереи драгоценные металлы могут использоваться только в виде покрытий. При изготовлении изделий ювелирной галантереи не допускается использование деталей из сплавов драгоценных металлов.

1.3. Нормативно- правовая база, регламентирующая перемещение драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них

 

Согласно Конституции РФ и Федеративному договору субъекты РФ являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей. Это не означает, что они равны в своих правах в принципе и во внешних связях - в частности. Специальные договоры между Федерацией и субъектами РФ и специальные федеральные акты о распределении (делегировании) полномочий создают здесь неоднозначную правовую ситуацию. В данной сфере нередко встречается и совместная компетенция при сохранении принципа примата федеральной компетенции (компетенции Центра).

              Субъекты РФ формально не вправе устанавливать собственных «таможенных регуляторов и ограничений». В других государствах–членах СНГ также существует единая таможенная территория. Но их территориальные сообщества и власти (как и ряд субъектов РФ) такие регуляторы и ограничения постоянно устанавливают. Рассмотрением таких дел регулярно занимаются соответствующие суды (в РФ - Верховный Суд Российской Федерации).

Территориальные сообщества и власти государств стараются проявлять свою самостоятельность, кроме прочего, в вопросах деятельности совместных предприятий, свободных экономических зон, оффшорного бизнеса на «их территории». Выражается это в местной политике протекционизма или либерализации. Центр практически всегда старается подавить такую самостоятельность, но в определенных пределах и с разной степенью успеха.

В РФ поставить данный процесс под контроль Центра удалось. Но о том, чтобы прекратить его, речь не идет. Наоборот, экономическое сотрудничество по линии «внутренний территориальный субъект – иностранный территориальный субъект» (территориальные сообщества и власти)  выгодно и в новых условиях: части некогда единых территориальных субъектов (областей, краев и т.п.) и хозяйственных (экономических) конгломератов в СНГ оказались по разные стороны границы. При отсутствии объективных оснований разрушать это единство, которое создавалось и укреплялось порой десятилетиями и столетиями.

Очевидно, что это - не периферийная сфера межгосударственных отношений. Стратегическая линия на уровне государства в целом здесь должна вырабатываться, а конкретные внешнеэкономические связи территориальных сообществ и властей подлежать строгому регулированию. И желательно, чтобы такое регулирование было единообразным (унифицированным) во всех государствах-членах СНГ.

Словом, задача создания в данной сфере эффективной «региональной» нормативной базы, базы унифицированной, является чрезвычайно важной. Почти все государства–члены CНГ приняли соответствующее законодательство. Но оно отличается значительными особенностями, так что при ре­ализации программ и конкретных мер в области внешнеэкономического сотрудничества указанная задача становится очевидной. Заслуживают поддержки проект Конвенции «О международных договорах территориальных образований и властей государств». (Промежуточный вариант - заключение Конвенции  «О международных договорах территориальных образований и властей государств- членов СНГ»).

Устав СНГ не предоставил органам СНГ полномочий по контролю за исполнением принятых в рамках СНГ соглашений и решений. Последнее нередко характеризуется как слабость Устава СНГ. Эта «слабость» уставного документа не совместима  с элементарными представлениями об интеграции.

На третьем неформальном Саммите (28 февраля – 1 марта 2002 г., Алма–Ата) Н.А. Назарбаев высказался в том плане, что общая картина с СНГ стала предельно понятна, и у Содружества есть три пути: «либо закрыть СНГ и перейти на двусторонние основы; либо оставить все, как было, в вялотекущем состоянии; либо перейти к насыщенным интеграционным процессам, подобно европейским». (Выделено мною – Н.Н.). Красноречивое высказывание. «Вялотекущее состояние» - такова квалификация этим видным политиком положения дел в СНГ. Не то, что для интеграции, но и для сотрудничества эта квалификация негативна.

26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, однако в процессе его реализации стало ясно, что продвижение по намеченному пути затруднительно без четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей, в первую очередь, обязательность выполнения принятых решений. В целях решения этой проблемы 10 октября 2000 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана и был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, ставший основой для перевода сотрудничества пяти государств на качественно новый уровень. Договор ратифицирован всеми государствами участниками и 30 мая 2001  года вступил в силу.

Информация о работе Общие принципы таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных