Общие принципы таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования – раскрыть значение, перспективы и особенности таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Задачи дипломного исследования:
- охарактеризовать состояние международно-правового регулирования таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
- проанализировать особенности таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность, общая характеристика и особенности правового регулирования перемещения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
1.1. История возникновения и применения ограничений в перемещении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
1.2. Понятие и виды драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
1.3. Нормативно- правовая база, регламентирующая перемещение драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
Глава 2. Общие принципы таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
2.1. Особенности таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
2.2. Особенности таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
Заключение
Список литературы и источников

Работа содержит 1 файл

Копия 3237_110411.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Т.о., в 2000 г. таможенный союз «пяти» были преобразован в международную организацию ЕврАзЭС. Стратегической целью Сообщества, как следовало из Заявления глав государств-учредителей, являлось формирование единого  экономического пространства в Евразии и выход «на реальную интеграцию». В рамках «пятерки» намечалось завершить унификацию ставок общего внешнего таможенного тарифа и разработку других нормативных документов, относящихся к таможенному союзу к 2005 г.

Экономика СССР  относилась к экономике интеграционного типа, в ней была достигнута наивысшая степень интегрированности, поэтому экономическая взаимосвязь союзных республик была так же велика, как взаимосвязь регионов внутри любой  современной индустриально развитой страны. Десятилетиями создавались единые энергетические, газовые, транспортные и др. системы.    Распад союза, стал одним из крупнейших геополитических событий в мировой истории ХХ века, что кардинальным образом изменило военно-политическую конфигурацию мира и имело глобальные последствия. Превращение государственных границ в межгосударственные положило начало подрыву ранее целостного народнохозяйственного комплекса.

Образование СНГ поставило перед каждым из государств проблемы формирования и укрепления национальной государственности, переустройства общественной жизни и таким образом, экономика стран СНГ сделала несколько шагов назад. У государств образовался ряд проблем – становление независимой экономики со своими финансово-бюджетными, валютными, налоговыми, таможенными системами, что привело к угрозе развала рынка взаимной торговли в СНГ и сыграло решающую роль в поиске путей интеграции.

«Примечательной особенностью государств-членов являются большие различия в отраслевой структуре экономики. Киргизия и особенно Таджикистан относятся к числу аграрных стран, Казахстан — индустриально-аграрная страна, а Белоруссия и Россия относятся к числу индустриальных стран. Причем у России наблюдаются некоторые признаки постиндустриальности — динамичное развитие сферы услуг, современных видов телекоммуникаций, информационных технологий. Так же имеется много специфических черт: большие контрасты государств-членов по уровню развития, их культурно-цивилизационная и политическая неоднородность; большие расстояния, разделяющие государства при отсутствии надежных, разветвленных средств коммуникации; слабую экономическую связанность северного и южного субрегионов при довольно ограниченных взаимосвязях внутри последнего; слабо развитую связующую инфраструктуру интеграции»[12].

Причем экономическое сотрудничество с Казахстаном особенно важно для сибирских, уральских и поволжских регионов России. Особое значение имеет то обстоятельство, что режим таможенного союза и создаваемого единого экономического пространства будет способствовать приходу российских компаний в страны Сообщества и созданию транснациональных компаний, но пока этому препятствуют, в частности, высокая доля государства в экономике Белоруссии и иностранных компаний в ключевых отраслях Казахстана.

Для России также резко увеличилось транзитное значение Казахстана в связи с возобновлением крупномасштабных поставок газа из Туркмении и в связи с формированием коридора Европа - Россия - Казахстан- Китай.

Белоруссия исключительно важна для России как транзитный коридор, связывающий ее, а также и других участников ЕврАзЭС с Европой.

Интересы России и других государств-членов ЕврАзЭС нередко вступают в противоречия, что отражают периодически вводимые странами тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле. Эта проблема может обостриться в связи с притоком иностранного капитала в отрасли, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Например, одно современное предприятие, при благоприятных условиях, может занять значительную часть общего рынка стран Сообщества, потеснив национальных производителей.

ВТО в настоящее время является одной из наиболее авторитетных организаций, специализирующихся на проблемах регулирования современной международной торговли (хотя по многим параметрам деятельность этой организации уже вышла за рамки регулирования собственно международной торговли). СНГ объединяет группу стран – бывших республик Советского Союза, решающих проблемы эффективного взаимного экономического сотрудничества, а у части этих государств – и проблемы интеграционного экономического взаимодействия (выходящего за рамки традиционных форм экономического сотрудничества). Развитие сотрудничества в рамках СНГ обоснованно рассматривается руководством Российской Федерации как одно из приоритетных направлений развития внешнеэкономических связей нашей страны, что нашло свое отражение в одобрении российской стороной Стратегии экономического развития Содружества независимых государств на период до 2020 года.

При этом часть стран-членов СНГ к 2009 г. уже вступили во Всемирную торговую организацию и участвуют в её работе. Другая же часть этих государств СНГ решает в настоящее время проблемы вступления в ВТО. Таким образом, для указанных стран имеет место определенное противоречивое «наложение» направлений и форм сотрудничества в рамках СНГ и Всемирной торговой организации. В зависимости от того, как будет развиваться сотрудничество в рамках этих организаций и между ними или анализируемые страны СНГ будут решать свои проблемы взаимодействия с ВТО сепаратно, без взаимного согласования, во многом зависят экономические и политические перспективы этих стран.

Россия в настоящее время находится на завершающем этапе переговорного процесса по вступлению во Всемирную торговую организацию и для неё опыт (позитивный и негативный) вступления и участия в деятельности ВТО других государств представляет значительный интерес. При этом наша страна должна исходить прежде всего из своих национальных интересов. Обращая внимание на особую значимость стоящих в этой области задач, президент РФ Д.А.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. отмечал: «Самоизоляция – это путь в тупик. Мы будем продолжать процесс интеграции в мировую экономику. Но при этом нужно учиться гибко сочетать использование имеющихся и открытие новых конкурентных преимуществ. А привлекая внешние ресурсы, эффективно защищать свои экономические интересы».[13]

Вместе с тем в последнее время ситуация в значительной степени изменилась в связи с развертыванием мирового финансово-экономического кризиса, который затронул и Россию, и другие страны СНГ, как вступившие уже в ВТО, так и ведущие переговоры по вступлению в эту международную организацию. Данное обстоятельство нельзя не учитывать в сравнительном анализе вступления и участия в работе ВТО стран Содружества независимых государств. Кроме того, в ВТО продолжают вступать новые страны СНГ – так, в 2008 г. в ВТО вступила Украина, опыт которой в указанной области еще только начинает изучаться.

За прошедшие годы странами ЕврАзЭС достигнуты некоторые успехи, главным образом в области либерализации взаимной торговли: не применяются импортные таможенные пошлины и количественные ограничения, единичными стали случаи использования специальных защитных и антидемпинговых мер. «Однако, страны-члены Сообщества, состоящего из самых «богатых» и самых «бедных» участников СНГ, мало продвинулись по пути формирования таможенного союза. Полагаем, что основным тормозом выступают их национальные экономические интересы, существенно различающиеся в силу резких контрастов не только в уровне социально-экономического развития, но и в структуре хозяйственных комплексов, степени реформирования экономики, обеспеченности природными ресурсами и других факторов»[14].

На Саммите 2002 года России было предложено разработать новый проект Устава СНГ, с оживлением  «интеграционной составляющей»  СНГ. В этой формуле проявляется заинтересованность России в укреплении интеграционных связей в СНГ под своим началом. Это основывается на серьезных исторических корнях.

Следует отметить прикаспийский трубопровод, о котором в 2007 году договорились Россия, Казахстан и Туркмения (и присоединившийся Узбекистан), и принятые в 2007 году Соглашение об основополагающих принципах валютной политики государств-участников ЕврАзЭС по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала, Протокол об использовании таможенной хартии при пересечении товаров через границы ЕврАзЭС.

Но это опять же не интеграции. И не СНГ в строгом смысле слова.

СНГ, несмотря на разновекторность экономических и других связей своих членов, пока не пересматривает свой Устав. Хотя в значительной мере внутренние (в пределах СНГ) и внешние (с третьими государствами и другими субъектами) отношения государств-членов, их территориальных сообществ и властей (субъектов, административно-территориальных и хозяйствующих единиц) строятся не в соответствии с Уставом СНГ.

Задача инвентаризации нормативно–правовой базы СНГ, разработки и принятия поправок к Уставу СНГ, других документов в этом плане - необходимый этап[15].

В СНГ не налажен механизм реализации решений уставных органов. Проводимые в СНГ иногда спорадические проверки обладают не контрольными, а наблюдательными функциями. Соответственно государства–члены формально не связаны сроками проведения указанных решений через внутригосударственные процедуры. Это не должно сохраняться.

О необходимости исключить из Устава СНГ принцип консенсуса можно еще раз напомнить. И стоит только сожалеть о наличии в Концепции 2007 года пункта «1.5. При принятии решений в рамках СНГ сохраняется принцип консенсуса». Это – свидетельство противодействия внутри СНГ превращению СНГ в региональную организацию типа ЕС.

Полезно было бы также передать от СГГ и СГП часть вопросов, по которым могут быть приняты окончательные, имеющие обязательную силу, решения, на уровень Экономического суда СНГ и Совета министров иностранных дел СНГ. Особенно вопросов, требующих оперативного принятия решения и оперативного исполнения.

Отдельные государства-члены СНГ активно налаживают связи не только с членами СНГ, но и с влиятельными «третьими государствами», например, США. Показателен в этой связи визит в июне 2002 года Министра обороны Узбекистана Кадыра Гуламова в Вашингтон.  Основой для диалога стала декларация о стратегическом партнерстве двух стран, подписанная в марте 2002 года президентами Джорджем Бушем и Исламом Каримовым. Она охватывает все стороны сотрудничества Узбекистана и США, начиная с экономики.

Кроме того, в декабре 2001 года Ташкент посетил президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Жан Лемьер[16]; с 1993 года Япония предоставил Узбекистану безвозмездно около 60 млрд. иен (500 млн. долларов). В феврале 2002 года Япония обязалась еще предоставить Узбекистану безвозмездную помощь в размере 950 млн. иен (около 8 млн. долларов) на развитие рыночной экономики и борьбу с бедностью… И т.п.

Как утверждает американская газета «Крисчен сайенс монитор», воинские контингенты США, находясь в Центрально-Азиатском регионе, охраняют энергоресурсы Каспия на случай, если поставки нефти из Ирака будут прерваны попытками США сменить режим в Багдаде. (Как представляется, последнее развитие международных отношений вокруг «Каспийской тематики», особенно конференция в Тегеране прикаспийских государств в октябре 2007 года, серьезно подрывает позиции США в данном вопросе). 

Россия и Узбекистан не раз подчеркивали, что их военное и военно-техническое сотрудничество является одной из важнейших, хотя и не единственной сферой российско-узбекских отношений. Притом в рамках военного и военно-технического сотрудничества развиваются как взаимодействие между министерствами обороны, так и коммерческие отношения. Это тоже «своя экономика». (Как и у отношений Узбекистана с США).

Все большее значение приобретает вопрос выработки стандартов сотрудничества Евросоюза и СНГ. Именно такие стандарты предложила выработать Россия  в январе 2005 года на конференции в Алма-Ате представителей 45 государств Европы и СНГ, где не случайно в совокупности обсуждались проблемы экономической интеграции, а также борьбы с международным терроризмом и экстремизмом государств Евросоюза и СНГ.

Драгоценные металлы и драгоценные камни являются предметами, перемещение которых через таможенную границу РФ осуществляется в специальном порядке, установленном рядом нормативных актов - «Положением о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы»[17], Постановлением Правительства «О порядке организации и деятельности специализированных таможенных постов по оформлению ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней»[18], Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений[19], Приказом Минфина РФ от 17.09.2001 № 249 «О Порядке осуществления государственного контроля при вывозе из Российской Федерации и ввозе в Российскую Федерацию драгоценных металлов»[20]и др.

«Именно российско-белорусское интеграционное сотрудничество и, в частности, Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., в дальнейшем стало тем «ядром», объединение вокруг которого привело к созданию крупнейшей субрегиональной интеграционной группировки – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), на основе которого в настоящее время начато формирование единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана»[21].

С  1 января 2008 г. в Белоруссии вошел в действие новый импортный тариф, в котором ставки пошлин установлены в соответствии с новой редакцией Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ТН ВЭД), гармонизированной с российской. Предполагалось, что в результате принятия нового импортного таможенного тарифа степень унификации ставок ввозных таможенных пошлин достигнет порядка 95% (без учета временных расхождений по текстильным товарам), однако по сравнению с 2002 г. число расхождений по ввозным пошлинам увеличилось.

Так, по состоянию на 15 марта 2008 г. число расхождений по ввозным пошлинам составляло 2209 товарных позиций, из которых по 1455 российские ставки были выше. Более половины расхождений по ввозным таможенным пошлинам традиционно касается текстиля, тканей, готовых текстильных изделий, пряжи, шерсти и одежды (в отношении этих товаров Белоруссия в торговле с ЕС применяет ставки пошлин существенно ниже российских с целью увеличения ввозных квот на текстиль при ввозе в страны ЕС). Значительное количество расхождений в размерах ввозных ставок приходится на  сельскохозяйственные товары – молоко, масло, сыры (в России ставки ниже), мясо, сахар (в России ставки выше). Также имеются расхождения в ставках ввозных пошлин на обувь, легковые автомобили, седельные тягачи, автобусы и другую автомобильную технику. По большинству из них ставки ввозных таможенных пошлин в Белоруссии значительно превышают российские, что связано с потребностью в защите национальных производителей.

Информация о работе Общие принципы таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза драгоценных