Организация валютного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

Содержание

Введение 3
Понятие валюты и валютных ценностей 4
Этапы развития валютного контроля РФ 5
Общие правила и положения проведения валютного контроля 7
Формы, принципы и методы валютного контроля 9
Органы валютного контроля 12
Система таможенного валютного контроля 15
Валютный контроль во внешнеэкономической сфере 18
Заключение 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

таможка.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

   Общие правила и положения проведения валютного контроля

   Развитие  валютного рынка невозможно без  действенной системы контроля, целью  которого является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства Российской Федерации всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями. Эффективный контроль за соблюдением валютного законодательства является важнейшим элементом валютного регулирования.

   Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, которая включает в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением.

   В Федеральном законе Российской Федерации  от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в ст. 13 определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, Правительство Российской Федерации в соответствии с данной статьей осуществляет "возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области".

   В Российской Федерации контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения положений ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц (ст. 52 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"). Данное положение распространяется на все направления внешнеторговой политики, в том числе и на валютно-финансовое регулирование внешнеторговой деятельности.

   Валютный  контроль является частью единой государственной  системы финансового контроля. Его  функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов. Это важнейший участок общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере инвестиционный потенциал экономики. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

   Для эффективной организации валютного контроля нужны ясные цели, приоритеты, функции и задачи, устойчивая и стабильная институциональная инфраструктура.

   Одной из сфер действия валютного контроля является контроль за соблюдением валютного  законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности – "деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью" (п. 4 ст. 2 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").

   Нормативно-правовая база механизма валютного контроля в сфере внешнеэкономической  деятельности - это федеральные законы, подзаконные акты, международные  договоры Российской Федерации.

   К числу основных из них относятся:

  1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
  2. Инструкции Банка России, посвященные валютному контролю за экспортируемыми и импортируемыми товарами.
  3. Положение "Об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации", утвержденное ГТК России 11 апреля 1997 г. № 01-23/6678, МВЭС России 9 апреля 1997 г.  № 10-83/1335, ВЭК России 2 апреля 1997 г. № 07-26/768.
  4. Нормативные правовые акты ФТС России, касающиеся особенностей технологий валютного контроля.

   Субъектами  правоотношений по валютному контролю являются:

  • контролирующие субъекты (органы и агенты валютного контроля);
  • лица, чья деятельность является объектом контроля.

   Объект  валютного контроля - это валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, предметом которых являются валюта и валютные ценности. Состав валютных операций определен Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 9 ст. 1).

   Формы, принципы и методы валютного контроля

   Форма валютного контроля - это способ конкретного выражения и организации  контрольных действий.

   В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля - предварительный, текущий, последующий. Все формы находятся в тесной взаимосвязи, в единой системе и отражают непрерывный характер контроля.

   Основными принципами валютного контроля в  соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являются:

  • законность;
  • объективность;
  • независимость от должностных лиц проверяемого объекта;
  • гласность;
  • разграничение функций и полномочий между органами, осуществляющими валютный контроль;
  • подотчетность органов государственного валютного контроля соответствующим вышестоящим государственным органам.

   Методы  валютного контроля - это приемы и способы его осуществления.

   Методами  валютного контроля являются наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия.

   Наблюдение - ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации.

   Обследование  затрагивает отдельные стороны  финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации документального характера, опросов, анкетирования и т.д.

   Анализ  характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных  аналитических математических приемов. Метод может применяться как  дополнительный.

   Проверка  касается, как правило, специальных  вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства.

   Ревизия - изучение любых сторон финансово-хозяйственной  деятельности на основе проверки документальных и фактических данных.

   Контрольные действия субъектов валютного контроля в зависимости от источников используемых данных можно разделить на две группы:

  1. Документальный контроль (формальная и арифметическая проверка финансовых документов; юридическая оценка отраженных в документах финансово-хозяйственных операций; логическая проверка возможности проведения документально оформленных финансово-хозяйственных операций и др.).
  2. Фактический контроль - все те контрольные действия, которые направлены на изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре: инвентаризация, экспертная оценка, визуальное наблюдение.

   Наиболее  распространенными методами, используемыми  органами и агентами валютного контроля в Российской Федерации, выступают  наблюдение и проверка.

   На  ведомственном уровне наиболее полное нормативное закрепление получил метод наблюдения за валютными операциями (указы Президента Российской Федерации, инструкции и другие нормативные акты ЦБ России, адресованные уполномоченным банкам как агентам валютного контроля, которые определяют методику наблюдения за операциями клиентов в форме предварительного контроля (наблюдение за соответствием валютной операции требованиям валютного законодательства до ее совершения), нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы России).

   Методика  проверок, как правило, в общедоступных нормативных актах не раскрывается и носит закрытый характер.

   Различие  между наблюдением и проверкой  с точки зрения открытости методик  объясняется тем, что наблюдение ведется при непосредственном участии  самих подконтрольных субъектов, которые обязаны, например, предоставлять информацию о предстоящих валютных операциях, и несут ответственность за своевременность и достоверность сообщения сведений. Проверки направлены на выявление уже совершенных нарушений, которые могут являться следствием не только ошибок, но и умышленных действий.

   Наблюдение  и анализ преследуют цель не столько  выявления правонарушений, сколько  получения общей информации о  ситуации в валютной сфере. Наблюдение призвано в первую очередь констатировать правомерное поведение участников валютных операций и во вторую - предупреждать совершение нарушений, которые становятся очевидными "автоматически" в силу самой процедуры наблюдения.

   Особенности метода наблюдения, используемого органами и агентами валютного контроля:

  • постоянность наблюдения (например, в течение всего периода осуществления валютной операции или деятельности, подлежащей контролю; оно охватывает, как правило, все операции определенного рода одного субъекта хозяйствования);
  • всеобщность наблюдения (контролю подлежат все без исключения лица, совершающие валютные операции, если это предусмотрено законодательством);
  • нейтральность наблюдения (процедуры наблюдения должны по возможности быть удобными для контролируемых объектов, не препятствовать совершению разрешенных законодательством валютных операций, не создавать дополнительных издержек для подконтрольных лиц).

   Проверка  как метод валютного контроля чаще всего используется в тех  случаях, когда возникает необходимость  установить факт нарушения валютного  законодательства. Проверка отличается более глубоким исследованием обстоятельств дела с привлечением всех возможных документальных источников информации. Метод проверки вступает в действие в связи с информацией о неправомерном поведении лица, нарушившего порядок проведения в стране какой-либо валютной операции. Проверки не носят сплошного характера и осуществляются выборочно. Преимущественно проверкам подвергаются юридические лица-резиденты, а также действующие на территории Российской Федерации отделения иностранных юридических лиц. Физические лица проверяются редко.

   По  субъектам проверок можно выделить три их вида:

  • проверки, осуществляемые органами валютного контроля;
  • проверки, осуществляемые агентами валютного контроля;
  • проверки, осуществляемые органами валютного контроля во взаимодействии с иными государственными органами, в первую очередь правоохранительными.

   Принципиальные  правовые требования к процедуре  проверок:

  • производимые органами валютного контроля мероприятия по выявлению нарушений валютного законодательства не должны перерастать в ведомственный произвол;
  • законность;
  • презумпция невиновности лица;
  • экономичность (затраты государственных органов на проведение проверок, количество проверок должны быть оправданы экономическим эффектом от их проведения).

   Органы  валютного контроля

   Валютный  контроль в Российской Федерации  осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного  контроля, права и обязанности  которых определены в п. 5 ст. 4, ст. 22 и 23 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

   Органами  валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный  банк Российской Федерации, федеральный  орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

   К агентам валютного контроля в  соответствии с законом относятся:

  1. Уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации.
  2. Не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на регулирование рынка ценных бумаг.
  3. Таможенные органы.
  4. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

   Органы  валютного контроля издают нормативные  акты в пределах своей компетенции, предусмотренных валютным законодательством  Российской Федерации и актами органов  валютного контроля. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) в пределах своей компетенции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля. Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.

Информация о работе Организация валютного контроля