Организация валютного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

Содержание

Введение 3
Понятие валюты и валютных ценностей 4
Этапы развития валютного контроля РФ 5
Общие правила и положения проведения валютного контроля 7
Формы, принципы и методы валютного контроля 9
Органы валютного контроля 12
Система таможенного валютного контроля 15
Валютный контроль во внешнеэкономической сфере 18
Заключение 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

таможка.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

   Органы  и агенты валютного контроля в  пределах своей компетенции имеют  право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, связанные проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

   Органы  валютного контроля в пределах своей  компетенции и их должностные  лица наделены правом:

  • рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля;
  • применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

   В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

  • знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

   В соответствии с п. 2 ст. 24 анализируемого Федерального закона № 173-ФЗ резиденты  и нерезиденты, осуществляющие в  Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  • представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 настоящего федерального закона;
  • вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

   На  основании ст. 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, виновные в нарушении положения  валютного законодательства Российской Федерации и актов органов  валютного регулирования, несут  ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность).

   Органами  валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный  банк Российской Федерации и Правительство России. В соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" они издают (в пределах своей компетенции) нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций и открытии ими счетов на территории Российской Федерации.

   Центральный банк Российской Федерации устанавливает  единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и  сроки их представления, а также  готовит и публикует статистику по валютным операциям. Центральный банк Российской Федерации также является органом валютного контроля в отношении кредитных организаций и валютных бирж.

   Центральный банк Российской Федерации реализует  валютную стратегию государства, оказывает  значительное влияние на механизмы  валютного курсообразования, контролирует деятельность подотчетных ему уполномоченных банков, проводит операции на межбанковском рынке.

   Правовой  статус Банка России закреплен:

  1. На конституционном уровне - в Конституции Российской Федерации (ст. 71, 83, 103).
  2. На законодательном уровне - в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
  3. На подзаконном уровне - в нормативных правовых актах, принятых самим Банком России и закрепляющих правовое положение отдельных подразделений и служб Банка России (департаментов, территориальных управлений и др.).

   Министерство  финансов (Минфин) Российской Федерации - это орган федеральной исполнительной власти, находящийся в ведении Правительства Российской Федерации. Минфин России обеспечивает проведение единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы и некоторые другие.

   В ведении Минфина находится Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляет функции по контролю и надзору  в финансово-бюджетной сфере и  функции органа валютного контроля. Функции и полномочия Росфиннадзора определены постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 198 и от 15 июня 2004 г. № 278.

   В сфере валютного контроля Росфиннадзор и его территориальные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, соблюдение ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Росфиннадзор при участии агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации. Формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в целом - еще одно направление деятельности Росфиннадзора.

   Система таможенного валютного  контроля

   В системе валютного регулирования  и валютного контроля таможенные органы Российской Федерации также  играют важную роль. Компетенция таможенных органов при осуществлении валютного  контроля определена в ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (2003 г.). Таможенные органы наделены статусом агента валютного контроля.

   В соответствии с законодательством  Российской Федерации в области  валютного контроля на таможенные органы возложены обязанности контроля за:

  • полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;
  • обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
  • эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
  • законностью операций неторгового характера, связанных с использованием наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;
  • соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.

   Субъектами, реализующими функции по валютному  контролю, являются:

  1. В Федеральной таможенной службе России (ФТС России) - Управление валютного контроля.
  2. В региональном таможенном управлении (РТУ) - отдел валютного контроля.
  3. На таможне - отдел (отделение) валютного контроля или отдел валютного контроля и таможенной стоимости, а также отделы таможенного оформления и таможенного контроля.
  4. На таможенном посту - должностные лица, ответственные за осуществление соответствующего этапа таможенного оформления.

   При этом вышестоящий таможенный орган  уполномочен принимать решения  по вопросам осуществления валютного  контроля, относящимся к компетенции  нижестоящего таможенного органа.

   Управление  валютного контроля ФТС России осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля, контроль за выполнением таможенными органами функций агентов валютного контроля, организацию информационного обмена (в том числе межведомственного).

   Отдел валютного контроля регионального таможенного управления организует и координирует деятельность, в том числе осуществляя и методическое руководство подразделениями валютного контроля нижестоящих таможенных органов, по вопросам валютного контроля, контроля за совершением внешнеторговых бартерных сделок и исполнения обязательств по ним, контроля за перемещением валюты и валютных ценностей в соответствии с нормативными правовыми документами ФТС России.

   Отдел валютного контроля таможни осуществляет мероприятия по обеспечению выполнения таможней и участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений Федеральной таможенной службы России, РТУ, таможни по вопросам валютного контроля.

   Основными задачами отделов таможенного оформления и таможенного контроля являются:

  • таможенное оформление товаров при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации либо вывозе с нее;
  • контроль за операциями по перемещению юридическими лицами через указанную границу валютных ценностей, валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг.

   Отделы  таможенного оформления и таможенного  контроля осуществляют документальный контроль, т.е. проверяют соответствие установленным требованиям документов, необходимых для валютного контроля (внешнеторгового договора, грузовой таможенной декларации - ГТД, паспорта сделки и др.), и выявляют на этом этапе нарушения валютного и таможенного законодательства.

   Информационную  основу валютного контроля во внешнеторговом обороте составляют следующие документы:

  • таможенная декларация, в том числе предшествующая таможенная декларация, если в отношении товаров изменяется (завершается) ранее выбранный таможенный режим;
  • коммерческие документы, имеющиеся в наличии у заявителя таможенного режима;
  • договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписка из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенного оформления, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации или изменение таможенного режима производится с целью исполнения договора;
  • паспорт импортной сделки, или паспорт сделки, или паспорт бартерной сделки, оформленный в установленном порядке, если в соответствии с законодательством Российской Федерации при таможенном оформлении товаров требуется представление соответствующего паспорта сделки;
  • разрешение Банка России на открытие счета за рубежом, если счет российского лица по договору открыт за рубежом;
  • разрешение уполномоченного органа на выполнение иностранным лицом встречных обязательств способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, если товары вывозятся в счет исполнения обязательств по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической бартерной сделки, предусматривающей выполнение иностранным лицом встречных обязательств способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

   Валютный  контроль во внешнеэкономической  сфере

   Валютному контролю и контролю за исполнением  внешнеторговых бартерных сделок подлежат сделки, заключенные между резидентами  и нерезидентами и предусматривающие  проведение валютных операций, вне зависимости от заявляемого на основании этих сделок таможенного режима товаров.

Информация о работе Организация валютного контроля