Перспективы развития таможенной инфраструктуры Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:14, реферат

Описание работы

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Действие современного Таможенного кодекса таможенного союза, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом РФ и Правительством РФ на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков.

Содержание

Введение
Глава 1 Таможенная инфраструктура России
Характеристика таможенной инфраструктуры

Технические средства таможенного контроля как часть таможенной инфраструктуры

Глава 2 Перспективы развития таможенной инфраструктуры Российской федерации
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

инфраструктура таможенных органов.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

       Оглавление

Введение  
Глава 1 Таможенная инфраструктура России  
    1. Характеристика  таможенной инфраструктуры
 
    1. Технические средства таможенного контроля как  часть таможенной инфраструктуры
 
Глава 2 Перспективы развития таможенной инфраструктуры Российской федерации  
Заключение  
Список  использованных источников  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Российская  таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Действие современного Таможенного кодекса таможенного союза, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом РФ и Правительством РФ на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков.

      В современных условиях Федеральная  таможенная служба, с одной стороны, должна обеспечивать интересы государства  в сфере внешней торговли, противодействовать угрозам национальной безопасности, а с другой - создавать благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.  

      С 2008 года начался новый этап модернизации таможенной системы России, который  в основном охватывает вопросы развития таможенной инфраструктуры: строительство, модернизацию, использование новых технических средств таможенного контроля. 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Таможенная инфраструктура России

       1.1 Характеристика таможенной инфраструктуры

      Таможенная  служба на современном этапе функционирует  как многоотраслевая финансово-экономическая система, в то же время, она решает сложную задачу оптимального сочетания мер по обеспечению стратегических интересов государства, а также интересов участников внешнеэкономических связей.

      В 2010 году удалось достичь значительных результатов в совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля, развитии передовых информационных технологий, внедрении в практику работы современных технических средств и технологий таможенного контроля. Так, уже 274 таможенных поста имеют необходимое техническое оснащение для электронного декларирования. В 2010 году с помощью данной передовой технологии было оформлено 2,5 тысячи электронных деклараций, что, как заметил глава ФТС России, конечно, «немного, но это направление будет развиваться», в том числе и через Интернет.

      Большое внимание уделялось и становлению  принципиально нового направления  таможенного контроля - созданию системы  контроля крупногабаритных грузов и  транспортных средств при помощи инспекционно-досмотровых комплексов. Это направление будет и в 2012 году оставаться объектом пристального внимания руководства ФТС России. Ведь применение ИДК позволяет повысить эффективность таможенного контроля в пунктах пропуска и сократить время прохождения таможенных процедур. По итогам 2010 года в результате применения 
ИДК возбуждено более 1,5 тысячи дел об административном правонарушении и 55 уголовных.

      Однако  несовершенство таможенной инфраструктуры в целом входит в противоречие с возрастающей сложностью и разнообразием  задач внешнеэкономической деятельности. Как следствие этого - возникновение серьезных организационных и функциональных разрывов, диспропорций, конфликтов, экономических потерь, неэффективных действий по управлению таможенной службой. Все это отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, вызывает проблемы в выполнении заданий по наполнению доходной части  
госбюджета, создает предпосылки для нарушения таможенных правил и увеличение числа преступлений.

      Российская  таможенная инфраструктура не способна сегодня по ряду причин качественно и быстро обслуживать экспортно-импортные потоки грузов, обеспечить должный уровень безопасности страны. И связано это, в первую очередь, с тем, что большинство объектов по своим оперативным и физическим характеристикам не приспособлены к развертыванию на их базе современных информационных и информационно-коммуникационных технологий, что затрудняет применение новых форм и способов таможенного контроля и таможенного оформления товаров.

      В настоящее время необходимо кардинально решать проблему взаимоотношений таможни и бизнеса, касающуюся применения и использования объектов таможенной инфраструктуры, особенно на границе.

      Сложившаяся ситуация с таможенной инфраструктурой  и географией расположения таможенных органов негативно сказывалась и сказывается на качестве таможенного оформления и таможенного контроля, представляющих два процесса, влияющих в итоге на собираемость платежей в бюджет государства. Определение потребного количества объектов таможенной инфраструктуры, требований, предъявляемых к этим объектам, порядка их размещения и эксплуатации невозможно без глубокой научной проработки, экономической оценки планируемых мероприятий. В целях безопасности и упрощения торговли приоритетной задачей становится глубокий анализ и детальная проработка положений концепции обустройства таможенной территории России. В этой связи возникает потребность в разработке новых методических инструментариев оценки состояния, развития и применения объектов таможенной инфраструктуры в целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. Решение названных проблем имеет важное государственное значение.

      В ходе модернизации таможенная служба столкнулась с необходимостью методологической и методической проработки общих  проблем совершенствования таможенной службы, а также проблем развития таможенной инфраструктуры.

      Принципы  развития таможенной инфраструктуры заложены в Концепции развития таможенных органов РФ до 2010 года.

      В реализации задач и функций таможенной службы важную роль играет таможенная инфраструктура как подсистема, создающая необходимые условия для осуществления эффективной таможенной деятельности.

      Если  исходить из семантического значения слова «инфраструктура», то в экономическом  значении таможенную инфраструктуру следует понимать как все то, что находиться ниже основной деятельности. Структуру таможенного дела можно представить следующим образом: основная (производственная) и инфраструктурная (обеспечивающая условия основной деятельности) сферы. Таможенная инфраструктура включает в себя международную, государственную, региональную, отраслевую, инфраструктуру частных лиц.

      Для эффективного выполнения приказов, распоряжений, инструкций ФТС РФ необходим принципиально  иной уровень развития таможенной инфраструктуры. Это относится ко всем основным составляющим элементам инфраструктуры: таможенным объектам, которые должны создавать необходимые условия для функционирования таможенных органов; средствам, которые должны обеспечивать выполнение таможенных процедур и обработку информации о ходе их выполнения, а также к социальной сфере, которая должна обеспечивать приемлемые социальные условия деятельности сотрудников таможенных органов.

      Таможенная  инфраструктура в качестве деятельности создает и обеспечивает не только жизненно важные условия для основной таможенной деятельности, она создает «свою долю дохода» в экономической деятельности таможенной системы,

  • во-первых, участвуя в качестве инструмента в системе таможенных сборов и таможенных платежей (технические средства таможенного контроля);
  • во-вторых, в качестве определенного элемента технологического процесса (компьютеризация, связь, транспорт);
  • в-третьих, в качестве необходимого условия (ангары, навесы, досмотровые ямы и т.д.).

      Удельный  вес таможенной инфраструктуры в  объеме таможенных платежей и таможенных сборов, перечисляемых в государственный бюджет, составляет от 30 до 46% по разным таможенным органам. При устойчивых экономических связях и загруженности таможенных постов в пределах 90-100% и при соответствии таможенной инфраструктуры общемировым стандартам этот показатель увеличивается в 1,3-1,5 раза.

      Концепция развития таможенных органов Российской Федерации (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и направления  развития таможенных органов, является основой для разработки программ и планов развития таможенных органов Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

      Необходимость концептуального подхода к развитию таможенной инфраструктуры, как части  таможенного дела РФ, сложилась в  связи с рядом нерешенных проблем, среди которых:

  • Слабо развитые торгово-логистических технологий.
  • Не развитая система информирования таможенных органов РФ о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда.
  • Неэффективное осуществление контроля за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Российской Федерации (контроль на основе методов аудита).
  • Недостаточное осуществление информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации.

      Наличие указанных проблем приводит к  снижению эффективности таможенного  администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных  импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям.

      Применение  информационных технологий в деятельности таможенных органов Российской Федерации  будет осуществляться с учетом положений  Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных  органов государственной власти. Данные технологии позволят улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации. С помощью информационных технологий будет также осуществляться информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере.

      Кроме того, предусматривается внедрение  новых информационно-технических средств и средств программного обеспечения, модернизация уже действующих, развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Российской Федерации, совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля, внедрение единой автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, повсеместное внедрение электронных способов обмена информацией с другими контролирующими органами и таможенными органами иностранных государств, с участниками внешнеторговой деятельности.

      Выбранные ориентиры развития таможенных органов  Российской Федерации, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие  с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов Российской Федерации.

      Тем не менее в настоящее время  таможенные органы Российской Федерации  еще находятся в стадии активного  институционального развития, которое  происходит с учетом предстоящего присоединения  Российской Федерации к Всемирной  торговой организации, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров.

        Развитие современной таможенной инфраструктуры позволит:

    • уменьшить время, затрачиваемое участниками внешнеторговой деятельности на таможенные формальности;
    • увеличить пропускную способность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации за счет ввода в эксплуатацию новых и модернизации существующих пунктов пропуска;
    • обеспечить внедрение единых стандартов и правил таможенного администрирования, повысить качество обеспечения деятельности участников внешнеторговой деятельности, применить унифицированные таможенные документы и декларирование в электронной форме, что в итоге приведет к сокращению административных расходов;
    • содействовать реализации торговой политики с учетом социально-экономических и инвестиционных задач.

Информация о работе Перспективы развития таможенной инфраструктуры Российской федерации