Принципы проведения таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение таможенного контроля, его значение, мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства России, рассмотрение положений о таможенном контроле в Таможенном кодексе Таможенного Союза.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- систематизировать теоретический материал;
- определить понятие «таможенный контроль»;
- изучить принципы и порядок проведения таможенного контроля;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ 5
1.1. Понятие и общие положения о таможенном контроле 5
1.2. Субъекты, объекты, цели и предметы таможенного контроля 8
1.3. Правовые основы таможенного контроля 12
2. ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 17
2.1. Конституционные признаки таможенного контроля 17
2.2. Принципы таможенного контроля в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

MOISYeJ.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

Принцип законности – все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно-правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству Российской Федерации. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата «все, что не запрещено законом, – разрешено».

Принцип уважения прав и свобод субъектов  внешнеэкономической деятельности – уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). В случае совершения ими правомерных действий убытки возмещению не подлежат.

Принцип выборочности таможенного контроля – использование должностными лицами таможенных органов только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством Российской Федерации.

Принцип гуманности – применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

Принцип оперативности – установление Правительством Российской Федерации и подчиненным ему властным органам (Минэкономразвития России и ФТС России) наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля.

Принцип сотрудничества таможенных органов  с соответствующими органами иностранных  государств – взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.

Принцип эффективности – таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками субъектов внешнеторговой деятельности, брокерами, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ассоциациями).

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками.

При проведении таможенного контроля таможенные органы Российской Федерации исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами  таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного  законодательства таможенного союза. Исходя из указанного принципа выбор должностным лицом таможенного органа соответствующей формы таможенного контроля обусловлен необходимостью предотвращения нарушений таможенного законодательства:

– имеющих устойчивый характер;

– связанных  с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в

значительных  размерах;

– подрывающих  конкурентоспособность отечественных  товаропроизводителей;

– затрагивающих  другие интересы государства, обеспечение  соблюдения которых возложено на таможенные органы.

При осуществлении  таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного  законодательства таможенного союза  или иными правовыми актами Российской Федерации.

Требования  таможенных органов, предъявляемые  при осуществлении таможенного  контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и  транспортных средств через таможенную границу таможенного союза и  осуществления деятельности в сфере  таможенного регулирования в  большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения законодательства таможенного союза  и Российской Федерации.

2.2. Принципы таможенного контроля в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза

        Статья 94 ТК ТС устанавливает следующие  принципы проведения таможенного  контроля:

1. При проведении таможенного  контроля таможенные органы исходят  из принципа выборочности и  ограничиваются только теми формами  таможенного контроля, которые достаточны  для обеспечения соблюдения таможенного  законодательства таможенного союза  и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

2. При выборе объектов  и форм таможенного контроля  используется система управления  рисками. 

3. В целях совершенствования  таможенного контроля таможенные  органы сотрудничают с таможенными  органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

4. В целях повышения  эффективности таможенного контроля  таможенные органы взаимодействуют  с другими контролирующими государственными  органами, а также с участниками  внешнеэкономической деятельности, уполномоченными экономическими  операторами, таможенными представителями,  таможенными перевозчиками и  иными лицами, деятельность которых  связана с осуществлением внешней  торговли и с их профессиональными  объединениями (ассоциациями).

5. Таможенные органы в  пределах своей компетенции осуществляют  иные виды контроля, в том числе  экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством  государств - членов таможенного  союза. 

6. При проведении таможенного  контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений  на его проведение не требуется,  за исключением случаев, предусмотренных  настоящим Кодексом.

Принцип выборочности означает, что нет надобности проводить контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Однако избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов. Данный принцип отвечает международной практике, основанной на положениях Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция в редакции 1999 г.), согласно которой таможенный контроль, как правило, ограничивается минимумом, который необходим для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

Окончательное решение о  выпуске товаров принимается  таможенным органом по результатам  проведенного таможенного контроля. При этом неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами, по результатам проведенных контрольных действий.

При ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента6:

1) помещения под таможенные  процедуры выпуска для внутреннего  потребления, за исключением условно  выпущенных товаров, или реимпорта; 

2) приобретения условно  выпущенными товарами статуса  товаров таможенного7;

3) помещения товаров под  таможенные процедуры отказа  в пользу государства или уничтожения  в соответствии с настоящим  Кодексом и (или) законодательством  государств - членов таможенного  союза; 

4) обращения в собственность  государства - члена таможенного  союза в соответствии с законодательством  этого государства; 

5) фактического вывоза  с таможенной территории таможенного  союза; 

6) отнесения отходов, образовавшихся  в результате операций переработки  иностранных товаров на таможенной  территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

7) признания части иностранных  товаров, помещенных под таможенные  процедуры переработки на таможенной  территории или переработки для  внутреннего потребления, производственными  потерями.

Товары таможенного союза  находятся под таможенным контролем  при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента  регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно  направленного на осуществление  вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения  таможенной границы8.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст. 168  Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при обнаружении в рамках таможенного  контроля таможенными органами товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, либо товаров, в отношении  которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения  по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых  предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем. 

Таможенные органы Российской Федерации вправе принудительно  останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные  суда, покинувшие таможенную территорию Российской Федерации без разрешения таможенных органов Российской Федерации, за исключением иностранных судов  и судов, находящихся на территориях  других государств

В случае остановки автомобильных  транспортных средств вне зон  таможенного контроля в целях  осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время  такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии таможенного  союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.9.

В соответствии со ст. 99 ТК ТС Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров  в течение 3 (трех) лет со дня окончания  нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств - членов таможенного союза может  быть установлен более продолжительный  срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который  не может превышать 5 (пяти) лет.

Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.

Таможенный контроль завершается  только в момент выпуска товаров  и транспортных средств. При этом под выпуском согласно ТК ТС понимается10 совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.

Таким образом, при ввозе  таможенный контроль начинается в пунктах  пропуска на таможенной границе, определяемых таможенными органами для пересечения товарами и транспортными средствами, и завершается после окончания таможенного оформления и передачи лицу в полное распоряжение.

Как правило, таможенный контроль товаров  и транспортных средств заканчивается  после завершения таможенного оформления и проставления должностным лицом  таможенного органа на соответствующих  документах штампа "выпуск разрешен" и личной номерной печати. Вместе с тем таможенные органы наделены правом запрашивать документы и сведения после выпуска товаров, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений11.

Информация о работе Принципы проведения таможенного контроля