Сотрудничество России и стран АТР в области таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать сотрудничество РФ с АТР в сфере экономики таможенного дела.
Задачи:
Рассмотреть теоретические и правовые аспекты сотрудничества РФ с АТР в сфере экономики таможенного дела;
Проанализировать сотрудничество РФ с ведущими странами АТР в сфере экономики таможенного дела;
Выявить проблемы и рассмотреть перспективы дальнейшего развития сотрудничества РФ с АТР в сфере экономики таможенного дела.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические и правовые аспекты сотрудничества РФ с АТР в сфере экономики таможенного дела 6
1.1 Сотрудничества России и АТР: роль и значение 6
1.2 Международные нормативные акты, регулирующие сотрудничество России и отдельных стран АТР 9
2 Анализ сотрудничества России с ведущими странами АТР 13
2.1 Анализ сотрудничества России с Китаем 15
2.2 Анализ сотрудничества России с Японии 19
2.3 Анализ сотрудничества России с США 23
3 Проблемы и перспективы сотруничества России и АТР 27
Заключение 32
Библиографический список 34

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА-ПЕРЕДЕЛКА без изменений 2 главы.docx

— 104.96 Кб (Скачать)

 

Проанализируем современное  состояние инвестиционного сотрудничества РФ и США.

Таблица 12 - Инвестиции в РФ из США 23

в тыс. долл.

Наименование

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Темп прироста 2011/2006, в  млн. долл. США

Темп роста 2011/2006, в %

Накоплено инвестиций на нач.отч.периода

8571251,59

7019984,15

9427775,82

8149702,87

10364149,90

12546254,50

3975002,91

146,38

Поступило инвестиций и инвестиционных доходов

1640518,77

2839152,26

2772776,13

1711931,15

1149956,53

1825684,54

185165,77

111,29

Изъято (погашено) инвестиций

2499494,66

1290999,59

2815515,18

2798793,38

1619078,93

2758648,36

259153,7

110,37


 

Объем накопленных инвестиций в РФ из США увеличился за рассматриваемый  период на 46,38 %, с 8571251,59 тыс.долл.США в 2006 году до 12546254,50 тыс.долл.США. в 2011 году.  Объем поступивших инвестиций в РФ из США увеличился за рассматриваемый период на 11,29 %, с 8571251,59 тыс.долл.США в 2006 году до 12546254,50 тыс.долл.США. в 2011 году. Погашено инвестиций в 2011 году было на 10,37 % больше чем в 2006 году.  (темп прироста 259153,7 тыс.долл. США).

Таблица 13 - Динамика инвестиций из России в США

в тыс. долл.

Наименование

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Темп прироста 2011/2006, в  млн. долл. США

Темп роста 2011/2006, в %

Накоплено инвестиций на нач. отч. периода

447 327,78

596 931,88

1 187 282,42

5 317 230,50

7 215 684,50

8315684,52

7868356,74

1858,97

Поступило инвестиций и инвестиционных доходов

18 240 511,50

22 795 859,90

5 262 023,66

1 507 166,67

1 354 158,58

1115684,61

-17124826,89

6,12

Изъято (погашено) инвестиций

18 090 541,94

22 218 269,32

865 113,29

299 749,58

205 845,58

186254,67

-17904287,27

1,03


 

Объем накопленных инвестиций из РФ в США увеличился за рассматриваемый период на 1758,97 %, с 447327,78 тыс.долл.США в 2006 году до 8315684,52 тыс.долл.США. в 2011 году.  Объем поступивших инвестиций из РФ в США увеличился за рассматриваемый период на 93,88 %, с 18240511,50 тыс.долл.США в 2006 году до 1115684,61 тыс.долл.США. в 2011 году. Погашено инвестиций в 2011 году было на 98,97 % больше чем в 2006 году.  (темп прироста -17904287,27 тыс.долл. США).

В итоге, проведенный анализ показал, что из всех стран-участниц АТР, наиболее крупными торговыми партнерами России в регионе являются Китай, Япония и США. В пункте 2 был проведен анализ сотрудничества данных стран  с Россией на современном этапе. Китай занимал 1 место среди внешнеторговых партнеров РФ. По данным таможенной статистики объем российско-китайской торговли в 2011 г. увеличился на 40,81 % по сравнению с 2010 годом и на 190,94 % по сравнению с 2006 годов.  По итогам 2006-2011 года российско-китайский товарооборот увеличился с 28,7 млрд.долл. США в 2006 г. до 83,5 млрд. долл. США у 2011 г., увеличив свое значение за рассматриваемый период на 190,94 %. Что касается китайских прямых инвестиций в РФ, то  за 2006-2011 г.г. они увеличились на 53,40 % за 2011 год объем российско-японской торговли за составил 972,7 млрд. иен, т.е.  вырос на 28,7% по сравнению с 2010 г. Объем российско-японской торговли в 2011 году составил 29,7 млрд. долл. США, темп роста по сравнению с 2007 годом составил  40,09 %, с 2009 по 2011 г.г. произошло увеличение объема поступивших японских инвестиций в российскую экономику на 3,48 %. Сотрудничество между субъектами РФ и штатами США в 2011 г. развивалось на региональном уровне в рамках органов межрегионального взаимодействия. Товарооборот между РФ и США в 2011 г. увеличился на 35% по сравнению с 2010 г. Объем накопленных инвестиций в РФ из США увеличился за рассматриваемый период на 46,38 %,. Объем накопленных инвестиций из РФ в США увеличивался более высокими темпами и за рассматриваемый период на 1758,97 %. анализ свидетельствует о положительной динамики развития сотрудничества между РФ и ведущими странами АТР. РФ недоиспользует потенциал развития торгово-экономического сотрудничества, т.е. необходимо добиваться расширения рынков сбыта для отечественных товаров в регионе, стимулировать инвестиционные и торговые связи регионов РФ с АТР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И АТР 

Развитие регионального сотрудничества - одна из наиболее заметных и важных тенденций в современной торговой политике стран-участниц АТР. В настоящее время в АТР действует более ста соглашений о свободной торговле.

Развитие в АТР интеграционных процессов наиболее активно происходит на базе таких блоков, как Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство (ТСЭП)и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а так же в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС).

В настоящее время, обсуждения о формировании Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) с участием Китая и США, а также других стран АТР (Япония, Корея, РФ) проходит с особой осторожностью в силу прогнозируемой сложности практической реализации формирования АТЗСТ и противоречивости возможных результатов. Так же рассматриваются различные подходы, предложения о возможных направлениях его построения.

В качестве предполагаемой базы АТЗСТ предлагается использовать формирующиеся региональные интеграционные группировки, такие как Транстихоокеанское партнерство. АСЕАН+3, АСЕАН+6.

В стратегическом плане в развитии торговых отношений РФ со странами и региональными интеграционными блоками в Азиатско-тихоокеанском регионе можно выделить 5 главных вызовов для РФ, которые необходимо учесть в практической работе и на которые есть необходимость найти адекватные ответы.24

Первый вызов. Он связан с преобладанием в структуре экспорта РФ сырьевых товаров и энергоносителей. Возникают риск повторения истории с Европейским союзом, куда РФ вывозит практически только первичные полуфабрикаты и сырье, а экспорт машинно-технической продукции еле различим. Следовательно ключевой основой взаимоотношений со странами АТР должна стать тесная увязка текущих поставок сырья со встречными инвестициями партнеров в развитие перерабатывающих производств на территории РФ.

Второй вызов. Он обусловлен сужением или исчезновением многих традиционных рынков сбыта российских товаров в развивающихся странах АТР, что связано с тем, что страны сами осваивают выпуск ранее импортировавшейся продукции из РФ. Помимо этого, данные страны начинают выступать конкурентами российских компаний на рынках третьих стран (включая СНГ). В данном случае возможны несколько вариантов решений, один из которых связано с расширением коммерческого присутствия развивающихся стран АТР в базовых отраслях промышленности, а другое связано с уходом российских компаний в более технически сложные и высокие переделы продукции, где потенциальные конкуренты слабы и не имеют в своем распоряжении необходимых компетенций.

Третий вызов. Он касается структуры импорта РФ из АТР, который ориентирован на потребительский рынок, что не способствует решению стратегической задачи модернизации отечественной экономики, а так же сдерживает процессы импортозамещения и увеличивает дефицит внутренних источников хозяйственного роста.

Безусловно, по соотношению цена-качество многие потребительские товары из стран АТР значительно превосходят российские (иногда даже европейские). Но в тоже время засилье импортной продукции, особенно в восточных районах РФ, значительно сужает возможности общего экономического развития и генерирования доходов бюджета для решения главных социально-экономических задач.

Необходимо стимулирование переноса производства товаров народного потребления на территорию России средствами налоговой, политики, одновременно добиваясь постепенного повышения его локализации.

Четвертый вызов. Он связан с быстрым повышением уровня географической концентрации торговли РФ с АТР, где все сильнее позиции у Китая, что порождает дополнительные риски, а так же сужает возможности российской экономической дипломатии в регионе. Решение данной проблемы может выступить принятие усилий по диверсификации географии внешнеэкономических связей со странами-участницами АТР; приоритеты такой политики – страны АСЕАН, Республика Корея, Канада и США.

Перечисленные вызовы для РФ, которые проистекают из развития торговых отношений со странами-участницами АТР, при всей их остроте и значимости вполне преодолимы. РФ обладает большим экономическим потенциалом, в раскрытии которого очень заинтересованы страны-участницы АТР, а следовательно имеется благоприятная почва для принятия взаимовыгодных решений и совместного движения вперед по пути углубления и расширения регионального торгово-экономического сотрудничества. 25

Также необходимо преодолеть географическую замкнутость РФ в сфере развития преференциальной торговли, необходимо подняться на уровень других крупных экономик, которые в отличие от РФ, формируют практически во всех географических регионах мира большое число зон свободной торговли со странами.

Это конечно займет определенное время. Но уже сейчас РФ намерена использовать опыт партнеров в АТР для модернизации российской экономики. В 2010-2011 гг. РФ подписала межправительственный меморандум о сотрудничестве в области модернизации экономики с Китаем, межминистерские меморандумы с Японией, Республикой Корея, Сингапуром.

Данные договоренности позволяют привлечь компании из стран-участниц АТР к участию в модернизации отраслей российской экономики. А в будущем создадут базовую основу для более широкой интеграции РФ в АТР.26

Так же следует отметить тот факт, что в  2012 году Россия официально присоединилась к ВТО. В  связи с этим РФ обязалась открыть  свои  экономические границы для зарубежных компаний.  Но следует отметить, что с одной стороны данное соглашение расширяет торгово-экономические отношения РФ, а с другой стороны увеличивает  ввоз импортной продукции на рынок, в связи с чем это составит серьезную конкуренцию российской продукции.27

РФ решительно настроена  на экономическое сотрудничество с  АТР. Развитие данного сотрудничества будет более выгодно для РФ, ведь членами АТР являются, проанализированные во второй главе, такие сильные игроки как Китай, США и Япония.

Как сообщил первый вице-премьер  России И. Шувалов России нужно обеспечить смещение акцентов, не сворачивать  традиционные экономические связи, необходимо значительно ускоряться по интеграции, кооперации с АТР. При сотрудничестве РФ со странами АТР, разработки и технологии последних могут быть использованы с успехом и в России.

РФ необходимо сосредоточиться на усилении сотрудничества с АТР. При установлении торгово-экономических связей с АТР взаимодействие будет происходить по схеме – Россия поставляем сырье и получает готовую продукцию. РФ сможет значительно повысить эффективность импорта России, а при связи по-средством РФ государств АТР с государствами Евроатлантического, представляется возможным создание совершенно нового глобального геоэкономического пространства.

Если связать эти регионы, РФ сможет сделать эффективные воздушные, наземные и электронные пути сообщения между расширяющимися рынками. Это даст определенный импульс для внутреннего роста и развития показателей ВВП России. Данная стратегия будет интегрировать технологическую, экономическую, транспортную, промышленную и информационную политику РФ.28

В итоге, для укрепления торгово-экономических отношений АТР и РФ необходима выработка долгосрочной программы взаимодействия с основными партнерами АТР и торговыми блоками. Необходимо сформулировать общие направления по сближению различных региональных и страновых подходов к техническому регулированию, торговым процедурам,  фитосанитарным мерам,  энергетической, продовольственной, и экологической безопасности, развитию транспортных коридоров, «зеленому» росту, трудовым отношениям, с целью подготовки почвы для российских перспективных интеграционных соглашений в АТР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РФ, является неотъемлемой частью АТР и сегодня развитие экономических  взаимоотношений с данными странами является одной из главных задач  внешней политики РФ. Оценка ситуации в АТР  носит важное значение для  геостратегических интересов РФ и анализа возможности по участию  в региональной экономической интеграции.

РФ начала сотрудничество со странами АТР уже очень давно, о чем свидетельствуют даты заключения международных договором. Все отношения  между ведущими странами АТР и  АТР в целом строятся строятся на соглашениях о торговых отношениях между РФ и АТР, а так же  регулируются межправительственными  соглашениями.

Развитие экономических  взаимоотношений с АТР сегодня  представляет собой одну из главных  задач внешней политики РФ. Наиболее важными и динамичными являются экономические отношения со странами СВА, некоторыми странами Южной и Юго-Восточной Азии. Более 70 % внешнеторгового оборота РФ с азиатскими странами приходится на государства АТР. Россия со странами со многими странами АТР уже на протяжении многих лет. Взаимоотношения между Россией и АТР строятся на договорной основе, регламентируются соответствующими соглашениями о торгово-экономических отношениях между Россией и странами АТР.  В основном данные документ является обще регулирующим нормативным актом и их срок действия продлевается автоматически.

Информация о работе Сотрудничество России и стран АТР в области таможенного дела