Современное состояние и перспективы применения таможенных сборов в регулировании внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть виды таможенных сборов в РФ и проанализировать ситуацию в отношении таможенных сборов: отвечают ли они своему назначению как в фискальном, так и в регулирующем плане, или являются платой за услуги и юридически значимые действия государственных (в данном случае таможенных) органов.

Задачи работы могут быть выделены следующие:

определение сущности и содержания таможенных сборов, порядка их исчисления и взимания в связи со вступлением в силу главы 33.1 Таможенного кодекса РФ
анализ показателей деятельности Дагестанской таможни (с подчинёнными ей таможенными постами) по взиманию таможенных сборов и перечислению их в федеральный бюджет
определение перспектив применения таможенных сборов в регулировании ВЭД, а также направлений совершенствования практики применения таможенных сборов с усилением их регулирующей функции.

Содержание

Введение 3


Глава I. Теоретические основы использования таможенных сборов в регулировании внешней торговли 5


1.1.Таможенные сборы: понятие, сущность, содержание, виды 5

1.2.Порядок исчисления и уплаты таможенных сборов 7

1.3.Роль таможенных сборов в регулировании ВЭД 14


Глава II. Современное состояние и перспективы применения таможенных сборов в регулировании внешней торговли 17


2.1.Анализ развития внешней торговли региона (на примере РД) 17 2.2.Оценка регулирующих функций таможенных сборов (на примере Дагестанской таможни) 20

2.3.Перспективы использования таможенных сборов в регулировании внешней торговли 22


Заключение 27


Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Таможенные сборы.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение                                                                                                                   3 

Глава I. Теоретические основы использования таможенных сборов в регулировании внешней торговли                                                                        5 

1.1.Таможенные  сборы: понятие, сущность, содержание, виды                        5

1.2.Порядок исчисления и уплаты таможенных сборов                                      7

1.3.Роль  таможенных сборов в регулировании ВЭД                                         14 

Глава II. Современное состояние и перспективы применения таможенных сборов в регулировании внешней торговли                                                       17 

2.1.Анализ развития  внешней торговли региона (на примере РД)                 17 2.2.Оценка регулирующих функций таможенных сборов (на примере Дагестанской таможни)                                                                                        20

2.3.Перспективы  использования таможенных сборов в регулировании внешней торговли                                                                                                 22 

Заключение                                                                                                            27 

Список использованной литературы                                                                  30 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы связана с тем, что таможенные сборы в международной практике выступают дополнительными регулирующими  экономическими рычагами, позволяя содействовать усилению таможенного контроля за товарами, помещаемыми под любой таможенный режим. К сожалению, этого нельзя сказать о современной практике применения таможенных сборов в Российской Федерации. Как будет видно из работы, имеющиеся в настоящее время таможенные сборы в связи с введением нового порядка их исчисления и взимания утратили свою регулирующую функцию (некоторое исключение представляет собой лишь сбор за таможенное сопровождение).

      Цель  курсовой  работы  -  рассмотреть виды таможенных сборов в РФ и проанализировать ситуацию в отношении таможенных сборов: отвечают ли они своему назначению как в фискальном, так и в регулирующем плане, или являются платой за услуги и юридически значимые действия государственных (в данном случае таможенных) органов.

      Задачи  работы могут быть выделены следующие:

  • определение сущности и содержания таможенных сборов, порядка их исчисления и взимания в связи со вступлением в силу главы 33.1 Таможенного кодекса РФ
  • анализ показателей деятельности Дагестанской таможни (с подчинёнными ей таможенными постами) по взиманию таможенных сборов и перечислению их в федеральный бюджет
  • определение перспектив применения таможенных сборов в регулировании ВЭД, а также направлений совершенствования практики применения таможенных сборов с усилением их регулирующей функции.

     Работа  состоит из двух глав. Первая глава  посвящена теоретическим основам  использования таможенных сборов как вида таможенных платежей и инструмента регулирования ВЭД. Во второй главе даётся анализ и оценка роли таможенных сборов в пополнении доходной части федерального бюджета и выявляются наиболее важные направления повышения регулирующей стороны таможенных сборов.

     Нормативно-правовую базу написания работы составили  Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации (в отношении Таможенного кодекса в первую очередь его глава 33.1, регулирующая порядок исчисления и взимания таможенных сборов) и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и (действующие редакции). Другие источники – «Таможенное право России» (авторы О. Ю. Бакаева и Г. В. Матвиенко), «Внешнеэкономические связи» (авторы И.Т. Балабанов и А. И. Балабанов) и «Таможенное регулирование ВЭД» (автор И. В. Тимошенко). В определении разграничения понятий «налог», «пошлина» и «сбор» использован материал ещё по двум источникам – «Налоги и налогообложение» (автор Д. Г. Черник) и «Налогообложение» (автор  С. П. Колчин). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы использования таможенных сборов в регулировании внешней торговли. 

1.1.Таможенные  сборы: понятие,  сущность, содержание, виды. 

     Государство обладает исключительным суверенным правом, таможенной регалией — облагать платежом товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Наиболее ярко финансово-правовой статус таможенных органов проявляется через институт таможенных платежей. Таможенно-тарифное регулирование является «первоосновой финансово-экономической деятельности таможенных органов и, стало быть, в решающей степени предпосылкой и непосредственной правовой базой взимания таможенных платежей». Налоги в сфере внешнеторговой деятельности традиционно относят к таможенным платежам, акцентируя внимание на органе, обеспечивающем их уплату, — таможне.

     Таможенные  платежи в большинстве стран являются важной статьей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих функций этих органов. В Российской Федерации Бюджетный кодекс в ст. 50 определяет, что пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются налоговыми доходами федерального бюджета1.

     Таможенно-тарифное регулирование, будучи одним из основных инструментов поддержания экономической  безопасности, является в го же время  и рычагом воздействия на хозяйственную  структуру. Оно представляет собой  систему мер, используемых для воздействия на международную торговлю.

     Согласно  ст. 318 ТК, к таможенным платежам относятся:

1) таможенная  пошлина (ввозная и вывозная);

2) налоги, взимаемые при ввозе товаров  на таможенную территорию РФ (налог на добавленную стоимость и акциз);

3)  таможенные  сборы.

     Таможенным  сбором признается плата за осуществление таможенными органами различных мероприятий. В наименовании сбора законодатель указывает, что собой представляет встречное удовлетворение.

     Иными словами, сущность таможенного сбора состоит в том, что таможенные органы осуществляют различные юридически значимые действия, которые оплачиваются субъектами экспортно-импортных операций единовременно. В отличие от налогов они носят возмездный характер и взимаются в связи с оказанием каких-либо определенных услуг.

     Особенностью  сбора является установление его размера на основе эквивалентности тем расходам, которые несет государство (в лице таможенных органов) при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение, или при производстве товаров (работ, услуг), передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора. Естественно, что в этом случае предполагается не номинальное соответствие, а определенная сопоставимость расходов субъекта и стоимости конкретной услуги2.

     В прежнем Таможенном кодексе 1993 г. были названы следующие виды таможенных сборов: за выдачу лицензий таможенными  органами РФ и за   возобновление  действий лицензий; за выдачу квалификационного  аттестата специалиста по таможенному  оформлению и возобновление действия аттестата; за таможенное оформление; за хранение товаров; за сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

     Нормами Таможенного кодекса, вступившего в силу с 1 января 2004 г., первоначально не были определены виды таможенных сборов, а также порядок их исчисления и уплаты. Лишь ст. 87 ТК устанавливала, что за таможенное сопровождение (оно осуществляется должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения соблюдения, таможенного законодательства при внутреннем таможенном транзите) взимаются сборы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

      Пробел  в законодательстве первоначально  устранялся приказом ГТК от 7 июня 2004 г. № 640, устанавливавшем порядок взимания таможенных сборов. С 1 января 2005 г. действует глава 33.1 Таможенного кодекса РФ, регулирующая порядок исчисления и взимания таможенных сборов. Начинается эта глава статьёй 357.1, согласно которой к таможенным сборам относятся:

      1) таможенные сборы за таможенное оформление (т.е. плата за таможенное оформление как юридически значимое действие таможенных органов).

      2) таможенные сборы  за таможенное сопровождение (т.е. плата за сопровождение определённых товаров как услугу, оказываемую таможенными органами);

      3) таможенные сборы  за хранение (т.е. плата за хранение как услугу, оказываемую таможенными органами)3.

     Ставки  таможенных сборов регламентируются Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров". 

     1.2.Порядок исчисления и уплаты таможенных сборов

     Существенных  изменений в связи со вступлением в силу главы 33.1 ТК РФ в отношении плательщиков сборов нет. Сбор за оформление платит либо декларант (экспортер или импортер), либо таможенный брокер. Обязанность уплатить сбор за сопровождение товаров остается за перевозчиком или экспедитором. Это лица, у которых есть разрешение на внутренний таможенный транзит. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров подлежат уплате при декларировании товаров. Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

     Таможенные  сборы за таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ в качестве товаров, уплачиваются по следующим ставкам:

     500 рублей - за таможенное оформление  товаров, таможенная стоимость  которых не превышает 200 тыс.  рублей включительно;

     1 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 450 тыс. рублей включительно;

     2 тыс. рублей - за таможенное оформление  товаров, таможенная стоимость  которых составляет 450 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 1200 тыс. рублей включительно;

     5,5 тыс. рублей - за таможенное оформление  товаров, таможенная стоимость  которых составляет 1200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает  2500 тыс. рублей включительно;

     7,5 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 2500 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 5000 тыс. рублей включительно;

     20 тыс. рублей - за таможенное оформление  товаров, таможенная стоимость  которых составляет 5000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 10000 тыс. рублей включительно;

     50 тыс. рублей - за таможенное оформление  товаров, таможенная стоимость  которых составляет 10000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает  30000 тыс. рублей включительно;

     100 тыс. рублей - за таможенное оформление  товаров, таможенная стоимость  которых составляет 30000 тыс. рублей 1 копейку и более.

     250 рублей - за таможенное оформление  товаров, перемещаемых через таможенную  границу РФ физическими лицами  для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд (в том числе товаров, пересылаемых в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу РФ), за исключением автомобилей легковых, классифицируемых в товарных позициях 8702 и 8703 ТН ВЭД России.

     500 рублей - за таможенное оформление  товаров, перемещаемых железнодорожным  транспортом в соответствии с  таможенным режимом международного  таможенного транзита (в отношении  каждой партии товаров, перевозимых  по одной железнодорожной накладной, в одном транспортном средстве).

Информация о работе Современное состояние и перспективы применения таможенных сборов в регулировании внешней торговли