Специальная таможенная статистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении данных специальной таможенной статистике на примере Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
1. Понятие специальной таможенной статистики……………………..….5
2. Принципы ведения специальной таможенной статистики…………….8

ГЛАВА II. ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
2.1. Статистика декларирования……………………………………………...11
2.2. Статистика таможенных платежей……………………………………...20
2.3. Статистика валютного контроля………………………………………...26
2.4. Статистика таможенных правонарушений…………………………..…29
Заключение……………………………………...……………………………...34
Список использованной литературы……………………………………….36
Приложение………………………………………………………...…………..38

Работа содержит 1 файл

Понятие специальной таможенной статистики готовый.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

     Измерим с помощью формулы (16) интенсивность изменения рангов долей по данным таблицы 6 (9-й столбец): = 0,111 или 11,1%,

Данное  значение свидетельствует об 11,1%-м  изменении рангов от максимально  возможного, то есть об очень незначительном изменении.

     Измерим с помощью формулы (17) интенсивность изменения рангов долей по данным таблицы 6 (10-й столбец): = 0,029 или 2,9%,

Полученное  значение говорит о незначительности различия в структуре таможенных платежей в 2006 и 2000 годах.

    1. Статистика  валютного контроля
 

     Валютный  контроль – это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивающая эффективность устанавливаемых государством валютный ограничений.

     Организация валютного контроля в России строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм:

  1. Общий (неспециализированный) валютный контроль, включающий в себя контроль специальной службы (Минфин РФ), а также взаимодействующих с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется, так называемый, внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации.
  2. Банковский валютный контроль, объединяющий деятельность Банка России, его территориальных учреждений, а также подотчетных ему агентов – уполномоченных банков19. Общими для них являются те направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации.
  3. Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу РФ.

      Одновременное применение этих трех форм позволяет  государству использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, а также учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.

      Недостатками  такой множественности форм контроля являются пересечение и дублирование функций, а также отсутствие единообразного и четкого правового регулирования деятельности контролирующих органов.

      Все таможенные органы в пределах своей  компетенции осуществляют функции валютного контроля. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения (см. Приложение 7).

     В области осуществления валютного  контроля таможенными органами ведется контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства  участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.

     Работа  в области валютного контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.

     Результаты  осуществления таможенными органами валютного контроля характеризуются в 2005 – 2006 гг. показателями, приведенными в таблице 8 (см. Приложение 8).

     В неторговом обороте таможенные органы  осуществляют контроль за ввозом в  РФ и вывозом из РФ физическими  и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков, с одновременным созданием баз данных персонифицированного учета сведений о перемещении физическими лицами валюты суммами, превышающими в эквиваленте 10000 долларов США, а также о перемещении валюты юридическими лицами. Результаты этой работы также представлены в таблице 8. Для визуального анализа структуры данные таблицы 8 представим в виде диаграммы (рис. 3).

Рис.3. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США

     За 2006 год подразделениями валютного  контроля таможенных органов проведено 37,6 тысяч проверок20, в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2005 год – 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел по 64% (2005 год - 49 %) назначено административное наказание.

     Соответствующие показатели по РТУ за 2006 год приведены в таблице 9 (см. Приложение 8).

     Серьезным информационным ресурсом, призванным обеспечить повышение  эффективности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, явилось подписанное в ноябре 2006 года Соглашение об информационном взаимодействии Центрального Банка РФ и ФТС, что позволит с учетом возможностей, открываемых новой формой ГТД, комплексно решать вопросы построения новых автоматизированных технологий валютного контроля во внешнеторговой деятельности, основанных на сопоставлении банковской и таможенной информации21.

    1. Статистика  таможенных правонарушений
 

      Одним из главных направлений работы таможенной службы является соблюдение законности и контроль за соблюдением законодательства. Вся деятельность таможенных органов по соблюдению законодательства состоит из двух взаимосвязанных составляющих:

  1. Жесткий контроль за соблюдением законодательства участниками ВЭД;
  2. Строгое соблюдение законодательства самими должностными лицами таможенных органов независимо от занимаемой должности.

      В рамках первой составляющей деятельность таможенных органов нацелена на решение  задач по обеспечению экономической  безопасности государства,  выявление и пресечение фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестными и связанными с криминалом участниками ВЭД.

     Основную  угрозу экономической безопасности РФ прежде всего создают:

  • при ввозе (импорт) – незаконные операции с товарами с высоким налогообложением (легковой автотранспорт, бытовая аудио- и видеотехника, оргтехника, мебель, одежда, обувь, ковры и ковровые изделия, алкогольная и табачная продукция);
  • при  вывозе (экспорт) – нелегальные операции с сырьевыми товарами (лес, металлы и др.).

Наибольшее  количество дел возбуждается в связи  с:

  • недекларированием товаров;
  • недостоверным декларированием товаров;
  • несоблюдением перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего или международного таможенного транзита либо маршрута перевозки товаров, а также доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной в качестве места доставки;
  • неосуществлением физическими лицами обратного ввоза на таможенную территорию РФ временно вывезенных товаров, подлежащих обратному ввозу.

Импорт  товаров в Россию осуществляется по 3 схемам:

  1. «Белой» – абсолютно легально, соответствуя требованиям ФТС;
  2. «Черной» – нелегально (контрабанда);
  3. «Серой» (полулегально) – условное название большого спектра технологий, существенно различающихся по степени и формам отклонения практики от нормативных требований.

«Серые» схемы чрезвычайно многообразны, оперативно изменяются, приспосабливаясь к новациям таможенного контроля. Их суть – искажение таможенных деклараций с целью снижения таможенных сборов по следующим направлениям: таможенные коды, количество ввозимых товаров в натуре, инвойсные цены.

      В осуществлении как «серых», так  и «черных» схем, как правило, задействуются следующие участники:

  1. Продавец товара – это чаще всего крупная зарубежная компания, которая может и не знать, что сделка осуществляется с нарушением закона;
  2. Российский банк, обеспечивающий перевод необходимой суммы для закупки товара;
  3. Компания, закупающая товар и зарегистрированная, как правило, в оффшоре;
  4. «Черный брокер», имеющий «окно» на таможне;
  5. Несколько фирм-однодневок и конечный покупатель, дистрибьютор продукции.

Вся эта  цепочка по закону несет ответственность  за нарушение таможенного режима.

     Наводнение  внутреннего рынка дешевыми, часто контрафактными товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, то есть не облагаются или не полностью облагаются таможенными пошлинами и не проходят должного контроля качества, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Масштабы такого теневого импорта варьируются по товарным позициям и странам-поставщикам.

      Один  из возможных подходов к оценке и  анализу теневой составляющей внешней  торговли состоит в построении «зеркальной» статистики экспортно-импортных потоков, то есть в сопоставлении оценок, фиксируемых в таможенной статистике одной страны, с соответствующими оценками тех же потоков статистике стран – торговых партнеров. Такой подход позволяет оценивать каждый отдельный поток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. При этом предполагается, что оценки импортера и экспортера должны быть близки. Допустимые различия определяется соотношением цен CIF/FOB22 и принимаются в пределах 10%. Чтобы установить степень вовлеченности импортных товаров в ту или иную схему «растаможки», недостаточно одного лишь «зеркального» сопоставления импорт/экспорт по таможенной стоимости. Необходимо сравнить также физические объемы23 и цены.

     В настоящее время в таможенную практику происходит внедрение автоматизированной Системы управления рисками (СУР), что качественным и количественным образом отражается на таможенном администрировании24. Благодаря этой системе достигается переход от тотального контроля товаров, перемещаемых через границу, к выборочному. Использование СУР таможенными органами обеспечивает возможность таможенным постам не проверять все партии товаров, а сосредоточиться только на рисковых партиях. Автоматизированное выявление профилей риска – одна из самых важных задач автоматизации СУР. Если до применения СУР из всех проверенных парий товара лишь каждый трехсотый досмотр выявлял нарушения, то теперь эффективность СУР при ввозе составляет 8%25, то есть результат дает в среднем каждый 13-й досмотр.

     Несмотря  на очевидные преимущества автоматизированной СУР, ее значительные возможности в борьбе с таможенными нарушениями, она не лишена недостатков. Основные недостатки: несовершенство применяемых программных средств26, необходимость высокой квалификации специалистов для работы с автоматизированной СУР.

     Правоохранительная  деятельность таможенных органов по линии расследования и дознания характеризуется данными, представленными в таблице 10 и на рисунке 4 (см. Приложение 9).

     Больше  всего дел с составлением обвинительного акта в 2006 году окончили подразделения дознания ЦТУ (97%), УТУ (96%), ДВТУ и СЗТУ (по 94%), а также СТУ (90%).

     Одним из важных элементов таможенного  регулирования является проведение контроля после выпуска товаров (постконтроль), который проводят подразделения  таможенной инспекции. Это способствует решению задач по смещению акцента при проведении таможенного контроля с этапа таможенного оформления на таможенный контроль после выпуска товаров, а также по контролю за соблюдением участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, и лицами, осуществляющими розничную или оптовую торговлю ввезенными товарами, таможенного законодательства России.

     Эффективность работы подразделений таможенной инспекции  показана в таблице 11 и на рисунках 5 – 7 (см. Приложение 10).

     В настоящее время приобрела особую актуальность проблема борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Работа подразделений собственной безопасности таможенных органов направлена на активную борьбу с преступлениями, совершаемыми должностными лицами таможенных органов с использованием своего служебного положения, а также с таможенными правонарушениями. Результаты этой работы в 2006 году по РТУ представлены в таблице 12, а в таблице 13 представлена динамика этой работы (см. Приложение 11). 
 
 
 

      Заключение 

         Как видно из моей работы, таможенное дело является важным инструментом в выполнении экономических  задач, стоящих перед РФ. Однако и  в таможенном деле есть свои недостатки и недоработки, над которыми надо сосредотачивать свои усилия. Функции таможенной службы: сбор налогов и пошлин в таможенной сфере, валютно-экспортный контроль, борьба с нарушениями таможенного законодательства, контрабандой товаров, транспортных средств, в том числе оружия и наркотиков. Но основная задача таможенных органов – пополнение федерального бюджета.

Информация о работе Специальная таможенная статистика