Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целями таможенной статистики являются:
обеспечение высших органов государственной власти, иных государственных органов, информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации;
контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов;
анализ состояния и развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………2
Глава 1. Ведение таможенной статистики………………………………………5
1.1. Таможенная статистика…………………………………………..………….5
1.2. Специальная таможенная статистика……………………………………….7
1.3. Документы и сведения, используемые для статистических целей……..…8
1.4. Задачи и границы таможенной статистики внешней торговли…………11
1.5. Ответственность за правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики…………………………………………………………………..……12
Глава 2. Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли ……………………………………………………………….13
2.1. Учет данных о взаимной торговле при отсутствии таможенного оформления, классификация и статистическая стоимость товаров………….13
2.2. Особенности количественного учета товаров……………………….……23
2.3. Распространение данных таможенной статистики, страны – партнеры. 24
Заключение……………………………………………………………..……..….28
Список использованной литературы………………………………………...…30

Работа содержит 1 файл

курсовая по статистике.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     База  данных МВФ сформирована по итогам мировой торговли в динамике за 16 лет (по годам, поквартально и помесячно) и отражает данные по стоимости экспорта и импорта каждой страны в ее торговле с остальными странами, со всем миром, с различными группировками стран (географическими и экономическими, например, мир, Европа, развивающиеся страны, ЕС и др.).

     База  данных ФТС России сформирована на основе грузовых таможенных деклараций и отражает данные об экспорте и импорте России со странами - торговыми партнерами. В качестве дополнительных источников информации для проведения сопоставительного анализа используются официальные бюллетени Межгосударственного статистического комитета по делам СНГ и информация о взаимной торговле стран ЕС и России из официальных данных Статистического управления Европейских сообществ (Евростата). Кроме того, при сопоставлении данных России и МВФ используется нормативно-справочная информация (справочники кодов стран, используемых в статистике внешней торговли России и применяемых МВФ).

     Сопоставление итоговых данных статистики внешней  торговли России с данными стран - торговых партнеров. Для определения  общей величины расхождений в  данных статистики внешней торговли России со странами мира проводится сопоставление итогов торговли России в разрезе стран за рассматриваемый период с данными стран, сформированными МВФ. При этом данные МВФ по странам СНГ заменяются данными, предоставляемыми Межгосударственным статистическим комитетом по делам СНГ, по странам ЕС - данными Евростата по причине актуальности данных указанных группировок. При проведении сопоставления итогов торговли России в разрезе стран данные приводятся к единому базису оценки. Это вызвано различиями в методике определения статистической стоимости (импорт учитывается в ценах СИФ, а экспорт в ценах ФОБ).

     При сопоставлении показателей как  импорта России и экспорта стран мира, так и экспорта России и импорта стран мира к единому базису приводятся показатели импорта с использованием коэффициента пересчета, характеризующего соотношение затрат на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и страхование на участке от границы страны-экспортера до границы Российской Федерации (в настоящее время коэффициент пересчета равен 1,56). Импорт из стран, имеющих общую с Россией границу (страны СНГ, Прибалтики, Финляндия и др.), не пересчитывается.

     Результаты  сопоставления итоговых данных оформляются в таблицах и отражают расхождения по стоимости и степень расхождений. Общая величина расхождений определяется разницей между итоговыми сравниваемыми стоимостными показателями стран-партнеров. После выявления общей величины расхождений определяется степень расхождения данных - это абсолютное отношение величины расхождений в данных к величине сравниваемого показателя стран-партнеров: ИмпРос - ЭкспРос Степень расхождения (по импорту) = -- *100% ЭкспМира ЭкспРос - импМира Степень расхождения (по экспорту) = --*100% . импМира.

     Рассчитанные  общая величина расхождений и  степень расхождений данных отражают прямое расхождение в данных об импорте  России и экспорте стран мира.

     В то же время прямое расхождение не учитывает ряд следующих особенностей, которые влияют на итоговые данные внешней торговли России:

     1. В отличие от практики ряда  стран, которые включают в свой  экспорт вывоз всех товаров,  в российской практике ввоз  автомобилей физическими лицами, а также других товаров в  рамках установленных квот учитывается по таможенным приходным ордерам (ТПО) и не входит в данные таможенной статистики внешней торговли.

     2. В данные таможенной статистики  по импорту России не включается  также стоимость бункерного топлива,  продовольствия и материалов, приобретенных российскими судами в иностранных портах.

     3. В данные таможенной статистики  по экспорту России не включаются  данные о рыбе, выловленной российскими  судами в нейтральных водах  и проданной иностранным государствам.

     4. Ложный экспорт стран мира составляет, по оценкам разных специалистов, от 2 до 5% стоимостного объема всего экспорта. При расчете степени корректного расхождения в данных по импорту России и экспорту стран мира необходимо увеличить импорт России на стоимость автомобилей и товаров, учитываемых по ТПО, а также на величину стоимости бункерного топлива российских судов в иностранных портах и уменьшить стоимостной объем экспорта стран мира с учетом величины ложного экспорта. Степень (импРоссии + П1 + П2) - (экспМира - 5%) корректного = --* 100% , расхождения (имп) экспМира - 5% где: - стоимость автомобилей и других товаров, ввезенных в Российскую Федерацию физическими лицами по таможенным приходным ордерам; - стоимость бункерного топлива, продовольствия и материалов, приобретенных российскими судами в иностранных портах (по данным Росстата).

     При расчете степени корректного  расхождения в данных по экспорту России и импорту стран мира экспорт  России необходимо увеличить на стоимость  рыбы, проданной вне таможенной территории России: Степень (экспРоссии + П3) - импМира корректного = -- * 100% , расхождения (эксп) импМира где: - стоимость рыбы, выловленной и проданной в иностранном порту или иностранному судну в открытом море (по данным Росстата). Основные положения при подготовке к проведению специалистами сопоставительного анализа со странами - торговыми партнерами Российской Федерации.

     В рамках подготовки к проведению сопоставительного  анализа и в целях выявления  расхождений в данных внешней  торговли России со странами - торговыми  партнерами необходимо сопоставить данные, фиксируемые в таможенной статистике одной страны, с соответствующими данными тех же потоков в статистике другой страны. Это позволит оценить каждый отдельный поток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны получателя и производить сравнение статистических данных стран - партнеров, а также их согласование.

     В целом процедура подготовки к  проведению сопоставительного анализа  может происходить по следующему алгоритму:

     а) определение целей странами - партнерами и разработка мероприятий для их достижения;

     б) установление общей понятийной (правовой) базы в целях согласования статистических данных;

     в) приведение официально опубликованных данных к общей основе;

     г) изучение различий в статистических данных;

     д) внесение необходимых корректив в данные для получения взаимно согласованных наборов показателей (параметров) торговли. Сопоставление данных ориентировано на достижение цели, которая поставлена перед специалистами.

     Цели  сопоставления статистических данных внешней торговли стран-партнеров можно определить как краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели - выявление наибольших расхождений статистических данных двух стран: систематические ошибки, несоответствие на уровне "n" знаков классификации по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Долгосрочные цели могут определяться как гармонизация (соответствие) правовой базы двух наборов статистических данных (двух стран-партнеров), которые могут привести к пересмотру некоторых процедур и определений (в том числе таможенных).

     На  уровне взаимодействия стран-партнеров (заседаний экспертов стран-партнеров) процедура сопоставления обеспечивает одинаковое понимание фактов и благодаря  этому по результатам встреч по сопоставлению  может способствовать процессу подготовки двусторонних экономических переговоров и развитию международного сотрудничества.

     В рамках установления общепонятийной (правовой) базы в целях сопоставления статистических данных условно выделяются следующие  три группы основных причин расхождений по природе их возникновения. Методологические. Возможны различия в подходах к регистрации внешнеторговых операций, которые приводят к возникновению вероятности неверного указания страны происхождения/назначения товаров. Согласно международным стандартам страны-партнеры определяют статистическую стоимость импортируемых товаров на условиях поставки СИФ, экспортируемых - ФОБ.

     Существует  ряд товаров, специфика которых  затрудняет использование единого  подхода при их таможенном оформлении таможенными органами разных стран. В частности, это относится к драгоценным камням и металлам, электроэнергии, бункерному топливу, рыбе, выловленной в открытом море, и к товарам, перемещаемым в целях ремонта. Существуют различия в подходах к таможенному оформлению товаров, перемещаемых физическими лицами. В российской практике это прежде всего касается ввоза автомобилей, которые учитываются по таможенным приходным ордерам и не включаются в данные статистики внешней торговли. В то же время страна, откуда был вывезен автомобиль, регистрирует его как экспорт, если его цена превышает установленное пороговое значение.

     Таможенное  оформление вывоза и ввоза одной  партии товара может осуществляться в одной стране в таможенном режиме из перечня учитываемых статистикой  внешней торговли, в другой стране - не учитываемых. Технические. Между датой отгрузки товара на экспорт в стране происхождения и датой регистрации товара в принимающей стране возникает временной лаг, который в среднем в мировой торговле составляет 3-4 недели и варьируется в зависимости от географического положения стран, используемого вида транспорта, характера перевозимого товара и пр. Географическая классификация операций производится по стране происхождения/конечного потребления, однако при отсутствии возможности определения таковых в учете отражается страна - держатель контракта. В этом случае имеют место различия в двусторонних данных. В некоторых случаях товар, зарегистрированный страной-экспортером, не доходит до страны назначения по причине его порчи или классификации в одной из стран транзита. В большинстве стран существуют ограничения по раскрытию информации по отдельным товарным позициям. Ассоциируемые с умышленным искажением статистических данных. Контрагенты одной страны-партнера могут предумышленно не регистрировать товар при пересечении национальной границы, в то время как в другой стране товар регистрируется. Импортеры могут использовать двойные счета-фактуры и указывать заниженное количество товара с целью сокращения взимаемых таможенных платежей. В результате экспортная и импортная цена товара может различаться. Импортеры могут декларировать товары под ложными товарными кодами с целью минимизации ставок таможенных платежей. Экспортеры могут преднамеренно завышать количество и стоимость экспортируемого товара для увеличения возвращаемого НДС.

     Стороны торговых отношений могут предумышленно  недостоверно указывать страну-партнера. При импорте стоимость товаров  может преднамеренно занижаться. Даже если партнеры соблюдают руководящие  принципы Организации Объединенных Наций в отношении статистики торговли и принята единая методология статистики внешней торговли, однако между их данными возможны расхождения. Эти расхождения могут являться результатом именно этих принципов (импорт - таможенная стоимость на условиях СИФ, экспорт - на условиях ФОБ), а также национальных законодательств стран-партнеров. Для установления концептуальных причин расхождений, а также для максимального исключения влияния методологических факторов на результаты сопоставления экспертам по статистике таможенных служб стран - торговых партнеров необходимо провести анализ следующих факторов:

     а) охват данных;

     б) применяемая система торговли;

     в) время учета;

     г) толкование и применение классификации товаров;

     д) определение статистической стоимости;

     е) определение количества товара;

     ж) определение веса товара;

     з) установление страны-партнера;

     и) пороговые значения учета в статистике внешней торговли;

     к) прочие источники расхождений.

     В результате проведенного анализа заполняется  протокол двустороннего сопоставления, отражающий факторы анализа. Протокол также включает в себя группы критериев, предположительно обуславливающих наличие наибольших расхождений.

     Проведенные подготовительные мероприятия, в том  числе результаты анализа сопоставления  итогов торговли России в разрезе стран за рассматриваемый период с данными стран, сформированными МВФ, позволяют получить предварительные результаты причин расхождений в данных внешней торговли стран - торговых партнеров и приступить к подготовке данных для проведения сопоставительного анализа специалистами на уровне рабочих групп.

     Подготовка  статистических данных для сопоставления  к заседаниям рабочей группы экспертов  по статистике стран-партнеров готовятся  данные статистики внешней торговли за предварительно оговоренный период времени и на взаимно согласованных уровнях агрегирования в соответствии с кодами Гармонизированной системы описания и кодирования товаров: - контрольные данные, сформированные только по прямым поставкам товаров (торгующая страна совпадает со страной назначения при экспорте и страна отправления со страной происхождения при импорте); - полные данные, сформированные на детализированном уровне по согласованным критериям выборки; - официальные публикуемые и распространяемые данные, сформированные по методологии статистики внешней торговли, которые используются странами-партнерами.

     Сопоставление данных статистики внешней торговли проводятся в два этапа.

     На  первом этапе сопоставление данных статистики внешней торговли, на всех уровнях согласованной экспертами агрегации данных, проводится экспертами самостоятельно по контрольным, полным и официальным данным, полученным от страны-партнера на бумажном носителе или в электронном виде.

Информация о работе Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли