Становление и развитие валютного регулирования и валютного контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение становления и развития валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
Задачи данной работы следующие:
представить этапы становления системы валютного регулирования и валютного контроля;
рассмотрение сущности валютного регулирования и валютного контроля;

Содержание

Введение. 3
I. Эволюция валютного регулирования и валютного контроля в России. 5
II. Современное состояние валютного регулирования и валютного контроля в РФ. 11
2.1. Нормативно – правовые акты валютного регулирования и валютного контроля. 11
2.2. Валютное регулирование. 14
2.3. Валютный контроль. 16
III. Проблемы и перспективы развития валютного регулирования и валютного контроля. 19
Заключение. 22

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

В целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала заложен принцип разрешено все, что не запрещено. Обозначена необходимость отхода от административных мер к экономическим мерам воздействия в области валютного регулирования.

                  Конституцией Российской Федерации;

                  Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;

                  Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ;

                  Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

                  Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ»;

                  Федеральным законом РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

                  Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

                  Федеральным законом от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Особое место занимает Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Это законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующие различные стороны воздействия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля.[2]

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества

В статье 4 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле". рассмотрено «Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля».

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее - акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее - акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.[3]

Основные изменения, внесенные в систему валютного регулирования и валютного контроля, касаются большинства статей Закона. По-новому определяются субъекты и объекты регулирования, закреплены новые принципы валютного контроля, проведения валютных операций, купли-продажи валюты и многое другое. Новый Закон в значительной степени утратил характер рамочного нормативного акта, большинство его норм наполнены конкретным и весьма либеральным содержанием.

Рассматривая правовое регулирование валютного контроля, следует остановиться, прежде всего, на содержании самих понятий «валютный контроль» и «валютное регулирование».[4]

 

2.2. ВР: понятие, задачи, функции.

 

Валютное регулирование представляет собой адекватный рыночным отношениям способ воздействия государства на валютную сферу, которое направлено на реализацию целей его валютной политики.

Оказывая регулирующее воздействие на валютную сферу, государство преследует те же цели, что и при проведении валютной политики (это деятельность государства, напрвленная на реализацию его интересов в валютной сфере национальной экономики). Эти цели конкретизируются в задачах, решаемых посредством валютного регулирования. Они состоят в следующем:

      установление режима валютного курса и поддержание его стабильности;

      обеспечение желательного режима присутствия страны на мировом валютном рынке;

      регламентирование проведения международных расчетов;

      определение порядка проведения операций с валютных ценностями;

      установление правил перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа;

      определение режима осуществления иностранных инвестиций.[5]

Валютное регулирование осуществляется на трех уровнях: национальном, межгосударственном и региональном.

Национальном уровень валютного регулирования осуществляется на основе национального законодательства, он отражает особенности экономики страны и накладывает отпечаток на ее участие в ваолютных отношениях международного уровня.

Межгосударственное регулирование преставляет собой «рамочный» механизм, действие которого основанно на международном праве и направлено на создание благоприятных условий для обмена товарами, услугами, движения капитала между странами в целях поддержания в них устойчивогоэкономического роста.

Региональный уровень распространяется на одельные группы стран и представлен в валютных зонах. В Европе сложилась зона евро, в Америке – доллара США, в Азии – японской йены.

Содержание механизма валютного регулирования составляет совокупность методов воздействия государства на валютные отношения и применяемые при этом инструменты.

Государство применяет следующие методы валютного регулирования: прямой и косвенный.

Косвенный метод – используются экономические рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, которым представляется право самостоятельно принимать решение об участии или не участии в валютных операциях.

Инструменты, применяемые в рамках косвенного метода:

      резервные требования;

      рефинансирование кредитных органихзаций;

      прямые количественные ограничения;

      операции на открытом рынке;

      валютные интервенции.

Прямой метод - валютное регулирование осуществляется путем издания органами государственной власти нормативно- правовых актов и совершение ими иных административных действий.

Инструменты:

      девальвация;

      ревальвация;

      валютные ограничения;

      валютный контроль.

Валютное регулирование осуществляется посредством механизма валютного контроля.

 

2.3. Валютный контроль: понятие, цели, задачи.

 

Валютный контроль – обеспечивает действие валютных ограничений при осуществлении валютных операций в различных сферах экономики страны.

Для осуществления валютного контроля создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

Принципы ВР и ВК закреплены в ФЗ «О валютном регулировании и валютном котроле»:

1.      Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

2.      Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции.

3.      Единство внешней и внутренней валютной политики РФ.

4.      Единство системы валютного регулирования и валютного контроля.

5.      Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации (ФСФБН- федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Все участники подразделены законом на две категории: резиденты и нерезиденты РФ. В зависимости от статуса у них возникают определенные права и обязанности.

К резидентам РФ относятся:

физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданнства;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов РФ;

дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

К нерезидентам РФ относятся:

физические лица, не являющиеся резидентами;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и их филиалы и представительства;

межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постояннные представительства в РФ;

находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов РФ, являющихся и не являющихся юридическими лицами.


Глава III. Проблемы и перспективы развития системы валютного

регулирования

 

Курс на полный демонтаж ограничительных мер в отношении осуществляемых резидентами валютных операций является важнейшим направлением рыночных преобразований в России.

Как показывает опыт государств с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, имеющих более либеральные валютные режимы по сравнению с российской системой валютного регулирования, радикальное сокращение ограничительных норм позволило им более эффективно управлять инфляционными процессами на внутреннем рынке, повысило инвестиционную привлекательность, содействовало возврату ранее вывезенных капиталов. Однако, демонтаж валютных ограничений в большинстве этих стран происходил на фоне макроэкономической стабилизации.[6]

Информация о работе Становление и развитие валютного регулирования и валютного контроля в России