Таможенная политика России конца XVIII-начала XX в.в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I, который стремился превратить Санкт-Петербург в морской торговый порт, действовал в двух направлениях. С одной стороны, он через своих дипломатов стремился побудить иностранных купцов использовать Петербург для торговли с Россией, с другой - предпринимал попытки перевести из Нарвы и Риги на невские берега сложившиеся торговые пути и надеялся уже в 1703 году увидеть в Петербурге датские и английские корабли. В 1704 году Петр I направил в Новгород, Псков, Тверь и Торжок указ о том, что все товары, которые ранее русские купцы возили в Нарву, следовало доставлять в Петербург. В Петербурге за товары было обещано платить из казны. Однако, ссылаясь на тяготы военного времени, купцы уклонялись от исполнения указа. Кардинальное изменение положения произошло только к 1713 году, к Санкт-Петербургскому порту систематически начали приходить иностранные корабли. Петр I, целенаправленно поощряя балтийскую торговлю, искусственно отвлекал товары от Архангельского порта к Санкт-Петербургу. Принимая во внимание значение Архангельска во внешней торговле России и не дожидаясь, пока русские купцы сами убедятся в преимуществах Петербурга по сравнению с Архангельском, Петр I издал 31 октября 1713 года указ, предписавший «государевы товары», то есть товары, продажа которых составляла государственную монополию и к которым относились икра, клей, смола, щетина и ревень, возить в Петербург, а к Архангельску «не отпускать». Осуществлению этой меры Петр придавал столь большое значение, что счел необходимым через несколько дней, 16 ноября 1713 года, дать аналогичный указ Сенату, дополнив его положением о равенстве пошлин в Архангельске и в Петербурге. Этот указ был разослан по всем губерниям. Нарушителям указа грозила конфискация имущества.

Содержание

1. Введение. 3
2. Система таможенных органов Российской империи и ее правовое обеспечение. 4
3. Таможенная политика Российской империи. 11
4. Заключение. 18
Список используемой литературы. 19

Работа содержит 1 файл

Таможенная политика России конца XVIII-начала XX в.в..docx

— 42.59 Кб (Скачать)

Учреждение  образования 

«Государственный  институт повышения квалификации и  переподготовки кадров  
таможенных органов Республики Беларусь»

 

Кафедра специальных дисциплин

 

 

 

Тема контрольной работы

по дисциплине История таможенной службы Республики Беларусь

«Таможенная политика России конца XVIII – начала XXвв.»

 

 

Выполнила ___Синякова О.Г.______

(Ф.И.О.  слушателя,  группа)

__гр.№ 2ПП2012_________________

 

Проверил _______________________

(Ф.И.О., ученая степень,  ученое звание)

_________________________________________________

_________________________________________________

Оценка контрольной работы ________________

«_____»_________________20_______

 

 

 

 

Минск, 2012

Содержание

 

1. Введение. 3

2. Система таможенных органов Российской империи и ее правовое обеспечение. 4

3. Таможенная политика Российской империи. 11

4. Заключение. 18

Список используемой литературы. 19

 

  1. Введение.

 

Формирование таможенной политики России XVIII - начала XX века было теснейшим образом связано с  ее экономическим развитием и  местом в мировой хозяйственной  системе.

Бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I, который стремился  превратить Санкт-Петербург в морской  торговый порт, действовал в двух направлениях. С одной стороны, он через своих  дипломатов стремился побудить иностранных  купцов использовать Петербург для  торговли с Россией, с другой - предпринимал попытки перевести из Нарвы и  Риги на невские берега сложившиеся  торговые пути и надеялся уже в 1703 году увидеть в Петербурге датские  и английские корабли. В 1704 году Петр I направил в Новгород, Псков, Тверь  и Торжок указ о том, что все  товары, которые ранее русские  купцы возили в Нарву, следовало  доставлять в Петербург. В Петербурге за товары было обещано платить из казны. Однако, ссылаясь на тяготы военного времени, купцы уклонялись от исполнения указа. Кардинальное изменение положения  произошло только к 1713 году, к Санкт-Петербургскому порту систематически начали приходить иностранные корабли. Петр I, целенаправленно поощряя балтийскую торговлю, искусственно отвлекал товары от Архангельского порта к Санкт-Петербургу. Принимая во внимание значение Архангельска во внешней торговле России и не дожидаясь, пока русские купцы сами убедятся в преимуществах Петербурга по сравнению с Архангельском, Петр I издал 31 октября 1713 года указ, предписавший «государевы товары», то есть товары, продажа которых составляла государственную монополию и к которым относились икра, клей, смола, щетина и ревень, возить в Петербург, а к Архангельску «не отпускать». Осуществлению этой меры Петр придавал столь большое значение, что счел необходимым через несколько дней, 16 ноября 1713 года, дать аналогичный указ Сенату, дополнив его положением о равенстве пошлин в Архангельске и в Петербурге. Этот указ был разослан по всем губерниям. Нарушителям указа грозила конфискация имущества.

Формирование корпуса  таможенных служащих стало государственным  делом. Указом от 19 февраля 1724 года было дано распоряжение публиковать листы  о найме таможенных служителей в  портовые таможни с указанием  положенного им жалованья. В конце 1720-х годов в штате Санкт-Петербургской  портовой таможни было 153 человека.

В соответствии с принятыми  в 1724 году Таможенным тарифом, Морским Пошлинным регламентом и Уставом были внесены изменения в порядок исполнения наказания за открытую контрабанду и сокрытие товаров от досмотра, за объявление товара в меньшей цене и в меньшем количестве.

Однако, единая система таможенных органов  России к концу XVIII в. еще окончательно не сложилась. Процесс формирования таможенной системы проходил под воздействием таможенной и торговой политики, административных реформ и изменений в социальной сфере, развития внешней и внутренней торговли страны, расширения территории государства. На таможенные органы кроме традиционной фискальной стала возлагаться функция защиты экономических интересов страны.

  1. Система таможенных органов Российской империи и ее правовое обеспечение.

 

Еще в середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты основополагающие документы реформ Российской таможенной системы: «Торговый устав» 25 октября 1653 года, «Уставная таможенная грамота» 1654 года и «Новоторговый устав» 1667 года. Таможенными сборами в то время ведал Приказ Большого прихода, а с 1680 года – Приказ Большой казны.

Далее законодательно-правовая база таможенного ведомства  претерпела изменения и значительно расширилась  в течение XVIII-XIX вв.

В конце XVIII века в России сложилась разветвленная и довольно сложная система сборов с обширным штатом. Руководил сбором таможенных доходов, как упоминалось выше, Приказ Большой казны. В Москве существовала Большая таможня; Посольская новая таможня, оформлявшая иноземные товары; Мытная изба, в которую предъявлялись к обложению пошлинами скот, сено и пр.; конюшенный приказ, надзирающий за торговлей лошадьми; Померная изба, оформлявшая сделки на зерно, овощи и др. В уездах таможенным делом занимались таможенные избы, где служили таможенные головы, возглавлявшие таможни на местах, целовальники, бывшие у них в подчинении и целовавшие крест при вступлении в должность, дьяки и подьячие.

С 1717 года управление таможенным сбором начала осуществлять Коммерц-коллегия. Появились новые таможенные должности: инспекторы, контролеры, стандрейторы, вагмейстеры, штемпельмейстеры, маклеры. А в 1754 году была учреждена пограничная  стража, а позднее в дополнение к ней – казачья и таможенная стража, состоявшая из таможенных объезчиков.

В августе 1762 года Екатерина  II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение. В 1763 году для надзора над таможнями упредили Главную над Таможенными сборами канцелярию, а с 1780 года управление таможнями было передано Таможенным экспедициям казенных палат и генерал-губернаторам. В 1782 году Екатерина создала пограничную стражу на западной границе путем утверждения «Особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения тайного провоза товаров». С 1800 года Министр коммерции стал главным начальником всех таможенных учреждений России.

Министр коммерции граф Николай  Румянцев в своем докладе императору пишет о злоупотреблениях, имевших  место на границе и связанных  с пропуском товаров. Далеко не всегда казаки и объезчики охраняли границу  с надлежащим усердием, подтверждалось это  фактическими  задержаниями контрабанды вдали от границы.

В 1807 году Сенат принимает  ряд указов, направленных на укрепление границы, ужесточение паспортного  режима и установление порядка пропуска иностранцев и подданных России. Лица, перемещающиеся через границу, должны были иметь паспорт подписанный  Министром иностранных дел, причем для иностранных купцов, приезжающих  в приграничные губернии это был  паспорт для временного пребывания, но если они желали переместиться  вглубь России, от них требовался паспорт  Министерства иностранных дел. Пропуск  приграничных обывателей мог осуществляться по предъявлении свидетельств Губернских комиссаров и других земских чиновников при условии, что что было известно куда они будут следовать, и далее  этого пункта поселяне не могли ехать. Работников за границу пропускали по тем же правилам на определенные сроки, с условием возврата в эти сроки. 24 августа 1809 года Александр I подписывает указ «О наказании за самовольную отлучку за границу». Указом предусмотрены жесткие меры наказания за самовольное пересечение границы жителями приграничных губерний.

 Многочисленная контрабанда,  нарушения границы, слабость и  неэффективность таможенного надзора  вынуждены были принять меры  по укреплению границы. В это  время в 1810 году военный министр  России Бараклий де Толли представил  Александру I проект «Положения об устройстве военной стражи на границах западный губерний», утвержденный 4 января 1811 года. Было решено создать из казаков пограничную стражу, которые бы взаимодействовали с таможенной стражей, защищая западные границы от контрабанды. Однако практика охраны смешанным способом не всегда себя оправдывала, казаки не могли привыкнуть к монотонному патрулированию и сами начинали заниматься контрабандой.

В 1811 году Коммерц-коллегия была упразднена, и вместо нее в  составе Министерства финансов открыли  Департамент внешней торговли с  отделениями внешних сношений и  таможенного управления.

14 декабря 1819 года Александром  I был подписан указ, которым утверждался «Таможенный устав по Европейской торговле»,  который устанавливал порядок охраны государственной границы. Согласно Уставу вся европейская граница Российской империи была поделена на 12 таможенных округов, состоящих из собственно таможен и таможенных застав. Все таможни делились на 4 класса: первый класс составляли «складочные таможни»; второй – главные сухопутные и портовые таможни; третий – декларационные сухопутные и портовые таможни; четвертый класс- остальные сухопутные и портовые таможни и заставы. Кроме того на границе с Польшей утверждались контрольные таможни 4-го класса. Значительно расширялись права и обязанности чинов таможенного дела в разделе Устава таможенного, посвященного европейской торговле. Широкими правами наделялись начальники округов. На них возлагалось соблюдение порядка на торге, обеспечение примерного поведения таможенных чиновников. За неисполнение таможенных предписаний все сотрудники таможни могли быть наказаны по соответствующей статье.

Сотрудники таможни принимали  присягу на верность Государю императору согласно Указу Правительственного Сената от 27 ноября 1825 года. 21 апреля 1826 года Николай I подписывает Рескрипт, повелевающий всем государственным служащим как находящимся в отставке, а так же не служащим дворянам принять обязательство о неучастии в тайных обществах. Назначение на должности сотрудников в таможни производилось приказом директора Департамента внешней торговли Министерства финансов с предъявлением руководству таможен аттестата, подписанного директором Департамента и начальником отделения.

В связи со снятием таможенной линии между Российской империей и Царством Польским с 1 января 1851 года были упразднены на этой линии таможни и таможенные заставы, и Гродненский таможенный округ прекратил свое существование. В 1893 г., пограничная стража была выведена из подчинения Департамента в связи с созданием отдельного Корпуса пограничной стражи. Тогда же в России насчитывалось 11 пограничных округов: Санкт-Петербургский, Виленский, Варшавский, Радовский, Радзивилловский, Южный, Кутаисский, Бакинский, Закаспийский, Туркестанский, Семипалатинский, а также складочные таможни. Каждая таможня наделялась особыми правами: через складочные таможни 1 класса разрешалось провозить все иностранные товары, через таможни 2 и 3 классов провозились все беспошлинные товары.

Сложившаяся к середине XIX в. система таможенных учреждений была закреплена в таможенных уставах. В них оговаривался состав кадров, таких как начальники округов, управляющие. Ранее не служившие в таможне лица не назначались на эти должности. Подбору кадров, их профессиональной и нравственной подготовке уделялось особое внимание. Руководящие кадры таможенников комплектовались из числа дворян, имеющих высшее или среднее специальное образование. Досмотрщиками становились лица, ранее служившие в армии или на границе. Велась постоянная воспитательная работа со служащими.

Законодательство предусматривало  защиту таможенников от применения насилия, оскорбления или невыполнения предписаний. В соответствии с Уложением на нарушителей налагался денежный штраф.

Особенность в управлении таможнями состояла в предоставлении полной самостоятельности управляющему. Никакое начальство не входило в  распоряжения по таможенной части, в  то время как местные начальники и чиновники обязаны были оказывать  помощь по первому требованию таможенников. Эта автономность подчеркивала независимость  и государственность таможенных органов. С другой стороны это  порождало бюрократизм и коррупцию  среди сотрудников.

В социальном отношении работники  таможен отличались как положением, так и оплатой. Чем выше была занимаемая должность, тем выше и социальное положение: в Департаменте служили  представители царствующей фамилии  и их приближенные. При подборе  кадров смотрели и на национальность. Предпочтение отдавали русским. Таможенники, имевшие классные чины, жили гораздо  лучше. Разница в доходах управляющего и досмотрщика была десятикратной. Была огромная разница и в жилищных условиях. В общем в XIX в. сложилась система таможенной охраны России, которая отвечала требованиям времени. На службу набирались грамотные люди, но специального учебного заведения для подготовки кадров не было.

Более обстоятельными были дополнения к Таможенному уставу 1857 г. Они уточняли многие позиции. В устав был введен раздел о возврате товаров. Также увеличивалась награда за донос о контрабанде – теперь эти лица могли получить третью часть суммы от продажи конфискованного товара. В уставе регулировался правами провоз личных вещей пассажиров.

К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов, кроме таможен департаменту стали подчиняться также пограничная и корчемная стражи. Центральным таможенным органом был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам (из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабанде т.п. Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся в зависимости от "прав, предоставленных сим учреждениям по привозу и очистке пошлинных товаров":

Информация о работе Таможенная политика России конца XVIII-начала XX в.в.