Таможенная политика России конца XVIII-начала XX в.в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I, который стремился превратить Санкт-Петербург в морской торговый порт, действовал в двух направлениях. С одной стороны, он через своих дипломатов стремился побудить иностранных купцов использовать Петербург для торговли с Россией, с другой - предпринимал попытки перевести из Нарвы и Риги на невские берега сложившиеся торговые пути и надеялся уже в 1703 году увидеть в Петербурге датские и английские корабли. В 1704 году Петр I направил в Новгород, Псков, Тверь и Торжок указ о том, что все товары, которые ранее русские купцы возили в Нарву, следовало доставлять в Петербург. В Петербурге за товары было обещано платить из казны. Однако, ссылаясь на тяготы военного времени, купцы уклонялись от исполнения указа. Кардинальное изменение положения произошло только к 1713 году, к Санкт-Петербургскому порту систематически начали приходить иностранные корабли. Петр I, целенаправленно поощряя балтийскую торговлю, искусственно отвлекал товары от Архангельского порта к Санкт-Петербургу. Принимая во внимание значение Архангельска во внешней торговле России и не дожидаясь, пока русские купцы сами убедятся в преимуществах Петербурга по сравнению с Архангельском, Петр I издал 31 октября 1713 года указ, предписавший «государевы товары», то есть товары, продажа которых составляла государственную монополию и к которым относились икра, клей, смола, щетина и ревень, возить в Петербург, а к Архангельску «не отпускать». Осуществлению этой меры Петр придавал столь большое значение, что счел необходимым через несколько дней, 16 ноября 1713 года, дать аналогичный указ Сенату, дополнив его положением о равенстве пошлин в Архангельске и в Петербурге. Этот указ был разослан по всем губерниям. Нарушителям указа грозила конфискация имущества.

Содержание

1. Введение. 3
2. Система таможенных органов Российской империи и ее правовое обеспечение. 4
3. Таможенная политика Российской империи. 11
4. Заключение. 18
Список используемой литературы. 19

Работа содержит 1 файл

Таможенная политика России конца XVIII-начала XX в.в..docx

— 42.59 Кб (Скачать)

- главные складочные таможни;

- таможни первого класса;

- таможни второго класса;

- таможни третьего класса;

- таможенные заставы;

- переходные пункты.

В 1892 году был принят новый  Таможенный устав, уравнявший условия  европейской и азиатской торговли и направленный на усиление борьбы с контрабандой. Согласно ему на сухопутной западной границе империи  создавалась корчемная стража, которую  в 1893 году выделили в отдельный корпус пограничной стражи, шефом которого стал министр финансов.

Таможенные уставы 1904-1910 гг. отразили происшедшие после 1892 г. перемены в таможенном деле. В частности, они больше не содержали статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи. Устав 1904 года впервые содержал раздел "О привозе иностранных товаров по железным дорогам". Устав 1910 года уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах ставерстной пограничной полосы, он и завершил становление единой системы таможенных органов Российской империи.

 

 

 

  1. Таможенная политика Российской империи.

 

На протяжении XVIII в. решающую роль в выработке таможенной политики России играли государственные органы. На характер таможенной политики оказывали  сильное воздействие экономические  и политические взгляды правящих монархов и представителей дворянской бюрократии, занимавших высшие государственные  должности. Большинство представителей торгово-промышленного сословия России в XVIII в. отличались финансовой слабостью, поэтому они крайне редко проявляли  свою активную позицию при выработке  торговой и таможенной политики государства.

При выработке тарифов  российское правительство в XVIII в. ставило  цели защиты отечественной промышленности, стимулирования ее развития и установления оптимального варианта обложения, который  приносил бы устойчивый таможенный доход  и обеспечивал бы развитие и рост внешней торговли. Одновременно с  этим верховные власти были заинтересованы в поддержании положительного торгового  баланса и в поступлении из-за рубежа необходимых для страны товаров. Эти задачи в целом успешно  решались, в случае необходимости  тарифы своевременно пересматривались. 20 декабря 1753 года императрица Елизавета Петровна указом «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов» отменила 17 видов сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13 % планировалось взымать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров. Это означало ликвидацию внутренних таможен, а таможенные операции выносились на линию государственной границы.

Сенатским указом 1754 года был  учрежден институт «пограничных таможенных объездчиков». Для увеличения их заинтересованности в поимке контрабандистов, было разрешено  выдавать им и таможенникам  часть  конфискованных грузов. Принятие в 1755 году Таможенного устава и в 1757 -Таможенного  тарифа завершило перестройку таможенной системы в России.

В этот период таможенное ведомство  находилось под двойным управлением  – Коммерц-коллегии и Главной  над таможенными сборами канцелярией, ликвидированной в 1781 году.

Исторические же судьбы Белорусского государства в последней трети XVIII в. складывались таким образом, что  когда на западе действовали таможенные округа Великого княжества Литовского, то на востоке начали формироваться  государственные институты Российской империи, в том числе таможенные органы.

В соответствии с Петербургской  конвенцией от 5 августа 1772г. в результате первого раздела Речи Посполитой границы Российской империи сдвинулись на запад, что требовало создания таможен на новых рубежах. Указом императрицы Екатерины II от 14 февраля 1773 года были образованы таможни: Крейцбургская, Динабургская, Друйская, Больская, Щучинская, Бешенковичская, Толочинская и др., а так же таможенные заставы: Дисненская, Полоцкая, Рубежская, Никольская, Старобродская  и другие. В состав России вошли  земли восточной части Речи Посполитой – Мстиславльское, Витебское, Инфлянтское  воеводства и часть Минского воеводства (до Днепра). На основе этого были созданы: Могилевская губерния, Оршанская, Могилевская, Мстиславльская и Рогачевская провинции. Витебская и Полоцкая провинции  были включены в состав Полоцкой губернии.

Крайняя неравномерность  отличала таможенную политику в этот период. Так,  в 1782 году Екатерина II подписала  новый таможенный тариф в духе свободной торговли. А Павел I, вступивший на престол в 1796 году, принципиально отменил тариф своей предшественницы.

С 1801 года таможенная политика Александра I была так же непоследовательна. В 1807 году был заключен временный союз с Наполеоном, что вызвало неодобрение помещиков и купцов, и Александр I в 1811 году был вынужден отойти от соблюдения ее условий. Наполеон повысил пошлины, а Россия утвердила предельно-запретительный таможенный тариф на французские товары, что только повысило контрабанду.

Элементы международного таможенного права в России в  XIX веке были отражены в положении о нейтральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе от 19 декабря 1810 г. В положении содержалась роспись товаров. Запрещенные товары, задержанные на границе, могли быть конфискованы или уничтожены, а виновники в их привозе переданы суду и отправлены в ссылку. И хоть это положение было издано на один год, оно продолжало действовать до 1816 года.

В первой половине XIX века в  России усилился кризис феодально-крепостной системы, а таможенная политика этого  исторического периода была непоследовательна  и непостоянна. 31 марта 1816 года был  принят новый Таможенный тариф, серьезно ослабивший покровительственную таможенную политику России и соответственно ее таможенную систему. Император Александр I, в интересах развития некоторых  отраслей отечественной промышленности сохранил запрет на ввоз в страну железа, шерстяных тканей, обуви, фаянсовой  посуды и полотна. Все товары, ввозимые в Россию, были разделены на 4 класса:

  1. Товары первой необходимости, которые должны пропускаться беспошлинно;
  2. Товары, которые необходимы были для функционирования российской промышленности и которые со временем могли быть заменены отечественными, пропускаться должны были по очень умеренным ставкам;
  3. Товары, явившиеся предметами роскоши, товары не первой необходимости, а так же товары, организация производства которых в России поощрялось. Ставки пошлины на них были высокие.
  4. Товары, ввоз которых наносил бы вред развитию промышленности в России, были запрещены к ввозу вообще.

При оформлении сотрудники таможен обязаны были требовать  свидетельства о происхождении  товаров.

В 30-е годах XIX века промышленный переворот в России постепенно углублялся, распространяясь на все отрасли  производства, а изменения, происходившие  в ее таможенной политике, должны были придать новый импульс экономическому развитию страны. Именно это обстоятельство позволило бы России занять достойное  место в мировой хозяйственной  системе и стать крупной промышленной державой. Уже 7 ноября 1847 года императором  Николаем I был учрежден тарифный комитет, которому было поручено проведение всестороннего  и объективного исследования экономики  России и рассмотрение нового таможенного  тарифа.

По мнению членов таможенного  комитета, такая таможенная политика должна была защитить интересы отечественных  потребителей, увеличить оборот внешней  торговли и открыть государственному казначейству новый источник доходов.

Начались пореформенные  годы, и на базе Департамента внешней  торговли в 1864 г. был создан Департамент таможенных сборов. На изменение названия повлияло несколько причин. В частности, поднялся престиж таможенного ведомства как ведущего органа пополнения доходов в государстве.

Указанные обстоятельства заставили  Российское правительство вновь  заняться правотворчеством в области  таможенной политики, на этом основании 6 октября 1867 года император Александр II учредил тарифную комиссию, на которую  были возложены обязанности рассмотреть  при участии экспертов предложения  и замечания, представленные в Министерство финансов по пересмотру таможенного  тарифа 1857 года, а также выработать проект нового таможенного тарифа для  дальнейшего его внесения с заключением  Министра финансов на рассмотрение Государственного Совета. Тарифная комиссия вела свою деятельность в течение 4-х месяцев, закончив работу 1 марта 1868 года.

После обсуждения текста нового таможенного тарифа общее собрание Государственного Совета передало его  на рассмотрение императору Александру II, утвердившему этот правовой документ 5 июля 1868 года.

В 1870 г. усилилась зависимость России от иностранных, в том числе и немецких промышленников. Это было поводом для введения защитных мер. И с 1877 г. ввели оплату таможенного сбора золотыми пошлинами.

80-е гг. XIX века ознаменованы важными событиями в стране и за рубежом. Учитывая экономическую экспансию западных стран против России, правительство вынуждено было ввести жесткие таможенные ограничения на германские товары. Тем временем немцы начинали захват русского рынка, сбывая на нем свою продукцию. Они повысили в несколько раз таможенные ставки на российскую с/х продукцию.

Таким образом, таможенная политика российского правительства 1877-1890 гг. определялась решением ряда важнейших экономических задач, к числу некоторых были отнесены следующие: значительное увеличение таможенного дохода России; усиление таможенного покровительства отечественной обрабатывающей промышленности; формирование для России положительного внешнеторгового баланса. После 1877 г., когда началось поэтапное увеличение таможенных пошлин, возникла потребность их систематизации. Работу по данному вопросу возглавил российский ученый Д.И. Менделеев, исходивший из принципов умеренного таможенного обложения в сочетании с протекционистскими методами. Он предлагал развивать производство для избежания финансовых потерь.

26 января 1890 года при правительстве  России было образовано предварительное  совещание, в его состав вошли  чиновники Министерства финансов  и ряд ученых Технологического  института. Совещание, обсуждая  новый таможенный тариф, признавало  необходимым установить высокие  таможенные пошлины на ввоз  тех промышленных товаров, которые  производились в России и умеренные  таможенные пошлины на привоз  сырья, которое в России не  производилось. Итогом деятельности  предварительного совещания стала  выработка нового таможенного  тарифа. 16 августа 1890 года императором  Александром III была учреждена  тарифная комиссия для общего  пересмотра таможенного тарифа. И в 1891 году был учрежден  протекционистский таможенный тариф,  разработанный при участии Д.И.  Менделеева. Этот тариф не облагал  пошлинами товары, которые вообще  не ввозились в Россию. Так  же особенность тарифа 1891 года  состояла в том, что размеры  таможенных ставок для сырья,  полуфабрикатов готовых изделий  были сопоставлены между собой  с целью в дальнейшем равномерно  распределить пошлины по каждому  товару.

После принятия таможенного  тарифа 1891 года, по европейской торговле у России именно с Германией в  торговых делах и возникли весьма серьезные противоречия, при этом с этим государством, как раз, и  не был заключен таможенный договор. Ни Россия, ни Германия не вышли в  этой таможенной войны победителями, но после подписания в 1894 году конвенционного тарифа на основании договора «О торговле и мореплавании» сроком на 10 лет, именно Россия получила право наиболее благоприятствуемой державы наряду со всеми европейскими странами. Договор 1894 года знаменовал собой принципиальный поворот в развитии международных  торговых отношений. Во избежание похожих  конфликтов европейские государства  в 90-е годы XIX века стали отказываться от принципа таможенно-тарифной автономии и подписывать двусторонние торговые конвенции, предусматривающие взаимные уступки и обязательства при выработке и корректировке национальных таможенных тарифов. Россия помимо Германии заключила подобное конвенционное соглашение с Францией, Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией.

По истечении срока  действия русско-германского торгового  договора в 1903 году был утвержден  новый общий тариф, ставший последней  значительной вехой в дореволюционном  таможенно-тарифном законодательстве. Тариф, введенный в действие с  февраля 1906 года, содержал "целый  ряд вновь и отчасти весьма значительно повышенных ставок".

Характеризуя в целом  таможенную политику России конца XIX- начала XX в.в. следует подчеркнуть, что в эти годы она продвинулась вперед "по пути рационального построения таможенного протекционизма".

Российский опыт таможенной политики конца XIX века показал, что  таможенное покровительство не уничтожает конкуренции между государствами, а наоборот именно протекционистская  таможенная политика способствует такой  конкуренции. Это обстоятельство, в  конечном счете, повышает качество национальных промышленных изделий, понижая, соответственно, цены на них, давая, таким образом, возможность  для дальнейшего развития российской промышленности, позволив ей заметно  укрепить свое экономическое, да и политическое положение на мировой арене. Результаты проводимой Россией в конце XIX века таможенной политики показали, что  преодолеть отсталость страны при наличии  промышленно развитых соседних стран (на примере Германии) можно лишь последовательно воплощая в жизнь  протекционистскую таможенную политику в сочетании с различными государственными мерами, направленными на защиту национальной экономики и развития внешнеэкономической  деятельности, соблюдая при этом важнейшее  условие - полную независимость в  разработке стратегии ее таможенной политики.

Информация о работе Таможенная политика России конца XVIII-начала XX в.в.