Таможенное оформлние и таможенный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Таможенные органы, развиваясь вместе с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), прошли путь от «анархии» при перемещении товаров через границу до обеспечения нормальных, цивилизованных взаимоотношений между государственным контролирующим органом и организациями, фирмами.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Введение

С 1991 года, с момента создания ГТК России, таможенные органы являются активным административным регулятором, в том  числе наряду с другими федеральными органами исполнительной власти обеспечивают соблюдение законности на рынке внешней  торговли.

Таможенные органы, развиваясь вместе с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), прошли путь от «анархии» при перемещении товаров через границу до обеспечения нормальных, цивилизованных взаимоотношений между государственным контролирующим органом и организациями, фирмами.

Имеется и другая сторона вопроса. Наличие  ограниченных ресурсов у таможенных органов. Нельзя поставить с каждым товаром, с каждой «фурой», с каждым вагоном таможенного инспектора. Нельзя досмотреть все ввозимые партий товаров на территорию Российской Федерации. Да, это и не нужно.

Философия, которая была нормой при становлении  таможенной службы, очевидно уже не соответствует современным условиям развития таможенных органов, и задачам, стоящим перед нами.

Философия тотального контроля, тотального досмотра, которая основывается на подходах «никому не доверяй» приводит к мерам по усилению таможенного контроля, создающих условия для неоправданных материальных и временных издержках участников ВЭД.

Дальнейшее  совершенствование системы таможенного контроля, реализация положений Таможенного кодекса, требует от таможенной службы Российской Федерации перехода к новым принципам осуществления таможенного контроля, их максимального приближения к международной практике.

Глава 1. Основные аспекты  таможенного оформления и таможенного контроля

1.1. Принципы проведения таможенного контроля

Статья 360 Таможенного кодекса определяет, что товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Российской Федерации и до момента:

выпуска для свободного обращения;

уничтожения;

отказа  в пользу государства;

обращения товаров в федеральную собственность;

фактического  вывоза с таможенной территории Российской Федерации.

Основным  принципом проведения таможенного  контроля является принцип выборочности. Предлагается уходить от сплошного  контроля всего грузопотока к  целенаправленным, «точечным», проблемноориетированным  видам и формам таможенного контроля, выбор которых должен быть достаточным для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. В основу этого выбора положена система управления рисками. Смысл данной системы в анализе тех областей таможенных правоотношений, в которых нарушения таможенного законодательства происходят наиболее часто, выработке эффективных и действенных мер таможенного контроля, которые помогут не только снизить количество преступлений в сфере таможенного дела, но и предупредить вероятность их совершения в будущем.

При проведении таможенного контроля, в целях  сокращения времени и повышения  его оптимизации и эффективности  таможенными органами используются различные технические средства, перечень и порядок применения которых  определяются ФТС РФ.

Кодексом допускается проведение, и после выпуска товаров, проверок таможенными органами достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений, но только в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Эти проверки могут проводиться в форме таможенной ревизии, либо как проверка наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков.

Проверка  товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля. Для этих целей в местах проведения таможенного осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением, создаются зоны таможенного контроля. Чаще всего зонами таможенного контроля являются склады временного хранения и таможенные склады (помещения для хранения товаров, стоянки транспортных средств, открытые и контейнерные площадки). Зоны таможенного контроля могут быть постоянными и временными. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к их обустройству и оснащению устанавливаются ФТС РФ.

Для всех лиц, основной вид деятельность которых, так или иначе, регулируется нормами  таможенного законодательства, Таможенным кодексом установлена обязательность представления, по запросу таможенных органов, документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. Это могут быть, относящиеся к внешнеэкономическим и к последующим операциям с товарами, коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, в том числе в форме электронных документов. В связи с этим Кодексом устанавливается, что документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться от трех до пяти календарных лет в зависимости от вида деятельности в области таможенного дела.

При проведении таможенного контроля не допускается  причинение вреда контролируемым и иным лицам, а также товарам и транспортным средствам.

1.2. Формы таможенного контроля

По формам осуществления таможенного контроля выделяют (ст. 366 ТК РФ):

а) проверка документов и сведений;

б) устный опрос;

в) получение  пояснений;

г) таможенное наблюдение;

д) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

е) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

ж) личный досмотр;

з) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных  знаков;

и) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

к) таможенная ревизия.

В соответствии с инструкцией о действиях  должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, установленной приказом ГТК РФ № 1356 от 28.11.2003, проверка документов и сведения отнесена к операциям документального контроля, а таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков - к операциям фактического контроля.

При оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего  потребления используются не все  формы таможенного контроля и  их можно, условно, разделить на две группы: основные и дополнительные. К основной группе относятся те формы таможенного контроля, которые применяются постоянно и без их использования, в принципе не возможно, провести таможенное оформление, это:

- проверка  документов и сведений;

- таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

- таможенный  досмотр товаров и транспортных  средств.

Дополнительные  формы: устный опрос, получение пояснений, таможенное наблюдение и проверка маркировки товаров специальными марками, наличия  на них идентификационных знаков применяются не всегда, чаще всего, когда по результатам основного контроля выявились обстоятельства, требующие дополнительной проверки, либо проводится таможенный контроль в отношении какого-то специфического товара, либо с применением особого порядка оформления.

Основные  положения, относящиеся  к таможенному  оформлению

Порядок производства таможенного оформления определяется Таможенным Кодексом и  принимаемыми в соответствии с ним  правовыми актами ФТС и устанавливается  в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения либо категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

Действующий Таможенный кодекс не дает определение  понятию «таможенное оформление», в старом Кодексе в статье 18 таможенное оформление определяется как процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями настоящего Кодекса.

Но если взять за основу положения статьи 60 ТК РФ - начало и завершение таможенного оформления действующего Кодекса, то получится следующее определение понятия «таможенное оформление» (для ввозимых товаров):

Таможенное  оформление - процедура, начинающаяся с момента представления таможенному органу предварительной таможенной декларации, либо документов и сведений, обязательных к представлению при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в некоторых случаях - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление и завершающаяся совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Исходя  из приведенной формулировки, получается, что таможенное оформление товара начинается уже с момента, когда перевозчик представил документы в пункте пропуска, а заканчивается выполнением  каких-то операций необходимых «для помещения товаров под таможенный режим или… для исчисления и взимания таможенных платежей». То есть, получается, что уже непосредственно сам процесс выпуска товара в соответствии с выбранным таможенным режимом - с проверкой ГТД, списанием денежных средств и т.д. не является процессом таможенного оформления.

При производстве таможенного оформления заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного  оформления. Документы могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных соответствующим образом, а также и в форме электронных документов.

Таможенное  оформление может быть завершено  только после осуществления всех необходимых видов государственного контроля за ввозом/вывозом товаров.

Основным  документом, определяющим порядок производства таможенного оформления, является инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, установленная приказом ГТК РФ № 1356 от 28.11.2003.

В соответствии с этим приказом должностные лица таможенных органов при осуществлении  таможенного оформления и таможенного  контроля товаров в режиме выпуска  для внутреннего потребления  осуществляют:

а) фиксирование факта подачи таможенной декларации и документов;

б) контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации;

в) пересылку (получение) таможенной декларации (при  необходимости);

г) регистрацию (принятие) поданной таможенной декларации;

д) проверку соответствия сведений, заявленных в  таможенной декларации о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), со сведениями, содержащимися в документах, представленных в таможенный орган при декларировании товаров, а также в электронных копиях таможенных документов;

е) контроль правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России;

ж) контроль правильности определения страны происхождения  товаров;

з) контроль соблюдения мер нетарифного регулирования;

и) контроль в целях применения мер, связанных  с защитой интеллектуальной собственности;

к) валютный контроль и контроль за исполнением  внешнеторговых бартерных сделок;

л) контроль таможенной стоимости;

м) контроль статистической стоимости;

н) контроль правильности исчисления и своевременности  уплаты таможенных платежей;

о) контроль соблюдения условий помещения под  данный таможенный режим;

п) контроль соблюдения дополнительных условий  выпуска;

р) выявление  рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в  бумажном и (или) в электронном виде;

Информация о работе Таможенное оформлние и таможенный контроль