Таможенное регулирование внешнеторгового оборота на территории Особой экономической зоны в Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель и логика исследования обусловили постановку и решение ряда последовательных задач:
- положение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
- правовые аспекты и регулирование данной процедуры
- особенности таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Калининградской области;
- оформление ввоза товаров на территории свободной таможенной зоны;
- оформление вывоза товаров на территории особой таможенной зоны

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование таможенной процедуры свободной таможенной зоны………………………………………...…………...5
1.1 Понятие и характеристика таможенной процедуры свободной таможенной зоны…………………………..…………………………………...…5
1.2 Порядок таможенного оформления товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны……………………………………..15
Глава 2. Особенности применения режима свободной таможенной зоны на территории Российской Федерации……………………………………………20
2.1 Особенности применения режима свободной таможенной зоны на территории особых экономических зон в Российской Федерации…………..20
2.1.1 Свободная таможенная зона в Калининградской области……………...20
2.2 Характеристика особых экономических зон как территорий применения режима свободной таможенной зоны………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………40
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

В мировой практике известны два альтернативных метода создания особых экономических зон – «сверху» и «снизу». В первом случае свободные зоны создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиций (Китай, частично Южная Корея).

Во втором случае (он сегодня распространен в мире гораздо шире) свободной зоной  управляет юридическое лицо в  виде компании развития (частной или  смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

В российском Законе об особых экономических зонах избран первый подход – создание исключительно государственных особых экономических зон на государственной (муниципальной) земле и преимущественно на бюджетные средства. При этом возможность реализации инвестиционных проектов методом «снизу» (преимущественно за счет частных инвестиций) заведомо отвергается.

Впервые  в  нашей стране особые экономические  зоны появились в конце 80-х годов  прошлого столетия в связи с разработкой, так называемой единой государственной  концепции свободных зон. Согласно данной концепции особые экономические  зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства.

Однако союзная  программа по созданию и развитию особых экономических зон не была воплощена в полной мере по ряду различного рода причин, среди которых можно выделить несовместимость представленной концепции особых экономических зон с действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования, неразрешенность технологических проблем функционирования особых экономических зон, а также пассивное отношение потенциальных инвесторов, причем как иностранных – в связи с ограниченностью представленных возможностей, так и национальных – в связи с отсутствием эффективных стимулов для образования предприятий в этих зонах и отсутствием возможностей по реализации эффективных инвестиционных проектов.

Второй этап становления особых экономических  зон на территории России ознаменовался  появлением типологии особых экономических зон («зоны свободного предпринимательства» (например, г. Ленинград, г. Выборг) и «свободные экономические зоны» (например, Алтайский край, г. Зеленоград (Москва)), которая, в сущности, не имела четких критериев, вследствие чего отличия в создаваемых особых экономических зонах не были связаны с типом особых экономических зон. Отличительными особенностями особых экономических зон на втором этапе становления их правового регулирования стали следующие: 1) цели создания особых экономических зон преодолели исключительную экспортную направленность; 2) предоставление льгот широкому кругу предприятий, а не только совместным; 3) статус особых экономических зон получают целые административно-территориальные образования; 4) особые экономические зоны уже теряет свою ярко выраженную отраслевую специализацию, становясь лишь территориями с более льготным уровнем налогообложения.

Третий этап характеризуется уменьшением территории особых экономических зон и созданием  законодательной базы, соответствующей  действовавшему на тот период гражданскому, налоговому и таможенному законодательству. Курс на устранение гигантских особых экономических зон путем их ликвидации или преобразования нашел свое отражение в Законе РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и Указе Президента РФ от 27.09.1993 № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями». Последний из этих нормативных правовых актов содержал поручение Правительству РФ подготовить для последующего внесения на рассмотрение Федерального Собрания РФ законопроект «О свободных экономических зонах». Новые или преобразуемые особые экономические зоны того периода приобретают внешнеэкономическую ориентацию.

Фундаментальную основу современного правового регулирования  особых экономических зон заложил  ФЗ № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который включил новейшие положения международной практики в данной сфере и теоретические разработки отечественных специалистов. Закон определяет правовой режим ОЭЗ на территории Российской Федерации, порядок их создания, функционирования и прекращения, а также особенности ведения на территории этих зон предпринимательской деятельности, призванной способствовать диверсификации российской экономики за счет развития, прежде всего, наукоемких, высокотехнологичных отраслей.

В соответствии со ст.4 Закона об особых экономических зонах, на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные  особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные  особые экономические зоны;

4) портовые особые  экономические зоны.

Пример классификации особых экономических зон в России по характеру деятельности представлен на рисунке 2.

 


Рис. 2. Классификация  особых экономических зон в Российской Федерации по характеру деятельности.

Промышленно-производственные зоны — зоны второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товары, но и капитал, в зонах начали заниматься не только торговлей, но и производством. Эти зоны подразделяются на импорто - и экспортоориентированные — по месту сбыта основной части продукции.

Импортно-производственные зоны ориентированы на внутренний рынок принимающей страны (пример — бразильская зона Манаус). Таких зон очень мало. Большинство зон имеют экспортную ориентацию, которая лишь на более поздней стадии их развития начинает сочетаться с работой на внутренний рынок.

Экспортно-производственные зоны представляют собой ареалы повышенной экспортной активности, которая в других условиях, вне зоны, была бы исключена. Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. В последующем они получили распространение в развивающихся странах.

На практике формирование свободных зон осуществляется на основе двух различных концептуальных подходов. Территориальный подход рассматривает  зону как территорию, на которой действует хозяйственный преференциальный режим. Главное преимущество территориального принципа организации зон — возможность создания здесь высококачественной инфраструктуры и эффективного органа самоуправления. Функциональный (режимный) подход предполагает особый преференциальный режим, распространяемый на определенный вид предпринимательской деятельности. При этом статус субъекта зоны со всеми предоставляемыми льготами получают предприятия, относящиеся не к определенной территории, а к той или иной отрасли. В отличие от территориального режимный принцип организации зоны позволяет обеспечить ее тесные связи с национальной экономикой, дает возможность инофирмам самим выбирать оптимальный район для своей деятельности и открывает всем субъектам доступ к определенным видам экономической активности, независимо от местоположения зоны.

На крайних  полюсах территориального и режимного  подходов к организации зон находятся  еще два принципа, и, следовательно, два типа зональных структур. С  одной стороны, это обширные районы со статусом экспортно-производственных зон, с другой, — отдельные промышленные предприятия, работающие в режиме экспортно-производственной зоны. Наиболее известным примером первых являются специальные экономические зоны Китая (являвшиеся на первых этапах рыночными анклавами в плановой экономике, которая затем стала все, более активно трансформироваться в рыночную экономику). В режиме зон второго типа работает большинство оффшорных компаний в странах Карибского бассейна и в Бразилии. Однако наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны в виде небольших территориальных образований, где указанные различия двух подходов во многом нивелируются.

Технико-внедренческие  зоны можно причислить к зонам третьего поколения. Они возникают вокруг крупных научных центров как районы с особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс ускоренной разработки новых производственных технологий и их передачу в национальное хозяйство. Для успешного становления и развития таких зон необходимы следующие условия: наличие в регионе престижного университета или другого научного центра с мощной исследовательской базой; наличие научного парка с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий; доступ к источникам венчурного (национального и иностранного) капитала, ориентированного на повышенные инвестиционные риски; благоприятные географические и климатические условия для работы и отдыха.

Сочетание всех указанных условий встречается  редко, и поэтому каждая зона подобного  типа по-своему уникальна (научные парки США, технополисы Японии).

В соответствии со ст.4 Закона об особых экономических зонах, особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

В современных  условиях наиболее популярны следующие  целевые ориентиры свободной таможенной зоны, которые реализуются в соответствующих задачах (табл. 1).

 

Таблица 1. Цели и задачи применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны

Экономические задачи

Социальные  задачи

Научно-технические  задачи

более широкое, по сравнению с основной территорией  страны, привлечение иностранного и  национального капитала благодаря  специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению организационных процедур;

локальная ликвидация монополии внешней торговли через  предоставление доступа организациям и предприятиям ОЭЗ к определённым сферам внешнеторгового оборота;

обеспечение относительно интенсивного дополнительного роста валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

ускорение развития отсталых регионов за счёт концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;

повышение занятости  населения путём создания новых рабочих мест с целью минимизации безработицы;

создание слоя высококвалифицированных менеджеров для обеспечения эффективного использования  международной практики в сфере  финансов;

удовлетворение  спроса на высококачественные товары и насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами.

привлечение передовых  зарубежных и отечественных технологий;

ускорение инновационных  и внедренческих процессов;

привлечение зарубежных специалистов и учёных;

модернизация  техники и существующей инфраструктуры с целью повышения эффективности производства.


 

Вместе с  тем, эффективная реализация стратегии  развития особых экономических зон возможна, на наш взгляд, лишь в рамках перспективного маркетингового направления, обеспечивающего повышение конкурентоспособности локальной социально - экономической системы, – маркетинга территорий или регионального маркетинга.

Создание и  функционирование особых экономических зон  направлены на обеспечение благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику. особая экономическая зона позволит гарантировать дополнительное привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций, прежде всего в обрабатывающие сектора промышленности; развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития; создание новых высококвалифицированных рабочих мест. Функционирование ОЭЗ должно стимулировать развитие российских регионов, содействовать в решении проблем выравнивания уровня их экономического развития.

Особые экономические  зоны призваны содействовать позитивным структурным преобразованиям в российской экономике, обеспечить переход от преобладания добывающих отраслей в пользу перерабатывающих отраслей промышленности. Они должны обеспечивать эффективную форму интеграции науки и производства, представлять собой площадку для развертывания инновационной деятельности и создания венчурных (рисковых) фирм, специализирующихся на разработке новых технологий.

Особо законодатель выделяет цель развития транспортной инфраструктуры. Для такой огромной страны, как Россия, транспортная система играет особую роль в обеспечении нормального функционирования всего народного хозяйства.

Федеральным законом  от 3 июня 2006г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в список целей, для достижения которых создаются, могут создаваться особые экономические зоны, были включены туризм и санаторно-курортная сфера.

Следует сказать, что решение о создании или прекращении существования особых экономических зон может приниматься только Правительством РФ и оформляется в виде постановления. Другие органы власти не имеют таких полномочий.

Более того, согласно ст.40 Закона об особых экономических зонах существование свободных таможенных зон, созданных до дня вступления этого Закона в силу (25.08.2005), прекращается, за исключением особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях, где отношения регулируются Законом № 16-ФЗ и Законом № 104-ФЗ в соответствии, с которыми срок действия Калининградской осбой экономической зоны составляет 25 лет, а Магаданская особая экономическая зона действует до 31 декабря 2014г.

 

 

Заключение

Подводя итог работы, хотелось бы отметить, что важнейшим фактором институционально-правового окружения региональной экономики является наличие в Калининградской области особых условий хозяйствования, обусловленных механизмами Особых экономических зон.  Экономика региона характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации – в регионе не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.

Информация о работе Таможенное регулирование внешнеторгового оборота на территории Особой экономической зоны в Калининградской области