Таможенно-правовые нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Нормы таможенного права исследованы не достаточно. Поэтому следует обратить внимание на определение общей правовой нормы.
Правовая норма - это юридическое правило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства - в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах министерств, государственных комитетов и других государственных органов.

Содержание

Таможенно-правовые нормы. 3
Задача 1. 9
Задача 2. 11
Литература. 15

Работа содержит 2 файла

VDV-1144.DOC

— 69.00 Кб (Скачать)

Министерство  общего и среднего профессионального  образования РФ

ХГТУ

ДВГЮИ 
 
 
 

Контрольная работа 
по таможенному праву 
 
Вариант №3
 
 

  Выполнила:
  студентка 5го курса заочного факультета по специальности "Юриспруденция" (на базе высшего образования) Мордвинкина Е.А.
  Шифр 960020
  Адрес:
   
  Проверила:
  Ст. преподаватель  Зимина Е.В.
 
 
 
 
 

Хабаровск 1998

 

Содержание 

 

      Таможенно-правовые нормы.

     Нормы таможенного права исследованы  не достаточно. Поэтому следует обратить внимание на определение общей правовой нормы.

     Правовая  норма - это юридическое правило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства - в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах министерств, государственных комитетов и других государственных органов.

     Административно-правовую норму можно определить в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся(по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. (п.7,.стр.38)

     Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является кирпичиком конкретного административно-правового нормативного акта. (п.8,стр.3

     Отметим особо последнее определение. Такой подход к характеристике административно-правовой нормы открывает путь к разномерной и многоплановой характеристике таможенно-правовой нормы.

     Нормы административного права при  их классификации делятся на нормы материального и нормы процессуального административного права. Такая классификация может быть распространена и на нормы таможенного права. Четкое деление таможенно-правовых норм на нормы материального таможенного права и нормы процессуального таможенного права видно из содержания ТК. Например, ст. 8 содержит следующую норму: "Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет Российской Федерации; региональные таможенные управления Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты Российской Федерации". Данная статья - норма материального таможенного права. А вот, например, ст. 289, предусматривающая ведение производства по делам о нарушениях таможенных правил и порядок их рассмотрения, а также другие статьи, устанавливающие процедурно-процессуальные правила, содержащиеся в Таможенном Кодексе, - это нормы процессуального таможенного права. К ним, помимо уже названной ст.289, следует отнести ст.290-305, 306-315, 332-352 и другие статьи разд. Х Таможенного Кодекса.

     Характеризуя  правовые нормы различных отраслей права, помимо перечисленных выше признаков, выделяют такие понятия, как структура  административно-правовых норм; действие правовых норм во времени, действие их в пространстве и по кругу лиц.

     Структура административно-правовой нормы состоит  из гипотезы, диспозиции и санкции. То же самое можно сказать о таможенно-правовой норме.

     Гипотеза  содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом.

     Диспозиция  определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

     В санкции нормы указываются неблагоприятные  последствия, угрожающие нарушителям установленного данной нормой правила. Типичными в таких случаях санкциями являются меры административной и дисциплинарной ответственности, а также меры пресечения.

     Пределы действия указанных правовых норм во времени определяются общими правилами их вступления в силу и опубликования, определяемыми нормативными актами Правительства Российской Федерации.

     Действие  правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать, скажем, таможенно-правовые нормы, издаваемые ГТК России и региональным таможенным управлением, а также нормы общего характера и нормы отраслевого характера.

     Рассмотрим  теперь особенности таможенно-правовой нормы. Поскольку таможенно-правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной спецификой. Прежде всего, как уже отмечалось, это могут быть материальные таможенно-правовые нормы и процессуальные таможенно-правовые нормы.

     Но  главная особенность таможенно-правовых норм иная: данными нормами устанавливаются юридически обязательные правила, которые действуют в соответствующих "блоках", определенных частях структуры таможенного дела. В самом общем виде таможенно-правовые нормы регулируют отношения в области перемещения товаров и транспортных средств; таможенных режимов; таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного контроля; таможенной статистики и др. Таможенно-правовая норма - это юридически обязательное правило, установленное и санкционированное государством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный "блок" (либо его часть) в сфере таможенного дела и неисполнение (нарушение) которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством (п.6 стр.87).

     Таможенно-правовые нормы содержатся в различных  нормативно-правовых актах: в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах, в актах ГТК России и других центральных органов исполнительной власти. Например, в ст. 74 Конституции предусмотрено:

     "1. На территории Российской Федерации  не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых средств.

     2. Ограничения перемещения товаров  и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".

     В юридической литературе встречается  довольно условное деление таможенно-правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

     Управомочивающие  нормы в таможенном праве устанавливают права субъектов на совершение тех или иных действий. Например: "Создание, реорганизация и ликвидация таможенных управлений и таможен осуществляется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации" (ст. 8 ТК).

     Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность  совершать определенные действия определенного содержания. Пример - ст. 55 ТК "Требования к владельцу магазина беспошлинной торговли":

     "Владелец  магазина беспошлинной торговли  обязан:

     исключить возможность изъятия помимо таможенного  контроля товаров, поступающих в магазин беспошлинной торговли и реализуемых им;

     соблюдать условия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли и выполнять требования таможенных органов Российской Федерации;

     вести учет поступающих и реализуемых  товаров и представлять таможенным органам Российской Федерации отчетность об этих товарах в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации".

     Запрещающие нормы устанавливают обязанность  субъекта воздерживаться от совершения действий определенного характера. Например, ст. 167 ТК предусматривает:

     "Полученная  от отправителя товаров и документов  на них информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация не должна разглашаться, использоваться таможенным перевозчиком и его работниками в собственных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам (кроме таможенных органов Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации".

 

      Задача 1.

     Житель  Москвы обращается в газету "Известия": "Перед выездом за границу зашел в Таможенное управление, что на улице Неглинной в Москве, чтобы прочесть инструкцию о том, что разрешается вести через границу. До последнего времени эта инструкция висела на стенах всех таможен Москвы. Теперь все консультации можно получить только на Неглинной и только за 40000 рублей".

     Проанализируйте возникшую ситуацию. Вправе ли таможенные органы по вопросам перемещения товаров через таможенную границу РФ осуществлять платные консультации и как это согласуется с общим законодательством РФ, в т.ч. с п. 9 ст. 10 ТК РФ? Каков порядок предоставления бесплатной таможенной информации физическим и юридическим лицам? 

     Решение задачи 1.

     Согласно  п.19 ст.6 Таможенного Кодекса "Основные функции таможенных органов Российской Федерации" одной из функций является:

     -обеспечение  в установленном порядке Верховного Совета России, Президента РФ и Правительства РФ, иных государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан информацией по таможенным вопросам.

     Выше  приведенное толкование предоставления сведений достаточно общее. Более подробно вопрос об информации, предоставляемой таможенными органами государственным органам, предприятиям и гражданам регламентируется в разделе XI ТК РФ (ст.387-392), а также в приказе Государственного таможенного комитета Росси от 15.05.95г. и в утвержденном данным приказом Положение об информировании и консультировании по таможенным вопросам.(1с.56)

     В нашем случае установленный порядок, предоставления информации для физического лица (и для юридического тоже) регламентируется статьями 388-391 ТК РФ.

     ТК  РФ должен обеспечивать опубликование наиболее важных правовых актов по таможенному делу в средствах массовой информации, а также издание сборников правовых актов по таможенному делу (ст.388).

     Согласно  ст.389 Информация о действующих правовых актах, включая название акта, его предмет и издание, в котором этот акт опубликован, предоставляется всем заинтересованным лицам бесплатно. При этом краткие справки, касающиеся основных положений таможенного и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, предоставляются для общедоступного ознакомления в местах нахождения таможенных органов. Они могут предоставляться в виде устных объявлений, информационных стендов, табло и иных средств, применяемых для распространения информации.

     Таким образом, если в таможенном управлении не было абсолютно никакой информации о таможенном законодательстве, и на устное  обращение должностным лицам таможни был ответ, что все консультации платные, то это является нарушением ст,389 ТК РФ "Информация о действующих правовых актах" и соответственно ведет к нарушению прав любого конкретного физического лица.

     В то же время необходимо отметить, что  в соответствии со статьями 390 и 391 ТК РФ таможенные органы за предоставление текстов, опубликованных правовых актов и за консультации по вопросам таможенного дела взимают плату в установленном размере, которая определяется ГТК РФ по согласованию с министерством финансов РФ. Указанная плата не взимается в случаях, предусмотренных актами законодательства РФ, в том числе решениями ГТК РФ.

     Таким образом, если житель Москвы требовал подробной консультации, то с него вполне обоснованно потребовали плату.

     Предоставление  информации за плату вполне согласуется  с п.19 ст.10 ТК РФ, так как в нем  оговорен установленный порядок  ее получения.

     Задача 2.

     Из  Болгарии в адрес ООО "Коронд" (Россия) прибыло 15 тонн репчатого лука. Лук был обозначен в накладной  как сухая приправа и переправлялся  в неприспособленном для этого  контейнере. За два месяца пути он испортился, и "Коронд" отказался от товара.

     Были  ли основания для отказа от поступившего товара? Каковы последствия отказа? Каково правовое положение возможного таможенного режима? За чей счет осуществляется уничтожение товара, и производятся другие организационные и правовые действия? 

     Решение задачи 2.

     На  основании имеющихся данных можно  сказать следующее.

     Фирма "Коронд" с точки зрения таможенного  законодательства имеет право отказаться от товара, так как главой 17 Таможенного  Кодекса РФ регламентируется режим  отказа от товара в пользу государства. В том случае лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики (2,с.33).

     Однако  в нашем случае таможенный орган  вправе отказать в предоставлении разрешения на помещение товара под указанный вид таможенного режима так как:

  1. Товар испорчен и соответственно не пройдет не один из всех видов государственного контроля (фитосанитарный, экологический и др.), а это является необходимым условием.
  2. Кроме того, государство понесет расходы по утилизации товара, а согласно ст.106 ТК РФ, отказ от товара в пользу государства в соответствии с положениями главы 17 не влечет  каких-либо расходов для государства.

VDV-1144.INF

— 330 байт (Скачать)

Информация о работе Таможенно-правовые нормы