Таможенно-тарифное регулирование как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Таможенный тариф является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования. В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
2 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ 14
2.1 Понятие, виды и структура таможенных тарифов 14
2.2 Принципы формирования таможенных тарифов 18
3 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ 24
4 АРГУМЕНТЫ «ЗА» И «ПРОТИВ» ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ 31
4.1. Аргументы «ЗА»……………………………………………………………
4.2. Аргументы "ПРОТИВ"…………………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Работа содержит 1 файл

там_тариф_регулирование.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

 

содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.

      Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности.

      Вопросы таможенно - тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно - тарифной системы.

     Одним из направлений, получившего широкое распространение в мировой практике является система предоставления разного рода преференций, в том числе связанных со страной происхождения.

     Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

     Таким образом, активная политика в области тарифных преференций является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования на современном этапе.

     Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главная задача внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

       Остановимся поподробнее на некоторых мерах регулирования:

1. Тарифные методы. Импортные тариф регулирует экономический климат в стране (цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты).

2. Нетарифные (паратарифные  методы). К их числу относятся  прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние.

      Оценивая таможенные политику и методы регулирования внешнеэкономической деятельности, можно утверждать, что государство всегда ищет компромисс между двумя крайними их проявлениями. Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД должны применяться в комплексе. При этом следует помнить, что основным орудием регулирования, в том числе структурного, является все же таможенный тариф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1   ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

       Объективная потребность в международном регулировании торговли с помощью единых норм и правил начала осуществляться уже в 30-х годах. После второй мировой войны были предприняты попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию внешнеторговой политики. По поводу одного из разделов соглашения об образовании международной организации, посвященного вопросам тарифов, были проведены специальные переговоры в Женеве. Результатом их стало подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли, получившего название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Вступив в силу с 1 января 1948 года, это соглашение как бы дополняло в таможенно-тарифной сфере работу Международного валютного фонда (МВФ) [1].

      Многочисленные договоренности, созданные в развитие ГАТТ, такие как, Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ, Кодекс об импортном лицензировании, Кодекс по техническим барьерам в торговле, Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (конвенция Киото), Гармонизированная система описания и кодирования товаров являются основой мировой торговли 90-х годов.

      Всемирная торговая организация была образована по итогам так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1993 гг.), проходивших в рамках ГАТТ, которое после начала функционирования ВТО (с 1 января 1995 г.) стало ее составной частью.

     В современной экономике таможенное регулирование ВЭД традиционно рассматривается как основной инструмент внешнеторговой политики, по средствам которой государство имеет возможность не только регулировать свои экономические отношения с внешним миром, но и корректировать состояние внутреннего рынка [4].

       Таможенное  тарифное регулирование (ТТР)  ВЭД представляет собой комплекс  мер, связанных с ведением, изменением  и прекращением действия различных видов таможенных пошлин, взимаемых с ввозимой в страну и вывозимой из нее продукции.

      Соответственно, в роли непосредственного инструмента ТТР выступает таможенная пошлина.

       Применение мер ТТР по сути означает устранение определенных ограничений (вольирование их уровня) на ввоз либо вывоз продукции.

Существуют два концептуально  противоположных подхода проблем  использования таможенных тарифов  в системе государственного регулирования:

  1. протекционизм
  2. фритредерство

      Протекционизм – политика использования ограничений, направленных на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления иностранной конкуренции.

     Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь протекционизма с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства [2].

    Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров.

      Фритредерство  (политика свободной торговли) –  политика устранения ограничений  в международном обмене факторами производства с целью активизации международных экономических отношений.

      Согласно  протекционистской концепции, применение  таможенных тарифных мер необходимо  для стимулирования национальной  экономики  по средствам поддержки  местной промышленности.

      При  этом в качестве основных причин, обуславливающих использование  таможенных тарифов, называются  следующие:

  1. тариф необходим для поддержки всех отечественных производств, которые не в состоянии конкурировать с более дешевыми иностранными товарами, произведенными с помощью совершенных технологий. Тарифная защита даст возможность местным производителям находить финансовые ресурсы для технологической организации производства, осуществление которой позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
  2. тариф необходим для поддержки молодых отраслей промышленности, которые только формируются в данной стране, в то время как в другой стране они уже достаточно сильно развиты. Без тарифной защиты, по крайней мере, на период становления, импорт дешевой зарубежной продукции способен погубить новую отрасль, не дав ей развиться.
  3. тариф стимулирует иностранные инвестиции. В целях доступа на защищенный таможенными пошлинами рынок зарубежный производитель может пройти на организацию производства на территории такой страны.
  4. тариф является средством платежа национальной безопасности, обеспечивает защиту от иностранной конкуренции стратегически важные для безопасности государства производства. Кроме того, подчеркивается, что таможенная пошлина является важным источником бюджетных доходов, особенно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой [2].

     С другой стороны, в соответствии с фритредерской концепцией использование тарифных ограничений оказывает негативное влияние на национальную экономику. В следствие, необходимо, на сколько это возможно, отказаться от применения таможенных тарифов.

Данная концепция основывается на следующих положениях:

  1. Тарифы снижают аллокативную эффективность (эффективность распределения ресурсов), стимулирует  их перелив в пользу низкоэффективных, но защищенных отраслей, в результате замедления экономический рост и снижения экономическое благосостояние используется импортный тариф.
  2. Введение тарифов может привести к торговым войнам, которые способны оказать крайне негативное влияние на экономику стран-инициаторов ведения тарифов.
  3. Тариф увеличивает расходы потребителей, т.к. из-за тарифа они вынуждены покупать аналогичные отечественные товары более высоким ценам. В результате снижается располагаемый доход потребителей. Наряду с этим общее повышение цен, вызванное тарифом, ведет к увеличению стоимости жизни в стране.

 

  1. Тариф на импортированные товары косвенно подрывает позиции местных экспортеров, использующих в качестве сырья и материалов как импортную, так и аналогичную ей продукцию.
  2. Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости, способствуя сохранению и увеличению рабочих мест на импортозамещающих предприятиях. Импортный тариф приводит к более значительному сокращению занятости в экспортном, и других, связанных с ним, секторах [2].

       Каждый из приведенных доводов, как в поддержку, так и против применения тарифных ограничений не является бесспорным и с разной степенью обоснованности оспаривается сторонниками противоположный концепций.

       Проблемы тарифных ограничений (протекционизм) рассматриваются в контексте более широкой задачи формирования внешнеторгового режима страны. Выбор импортозамещающего либо экспортоориентируемого торгового режима сопряжен в таком случае с определением парадигм экономического развитии государства.

       Эмпирические данные последней трети 20 века показывают, что экономическая политика, основанная на импортозамещении, всегда оказывается менее плодотворной, нежели экспортоориентированная, вместе с тем импортозамещающий режим, несмотря на признаваемую сегодня, их меньшую эффективность всё же давали толчок к промышленному развитию.

       Экспортная отрасль промышленности практически всегда и везде формировалась на базе секторов, ориентированных сначала на внутренний рынок. Наиболее известным исключением из этого правила – только Швейцария и Гонконг, которые использовали свободную торговлю в качестве стратегии догоняющего развития.

Следовательно, использование тарифного  протекционизма также может способствовать укреплению национальной промышленности, а сам он может являться фактором экономического развития.

Однако, гарантированно-следственная связь между установлением тарифных ограничений и положительным  изменением в экономике всё же отсутствует.

Принимая во внимание также меньшую  эффективность импортозамещения в сравнении с экспортоориентированием, отметим, что использование тарифного протекционизма в качестве фактора экономического развития может быть целесообразным лишь как  временно тактическая мера перед либерализацией внешней торговли [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ

     2.1. Понятие, виды и структура таможенных тарифов

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности