Таможенно-тарифное регулирование как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Таможенный тариф является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования. В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
2 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ 14
2.1 Понятие, виды и структура таможенных тарифов 14
2.2 Принципы формирования таможенных тарифов 18
3 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ 24
4 АРГУМЕНТЫ «ЗА» И «ПРОТИВ» ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ 31
4.1. Аргументы «ЗА»……………………………………………………………
4.2. Аргументы "ПРОТИВ"…………………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Работа содержит 1 файл

там_тариф_регулирование.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

34.4% соответственно.

       Об использовании  принципа таможенной дифференциации  может свидетельствовать количество  товарных позиций в таможенных  тарифах ряда стран и групп  стран:

ЕС – 10 754 товарных позиций

США – 10 085 товарных позиций

Япония – 8 964 товарных позиций

Канада – 8 407 товарных позиций

Бразилия – 9 131 товарных позиций

Китай – 6 509 товарных позиций.

      При этом Гармонизированная   система описания и кодирования  товаров, использованная в качестве  базовой ТН таможенных тарифов  большинства современных государств имеет лишь 5 019 позиций [3].

 

      Принцип обеспечения тарифной защиты лишь наиболее перспективных в плане будущего развития отраслей отражает одно из возможных направлений избирательного подхода к установлению тарифной защиты. Основополагающим условием применения в таможенном тарифе высоких ставок пошлин в отношении продукции отдельных отраслей или производств является предварительное определение самой целесообразности существования последних в стране в будущем. В таком случае формирование таможенного тарифа должно осуществляться в соответствии со структурными задачами структурной политики государства, которая и определяет такую целесообразность. Соответствие тарифного протекционизма направлениям структурной политики позволяет повысить его эффективность. Следование последнему принципу при формировании таможенной политики является по ряду причин достаточно сложной задачей:

  1. в силу трудного определения адекватной структурной политики государства ее разработка может занимать продолжительное время. Как таковой в РБ нет. К моменту формирования тарифов перспективной отрасли, которую следует поддержать тарифными мерами, могут быть еще не определены.
  2. это наиболее важно при разработке структурной политики соображения экономической эффективности зачастую уступают место социально-политической целесообразности. Вследствие этого структурная политика может подменяться политикой сохранения и поддержки существующих производств. Соответственно при формировании тарифа в разряд «перспективных», требующих защиты производств, скорее всего, попадает подавляющее большинство уже функционирующих крупных предприятий. А сформированный таким образом таможенный тариф будет отвечать текущим потребностям отечественной промышленности, но противоречить долгосрочным интересам национальным экономики [3].

      Учёт  рассмотренных принципов формирования  таможенного тарифа позволяет  рационально выстроить структуру  ставок таможенного тарифа, установить  те товарные позиции, ставки  пошлин на которые должны быть  наивысшими. Вместе с тем данные принципы никак не способствуют определению наиболее оптимальной ставки пошлины для каждой конкретной товарной позиции. Кроме того использование указанных принципов не обеспечивает максимизацию бюджетных поступлений, а также не учитывает интересы конечных потребителей товаров, у которых могут возрасти затраты на приобретение товаров в следующем увеличении тарифов. Следовательно, игнорируется рассмотрение совокупных макроэкономических последствий, применение формированного таможенного тарифа [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3   ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

 

 

        Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.

        Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции. Таможенный тариф относится к экономическим регуляторам.

        Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции [4].

       Если первоначально таможенные пошлины использовались в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет.

       Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и в будущем. И как следствие усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда [2].

 

  1. Импортный тариф

 

      Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли. При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор.

      Влияние  импортного тарифа на готовую  продукцию на уровне выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. В результате реально существующий (эффективный) уровень таможенной защиты будет выше номинального. Если правительство ставит задачу защитить от иностранной конкуренции секторы, производящие промежуточную продукцию, но стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовую продукцию будет на деле означать более низкий, а иногда и отрицательный уровень действительной таможенной защиты [1].

      Только большая страна введением импортного тарифа может повлиять на уровень мировых цен и обеспечить себе некоторый положительный экономический эффект за счет улучшения своих условий торговли. Однако и в этом случае положительный экономический эффект возникнет, только если прибыль от улучшения условий торговли перекроет потери, возникающие из-за необходимости увеличивать менее эффективное внутреннее производство товаров и из-за сокращения внутреннего потребления. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще, сделав экспорт товара в данную страну невыгодным для иностранных поставщиков. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа.

 

  1. Оптимальный тариф

 

     При невысоком номинальном уровне тарифа на импорт товара большой страной существует возможность нахождения его оптимальной ставки. Оптимальный тариф имеет следующие основные черты, которые необходимо учитывать при осуществлении государственной внешнеэкономической политики:

- ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой тарифа;

- ставка оптимального тарифа всегда относительно невелика. Расчеты при предпосылке линейного характера функций спроса и предложения показывают, что для большой страны выигрыш от улучшений условий торговли перевешивает возникающие экономические потери только в случае, если ставка импортного тарифа относительно невелика и если как можно большая часть его перекладывается на иностранных поставщиков за счет снижения мировой цены на импортный товар;

- ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта. Чем ниже эластичность импорта по цене (объемы импорта изменяются несущественно при колебании цен на него), тем выше ставка оптимального тарифа. Чем выше эластичность импорта по цене (при росте цен объемы сокращаются пропорционально), тем ниже ставка оптимального тарифа. В экстремальном случае при бесконечно большой эластичности импорта оптимальный тариф равен нулю, то есть его просто не нужно вводить;

- оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики в целом, поскольку является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой. Мировое хозяйство в целом испытывает эффекты защиты и потребления, то есть несет потери изза необходимости развития менее эффективного по сравнению с зарубежным внутреннего производства и изза сокращения внутреннего потребления во всех странах [2].

 

  1. Экспортный тариф

 

     Как было указано выше, экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Основными функциями экспортного тарифа в этих странах являются:

- фискальная — сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;

-балансировочная — обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары.

        В случае большой страны, которая введением экспортных пошлин может влиять на уровень мировых цен, степень эффективности такой торговой политики в критической степени зависит от правильного определения оптимального уровня экспортной пошлины. Доход от роста мировых цен на экспортный товар должен перекрывать чистые внутренние потери, возникающие в результате введения экспортной пошлины. Крайним случаем экспортной пошлины является эмбарго (запрет) экспорта, которое использовалось, например, США по политическим мотивам в отношении таких стран, как Иран, Куба и др. Частным случаем, приводящим к экономическим эффектам, сравнимым с введением экспортной пошлины большой страной, является экспортный картель или иное объединение экспортеров. Они ставят задачу создания эффекта большой страны за счет монопольного положения на рынке определенного товара и одновременного введения пошлин на его экспорт [3].

      По мере развития экономических реформ и укрепления национальной экономики ставки экспортного тарифа постепенно снижаются.

       В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли - такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной.

       В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что таможенный тариф может быть эффективным орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития [5].

        Играя роль непосредственного регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и другую функцию - является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта.

       Подводя итог можно отметить следующее, что таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции.

      Дадим более подробную характеристику данных функций:

- фискальная - обеспечивает  необходимое пополнение доходной  части бюджета;

- защитная - предохраняет  отечественное производство (отдельные  национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

- регулирующая - оказывает  определенное влияние на формирование  структуры производства, на механизм  ценообразования, поощряет развитие  одних отраслей и сдерживает развитие других;

- торгово - политическая (которая может рассматриваться  также как элемент регулирующей  функции) - является инструментом  косвенного воздействия на экономическую  политику других государств, играет  определенную роль в достижении  баланса экономических интересов между странами.

        Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком. Основными экономическими задачами таможенного тарифа являются:

- рационализация товарной  структуры ввоза товаров страну;

- поддержание рационального  соотношения ввоза и вывоза  товаров, валютных доходов и  расходов на территории страны;

- создание условий  для прогрессивных изменений  в структуре производства и потребления товаров;

- защита экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Протекционизм состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности