Таможенно-тарифное регулирование как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Таможенный тариф является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования. В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
2 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ 14
2.1 Понятие, виды и структура таможенных тарифов 14
2.2 Принципы формирования таможенных тарифов 18
3 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ 24
4 АРГУМЕНТЫ «ЗА» И «ПРОТИВ» ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ 31
4.1. Аргументы «ЗА»……………………………………………………………
4.2. Аргументы "ПРОТИВ"…………………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Работа содержит 1 файл

там_тариф_регулирование.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

 

Меры таможенно-тарифного регулирования полностью (это относится к базовым таможенным пошлинам) либо частично (специальные, антидемпинговые и другие таможенные пошлины) основаны на использовании таможенного тарифа. Соответственно, таможенный тариф является основой таможенно-тарифного регулирования ВЭД.

В специализированной литературе, как правило, выделяется три функционально-сущностных аспекта таможенного тарифа:

  1. таможенный тариф как инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  2. таможенный тариф как конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенный тариф здесь тождественен понятию таможенной пошлины. Такая трактовка таможенного тарифа может применяться при характеристике тарифного обложения какого-либо конкретного товара;
  3. таможенный тариф как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой. При этом подтоварной номенклатурой понимается специальный классификатор товаров, применяемый для целей государственного регулирования и статистического учета внешнеторговых операций. В данном случае таможенный тариф принимает вид некоего нормативного документа, устанавливающего индивидуальные значения ставок таможенных пошлин для каждого из всей совокупности товаров, которые могут ввозиться (вывозиться) в (из) страну. Именно такой смысл вкладывается в понятие таможенного тарифа при упоминании о нем как основе таможенно-тарифного регулирования [4].

Таможенные тарифы подразделяются на импортные (применяемые в целях регулирования ввоза товаров в страну) и экспортные (используемые для регулирования вывоза товаров). Экспортные таможенные тарифы значительно меньше по своим размерам, нежели импортные [1].

Кроме того, различают одноколоночные и многоколоночные тарифы.

Одноколоночные тарифы - это тарифы, в которых по всем товарам применяются одинаковые ставки пошлин независимо от страны происхождения товара. Одноколоночные тарифы применяются сравнительно редко, так как существенно снижают степень гибкости политики государства в области применения таможенных тарифов. Такие тарифы, как правило, применяются в тех случаях, когда главной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление торговой политики.

Многоколоночные тарифы - это таможенные тарифы, предусматривающие применение различных ставок таможенных пошлин на аналогичные товары в зависимости от применяемого к стране их происхождения торгового режима. Подавляющее большинство существующих таможенных тарифов многоколоночные. Ставки таможенных пошлин в таких тарифах группируются в отдельные колонки, каждая из которых применяется к товарам, которые пользуются тем или иным режимом. Чаще всего таможенный тариф является трехколоночным, предусматривающим три размера ставок:

- максимальные (генеральные и общие), которые устанавливаются для всех государств;

- минимальные, применяющиеся в отношении товаров, происходящих из государств, пользующихся в торговле с данным государством режимом наибольшего благоприятствования (РНБ);

-  преференциальные - особо льготные ставки таможенных пошлин, предоставляемые отдельным государствам или группам государств, как правило, развивающимся. Такие ставки обычно ниже минимальных или равны нулю. Их применение носит характер односторонней невзаимной уступки.

Кроме того, многоколоночные тарифы должны содержать перечни стран, к которым применяются соответствующие колонки тарифа [1].

     Структуру таможенного тарифа формируют соотнесенные между собой товарная номенклатура и ставки таможенных пошлин, являющиеся его элементами. Так как одним из элементов тарифа является товарная номенклатура, каждая товарная позиция в тарифе включает в себя две составные части:

1. товарный код, т.е. кодовое обозначение того или иного товара или группы товаров в соответствии с правилами и системой классификации, принятыми в данной товарной номенклатуре. Например, товары могут группироваться по степени их обработки, по виду материала, из которого они изготовлены и т.д.;

2. наименование и описание товара, носящее пояснительный характер.

Таким образом, строка таможенного тарифа состоит из следующих основных элементов: товарного кода, наименования (и, при необходимости, описания товара) и колонок со ставками пошлин.

Таможенные тарифы могут иметь и более сложную структуру. В частности, в них могут отражаться участие страны в различных торгово-политических группировках, а также использование других более сложных инструментов регулирования внешней торговли, например, тарифных квот, компенсационных сборов и т.д.

      Взимание таможенных пошлин производится в соответствии с таможенным тарифом — систематизированным по группам товаров, перечнем пошлин, взимаемых в данной стране с ввозимых или вывозимых товаров. Таможенный тариф содержит код товара, наименование товара, единицу налогообложения и ставку пошлины. Он является основой всей системы регулирования внешней торговли. Помимо пошлин таможенный тариф содержит таможенные сборы — дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных пошлин при перемещении через таможенную границу данной страны. К таможенным сборам относятся, в частности, статистический, марочный, лицензионный, бандерольный таможенные сборы, сборы за пломбирование, штемпелирование, складирование и сохранность. В таможенные сборы включается также стоимость таможенных

процедур, которая взимается при  совершении таможенными органами операций по разрешению перемещения товара через границу [2].

      Существует три основных типа таможенного тарифа:

- двойной таможенный тариф —  тариф с максимальными и минимальными ставками таможенной пошлины по каждой товарной позиции. Выбор ставки зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной;

- запретительный тариф — высокий  таможенный тариф (например, свыше  20%), призванный оградить внутренний рынок от ввоза или вывоза определенного товара;

- дифференцированный таможенный  тариф, который позволяет отдавать предпочтение определенным товарам или не пропускать их в зависимости от

того, в какой стране они изготовлены. Таможенный тариф обычно имеет несколько ставок пошлин на один и тот же товар (их называют соответственно двухколонными, трехколонными и т. д.), поскольку многие страны применяют дифференцированные ставки на товары, импортируемые из государств — участников региональных экономических объединений, развивающихся государств и государств, на которые распространяется и не

распространяется режим наибольшего  благоприятствования [3].

      Экономическая интеграция приводит к образованию таможенных межгосударственных союзов, т. е. к появлению общей таможенной территории двух или более стран с единым таможенным тарифом в отношении третьих стран и полной отменой пошлины во взаимных отношениях. Например, государства Западной Европы, которые входят в Европейский Союз (до 1 ноября 1993 г. — Европейское экономическое сообщество): ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция (1995 г.) — имеют единый таможенный тариф для третьих стран. Договоры об ассоциации с Европейским Союзом заключили Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Турция, Чехия. Если товар ввезен на территорию любой страны — участницы Союза, то, пройдя все таможенные формальности, он может быть беспошлинно поставлен в другие страны этой группировки [4].

 

         2.2. Принципы формирования таможенных тарифов

 

        Полностью универсальных принципов  формирования таможенных тарифов  не существует, поскольку задачи, которые перед ними ставятся, могут быть противоречивыми, как  и интересы участников процесса создания тарифа.

        В частности, тариф может преследовать  протекционистские или фискальные  цели. Он может быть направлен  на развитие экспортных производств  или ограждение внутреннего рынка  и т.д.

        Вместе с тем экономической  теорией и практикой выработан ряд общих правил (принципов) формирования импортного таможенного тарифа, которые позволяют сориентировать его на защиту внутреннего рынка и эффективное стимулирование национального производства.

        Такими принципами являются:

  1. Принцип тарифной эскалации
  2. Принцип тарифной дифференциации
  3. Принцип обеспечения тарифной защиты лишь наиболее перспективных в плане будущего развития отраслей [2].

       Принцип  тарифной эскалации означает необходимость установления ставок таможенных пошлин в зависимости от степени обработки ввозимых товаров. Эскалация тарифа проявляется в повышении ставок пошлин на товары по мере повышения степени их обработки. Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции. Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств. В соответствии с этим принципом наименьшие ставки таможенных пошлин устанавливаются на ввозимое сырье. На материалы, полуфабрикаты и комплектующие ставки должны быть выше. Наибольшие же ставки пошлин должны применяться к ввозимой готовой продукции, не нуждающейся в дальнейшей переработке. Считается, что формирование таможенного тарифа с учетом данного принципа стимулирует зарубежной продукцией вместо ввоза готовой продукции  организовывать ее производство в принимаемой стране [3].

       Принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты являются наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования национальному производству. Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа. Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками.

      Фактический уровень защитного тарифа в отдельной отрасли определяется как величина в процентах, на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции.

       Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара. Этому принципу следуют подавляющее большинство государств. На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких – на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки.

      Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.

     Тарифная эскалация способствует росту эффективного уровня защиты  в отношении  товаров сверх номинальной тарифной ставки. Эскалация тарифов особенно заметна в случае продукции, сбыт которой дает развивающимся странам наилучший шанс в развитии экспорта промышленных товаров, включая продукцию пищевой промышленности, текстиль и одежду, обувь и изделия из кожи, резиновые изделия, продукцию деревообрабатывающей промышленности. На обувь установленные в Японии тарифы в рамках режима наибольшего благоприятствования достигают 260% (на пару туфель стоимостью 25 долларов), в США на отдельные виды обуви из резины, текстиля и пластмассы – в среднем 33-58 процентов, в Канаде на обувь – до 18%).   Некоторые товары, для которых характерны тарифные пики и тарифная эскалация, относятся к динамичной продукции мировой торговли. В результате, ограничение доступа развивающихся стран на рынки промышленных стран ведет к замедлению темпов человеческого развития в этих странах, блокируя их усилия, направленные на развитие динамичных отраслей, и ограничивая экспортные поступления традиционными видами продукции [5].

         Интересна другая сторона эскалации - использование обратной эскалации при экспорте. Обратная эскалация - это снижение ставок тарифа с повышением степени обработки вывозимых товаров.

 

       Принцип тарифной дифференциации требует увеличения применения в таможенном тарифе значений ставок таможенных пошлин, а также максимально видовой детализации импорта по средствам увеличения количества позиций товарной номенклатуры. Использование данного принципа способствует более избирательному и целенаправленному применению таможенного тарифа прежде всего в защитных целях. Для каждого конкретного вида продукции появляется возможность установить оптимальную ставку пошлины. Названные принципы формирования тарифа применяется большинством современных государств.

       Так,  например, в США предусмотрена  следующая дифференциация средних  ставок пошлин на импорт товаров  группы металлов в зависимости от стадии производственного процесса:

-сырье – 0.8%

-полуфабрикаты – 1.1%

-готовые изделия из  металла – 2.9%

       В  ЕС подобные пошлины составляют 0%, 1.2%, 2.8% соответственно.

       Хотя  бывают и обратные  ситуации, например, в Венесуэле: 35%, 32.8%,

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности