Таможенный контроль: формы проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные понятия и особенности таможенного контроля………….5
Понятие таможенного контроля………………………………………….5
Принципы таможенного контроля……………………………………….7
Глава 2. Формы таможенного контроля, их характеристика…………………12
Глава 3. Таможенный контроль как правовой режим…………………………29
Глава 4 . Ответственность за нарушение таможенных правил……………….32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

й контроль- формы проведения.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Курсовая работа

                    на тему: «Таможенный контроль: формы проведения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Нижний  Новгород

                                                         2011 

                                               Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные понятия и особенности таможенного контроля………….5

    1. Понятие таможенного контроля………………………………………….5
    2. Принципы таможенного контроля……………………………………….7

Глава 2. Формы таможенного контроля, их характеристика…………………12

Глава 3. Таможенный контроль как правовой режим…………………………29

Глава 4 . Ответственность за нарушение  таможенных правил……………….32

Заключение……………………………………………………………………….35

Список  литературы………………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Введение 

      В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур. Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Таможенном кодексе РФ.

      Согласно  Таможенному Кодексу Российской Федерации, одним из составляющих таможенного дела в Российской Федерации являются порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, таможенный контроль.

      В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров  и транспортных средств через таможенную границу РФ, который закреплен в статье 14 ТК РФ, — все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

      С данным принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенного контроля.

      Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России.

      Согласно  Таможенному кодексу Российской Федерации, таможенный контроль производится в следующих формах: проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (осмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических, в том числе должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

      Формы таможенного контроля входят в компетенцию таможенных органов согласно ТК РФ, находятся в единстве и направлены на достижение следующих целей: установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основные понятия и особенности таможенного контроля 

1.1. Понятие таможенного  контроля

       В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров  и транспортных средств через таможенную границу РФ, который закреплен в ст. 26 ТК РФ, — товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства. С этим принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенного контроля (п. 10 ст. 10 ТК РФ). Возможно, на первый взгляд, и не столь примечательная контрольная функция проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств.

       Таможенный  контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

       Таможенный  контроль проводится исключительно  таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ и Таможенным кодексом Таможенного союза (вступил  в силу с 1 июля 2010 г.), то есть субъектами таможенного контроля (лицами, правомочными на его производство) являются сотрудники таможенных органов РФ.

       Цель  таможенного контроля - проверка соблюдения законности перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.

       Институт  таможенного контроля понимается двояко: во-первых, как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Во-вторых, как совокупность проверочных мероприятий.

       В качестве объекта таможенного контроля следует выделить государственные  интересы, заключающиеся в обеспечении  соблюдения физическими лицами и участниками ВЭД положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы.

       В зависимости от того, на что непосредственно  направлена проверочная деятельность таможенных органов, выделяют следующие предметы таможенного контроля:

       -товары  и транспортные средства (перемещаемые  либо перемещенные через таможенную  границу РФ);

       -документы  и сведения, необходимые для таможенных  целей;

       -предпринимательская деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

       Последний из вышеперечисленных предметов  таможенного контроля отражает одну важную его особенность - случаи, непосредственно  не связанные с перемещением через  таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Поскольку нет перемещения, значит, нет и таможенного оформления (за исключением случаев изменения таможенного режима), а это уже придает самостоятельность таможенному контролю, отделяя его от процедуры таможенного оформления. Будучи систематической проверкой деятельности, данный вид контроля может быть обозначен надзором. В отличие от контроля конкретных предметов (товаров, документов, транспортных средств) таможенный надзор — проверка более абстрактная и включает в себя множество предметов (порядок ведения учета хранящихся на таможенных складах товаров, работоспособность охранной сигнализации, соблюдение пропускного режима на территории склада временного хранения, соблюдение порядка проведения операций с хранящимися товарами и др.).

       Документы, необходимые для таможенного  контроля могут рассматриваться  в качестве предметов контроля как  при оформлении перемещаемых товаров  и транспортных средств либо оформлении изменения таможенного режима, так  и при проведении таможенного  надзора. Причем по назначению их возможно разделить на несколько видов:

       - документы, необходимые для таможенного  оформления и контроля;

       - документы, необходимые для контроля (надзора).

       Таким образом, таможенный контроль как проверка – это осуществляемая таможенными органами РФ проверка перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также надзор за предпринимательской деятельностью (рынок таможенных услуг) в сфере таможенного дела. 

2.2. Принципы таможенного  контроля

       Основные  принципы регулирования таможенных правоотношений содержатся в Конституции  Российской Федерации, которые полностью  распространяются на отношения, возникающие  при осуществлении таможенного  контроля.

       Важный  принцип сформулирован в ч. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации, которая не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

       Организационное построение таможенного контроля основывается на принципе, согласно которому таможенное регулирование отнесено к исключительной компетенции федерального центра. 

       Необходимо  отметить, что целый ряд конституционных  принципов более общего характера  также имеет непосредственное отношение к таможенному праву и соответственно к таможенному контролю:

    • поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности;
    • признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
    • праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
    • нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

       Конституция Российской Федерации формирует  также такие принципы, непосредственно  относящихся к таможенному регулированию, как законности; равенство всех перед  законом и судом; институт обжалования  и судебной защиты прав и свобод.

       Необходимо  отметить, что глава 6 подп. 111 Руководства  к Генеральному Приложению Конвенции  Киото определяет, что принципами таможенного контроля являются обеспечение  надлежащего применения таможенного  законодательства, а также обеспечение соблюдения других юридических и правовых требований и одновременно оказание максимального содействия международной торговле и туризму.

       Исходя  из конституционных принципов таможенного  контроля необходимо подчеркнуть их специфическую особенность:

       Принцип законности – все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно-правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству Российской Федерации. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата "все, что не запрещено законом, - разрешено".

       Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической  деятельности – уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 365 Таможенного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). В случае совершения ими правомерных действий убытки возмещению не подлежат.

Информация о работе Таможенный контроль: формы проведения