Таможенный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение роли руководителя таможенного органа как управленца и особенности его управленческой деятельности. Для этого будут рассмотрены следующие моменты:
основы управления в системе таможенных органов;
задачи руководителя в сфере управления таможенным органом;
особенности управленческой деятельности руководителя таможенного органа.

Работа содержит 1 файл

курсовая отм.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Введение 

         Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. «Отдельный скрипач, — писал К. Маркс, — сам управляет  собой,  оркестр  же  нуждается  в  дирижере».

          Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических  положений,  раскрывающих  сущность  и  содержание  управления.

          Что же такое управление? В литературе имеется множество определений понятия "управление", в том числе социально-экономическими системами, к которым относится и система таможенных органов.

          Под   управлением понимают осуществление воздействий, выбранных (на основании определенной информации) из множества возможных и направленных на поддержание или улучшение функционирования какой-либо системы.

          Успех в деятельности таможенных органов определяется многими факторами, существенное место среди которых занимает эффективное управление. В общем виде оно сводится к обеспечению единства действий сотрудников и подразделений необходимого для  решения  имеющихся задач.

          Целью данной  курсовой работы является изучение  роли  руководителя  таможенного органа как управленца и особенности его управленческой  деятельности. Для этого будут рассмотрены следующие моменты:

  1. основы  управления в системе таможенных органов;
  2. задачи  руководителя  в сфере управления  таможенным  органом;
  3. особенности управленческой  деятельности  руководителя  таможенного органа.

        Предметом  исследования  данной  курсовой  работы  является  теоретические  основы  управления  в  таможенных  органах  и  роль  руководителя  в  этом  процессе.

        Объектом  исследования  является  руководитель  таможенного органа  и особенности его управленческой  деятельности.

        Данная  курсовая  работа  состоит  из  введения,  двух  глав,  пяти  параграфов,  заключения  и  списка  литературы.

        При  написании  курсовой  работы  использовались  труды  следующих  авторов:  Башкатова  Ю.И.,  Блинов  Н.М.,  Съедин  С.И., Драганов  В.Г.,  Демченко  А.А., рассматривались  нормативно – правовые  акты  в  сфере  управления  таможенными  органами.      
 
 

  
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  УПРАВЛЕНИЯ  В ТАМОЖЕННЫХ  ОРГАНАХ. 

    1. Основы  управления  в  таможенных  органах  РФ.
 

        Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется  четкое  управление  внутри  нее.

        Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической  безопасности  Российской  Федерации  и  защиты  ее  экономических  интересов.

         Управление — это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих  решений. 

         В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними  образуют  систему  управления  в  таможенных  органах.

         К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т. е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления  и ФТС  России,  осуществляющие  целенаправленное  воздействие.

         В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на  таможенные  органы,  ресурсы  таможенной  деятельности и др.

         Существенную роль в системе управления играют взаимосвязи и взаимоотношения между субъектом и объектом управления, зависящие от организационной структуры управления,  других  факторов.

          Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма  совершенствования  системы  управления.

         Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления.

         Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления.

         Процесс управления — это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления.

         Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта  управления.

         Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению.       К ним можно отнести:

  1. ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности;
  2. сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД;
  3. осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления;
  4. динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками;
  5. относительная неопределенность условий, в  которых  осуществляется  управление.

        Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную  роль,  повышая  эффективность  таможенной  деятельности.

         Законы управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при  организации их  функционирования.

         К  ним  относятся:

  • закон  единства  системы  управления
  • закон  пропорциональности
  • закон  оптимального  соотношения  централизации  функций  управления
  • закон  соотносительности  управляющей   и  управляемой  систем и   др.

         Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве функций и методов управления;  в  единстве  требований  к  сотрудникам  аппарата управления.                                    

         Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы.

         Закон оптимального соотношения централизации предполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена  системы  таможенных  органов  центральным  органам  управления.

           Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в требовании  обеспечения   соответствия  управляющей  системы  управляемой.

           Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так  и  на  формирующуюся  на  их  основе  единую  систему  принципов.

           Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные  положения  и  нормы  поведения,  которыми  руководствуется  управляющая  система.

          В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно – технологические принципы.

          Общие принципы управления — это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе.

          Системность — ведущий принцип управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное  единство  системы.

          Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить  выполнение  управленческих  решений.

           Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное  значение  приобретает  интенсификация  информационных процессов.

         Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью  принципа  оптимальности   управления.

         Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени  реализации  и  частные  принципы  управления.

         Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в  пределах  своей  компетенции  экономическую  безопасность  РФ.

К  частным  принципам  относятся  принципы  управления:

  • законности
  • централизации  в  сочетании  с  разумной  децентрализацией
  • непрерывности
  • оперативности
  • гибкости
  • ответственности
  • преемственности
  • нацеленности  на  конечный  результат и  др.

          Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной  деятельности  и  ряд  других.

         Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей   таможенного органа.

Информация о работе Таможенный менеджмент