Таможенный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение роли руководителя таможенного органа как управленца и особенности его управленческой деятельности. Для этого будут рассмотрены следующие моменты:
основы управления в системе таможенных органов;
задачи руководителя в сфере управления таможенным органом;
особенности управленческой деятельности руководителя таможенного органа.

Работа содержит 1 файл

курсовая отм.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

          Стадийность  процесса  управления.  Стадийность процесса управления - это наличие стадий и завершенность всех стадий управления. Стадию можно рассматривать как период, ступень, фазу процесса, формирующую новое состояние.

          В качестве стадий непосредственного управления в таможенных органах следует рассматривать:

  1. постановку  задач  исполнителям;
  2. наделение исполнителей правами,  соответствующими  поставленным  задачам;
  3. рассмотрение,  согласование,  обсуждение  и  утверждение  проектов  решений  поставленных  задач,  подготовленных исполнителями;
  4. организационное  обеспечение  реализации  намеченных  целей,  принятых  решений,  регулирование управляемости социального процесса;
  5. актуализация  работы  исполнителей  методами  стимулирования;
  6. контроль  исполнения,  проверку  намеченных  результатов.

          Характер и количество стадий зависят от содержания процесса управления. Исходным состоянием любой стадии процесса управления в таможенных органах является достигнутый результат.

           Последовательность смены стадий и состояний управленческой деятельности не совместима с забеганием вперед; нельзя идти дальше, если не создано для этого необходимых оснований.

           К принципам управленческой деятельности начальника таможенного органа относятся:

  • принцип  научности  в  управлении;
  • принцип  объективности;
  • принцип  экономичности;
  • принцип  целесообразности;
  • принцип  ответственности;
  • принцип  научной  организации  управленческого  труда;
  • принцип  выработки  и  принятия  решения;
  • принципы  обучения,  воспитания  и  стимулирования.

          Принцип научности в управлении реализуется, если выполняются такие условия, как применение научных методов при выполнении всех видов управленческих работ; выбор оптимальных управленческих решений; применение в управленческой деятельности современной компьютерной и организационной техники; сочетание научных знаний и искусства управления.

         Принцип объективности отражает зависимость управленческой деятельности  от объективных  принципов управления  в таможенных органах.

         В основе принципа экономичности в системе управления  таможенными органами  лежит социальный закон экономии  средств и  времени.

         Принцип  целесообразности отражает зависимость любой деятельности от цели. Принцип целесообразности содержит два взаимосвязанных требования к любому руководителю таможенного органа: безошибочное определение цели  и обеспечения соответствия средств намеченным целям.

         Принцип ответственности отражает постоянную, глубокую зависимость управленческой деятельности руководителя таможенного органа, ее качество и  результативность от особенностей  субъекта и объекта  управления.

          Сутью принципа научной организации управленческого труда  являются требования постоянного совершенствования организации системы управления.

          Суть принципа выработки и принятия управленческого решения отражается в подготовке, принятии и реализации решения, которое зависит от результатов прогнозирования, проектирования и определения объекта и целей  управленческой  деятельности.

          К принципам обучения относятся: научность в обучении; обучение на высоком уровне трудности; сознательность, активность и самостоятельность обучаемых; доступность обучения  и др.

         А к принципам воспитания относятся: воспитание в коллективе и через коллектив; индивидуальный и  дифференцированный подход к подчиненным; опора на положительное  в воспитании; сочетание разумной требовательности к сотрудникам с заботой о  них  и  др. 
 

2.2.  Деятельность  руководителя  таможенного органа  по  принятию  управленческих  решений. 

         Результативность работы таможенных органов во многом зависит от качества решений, которые принимаются на всех уровнях управления. Это налагает особую ответственность за совершенствование процесса принятия решения.

         Решение - это выбор альтернативы определенного варианта  действий для достижения  цели. Принятие решения - связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.

         Управленческие решения по важности и длительности действия могут делиться на следующие виды: стратегические, тактические, оперативные. Общее, что позволяет отличить их друг от друга, состоит в значимости и направленности их воздействия на систему общественных отношений, в различии содержания интересов, которые регулируются этими решениями. Эти отличия, прежде всего, определяют специфику целей и задач отдельных видов управленческих решений.

          Основанием для классификации управленческих решений является также структура их субъекта. Особенности организации процесса разработки управленческих решений позволяют среди них выделить:

  • единоначальные;
  • коллегиальные;
  • коллективные;
  • общественные.

          В отличие от единоначальных решений субъектами коллегиальных решений являются группы специалистов и руководителей, представляющие как один, так и несколько органов управления.

         Коллегиальные решения есть продукт деятельности коллектива, всей или части организации, учреждения, органа, ведомства. Общественные решения - это решения, принимаемые на собраниях общественности.

         Наконец, характер осуществляемого управленческого воздействия также можно взять за основание классификации решений. В этом отношении существуют решения административного, экономического, морального характера. Управленческие решения могут носить директивный и рекомендательный характер. Первые строго обязательны для исполнения. Обладая большой силой управленческого воздействия, эти решения выражают существенные связи вертикального и горизонтального соподчинения субъектов и объектов управления. Всякое управленческое решение, имеющее обязательный характер, как бы автоматически вызывает действие системы по осуществлению принимаемых директив, команд, предписаний, указаний.

          Рекомендательные решения не имеют такой обязательной силы, и вопрос об их выполнении или невыполнении остается волей и желанием исполнителя.

          Управленческие решения могут также различаться по признаку жесткости. В данном признаке выражается степень регламентации деятельности подчиненных. Это связано с тем, что на практике появляется необходимость дифференцированно ограничивать степень свободы действий подчиненных (когда, где, к какому сроку, какими силами и средствами, какими методами и приемами и что именно делать для того, чтобы полностью реализовать замысел руководителя).

           Исходя из этого, различают три вида управленческих решений: контурные, структурированные и алгоритмические.

           Контурные решения - лишь приблизительно обозначают схему действий, и они имеют широкий простор при выборе приемов и методов достижения цели. Эти решения эффективны для опытных и добросовестных специалистов таможенного дела.

           Структурированные решения закрепляют - главные параметры деятельности подчиненных и это обуславливает то, что инициатива может ими быть проявлена только при решении второстепенных задач.

           Алгоритмические решения - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных, что практически исключает их инициативу. Эти решения наиболее приемлемы для особо ответственных и напряженных ситуаций, когда специалист таможенного дела может оказаться лицом к лицу с опасностью.

           По способу фиксации управленческие решения бывают документальными, письменными и устными.

           Классификация управленческих решений имеет важное значение, так как служит научной основой исследования эффективности процесса управления, его практической организации. Она позволяет обеспечить оптимальное распределение отдельных видов управленческих решений, прав и обязанностей по их осуществлению между участниками управленческого процесса - руководителями, коллегиальными, коллективными, общественными органами управления.

           От того, как и кем вырабатывается, принимается и реализуется то или иное управленческое решение, зависит уровень оптимальности процесса управления, характер взаимодействия субъектов управления, направленность и активность деятельности людей.

           Непосредственная направленность на человека и условия его жизни, большая воздействующая сила управленческих решений на социальные отношения предъявляет к ним ряд обязательных требований. Среди них: объективность, системность, комплексность, конкретность, адресность, ответственность, непротиворечивость, своевременность, перспективность.

Объективность управленческого решения означает его соответствие познанным людьми законам общественного развития; объективный подход к  управленческому решению требует рассматривать его содержание с позиции наук изучающих человека, его деятельность и поведение.

           Управленческое решение должно учитывать характер возникающих при этом необходимых взаимосвязей, что вытекает из требования его системности. Системный подход к управленческому решению отражает объективную взаимосвязь сферы социальных отношений со всеми другими компонентами системы таможенных отношений.

           Требования комплексности управленческого решения вытекает из многообразия отношений, в которых находится таможенник в процессе жизнедеятельности, множественности факторов, воздействующих на его интересы. Исходя из целей и задач решения, комплексность предполагает полный охват социальной реальности, содержательных характеристик положения человека. Сюда включаются социально-бытовые условия, возможности для удовлетворения материальных и духовных потребностей, морально-психологические отношения в коллективе, содержание и характер труда, перспективы должностного роста, совокупность прав и обязанностей и многое другое.

          Учет реальности и деятельности людей в управленческом решении носит конкретный характер. Управленческое воздействие направлено на конкретных людей, находящихся в определенных условиях. Одинаковые цели и задачи могут быть достигнуты по-разному в зависимости от существующей реальной обстановки, например, профессиональных и личностных характеристик таможенных коллективов, экономических условий, в которых они находятся. Решения, оторванные от реальной таможенной деятельности, обречены на невыполнение или могут быть выполнены с большими издержками.

           Конкретность управленческого решения имеет и другой аспект, связанный с определенностью содержания решаемых задач. Общие решения несут для исполнителя неопределенность целей и задач, средств их достижения, возрастает неоднозначность их понимания, а значит, и неоднозначность в достижении результатов. Более того, неопределенность управленческого

решения позволяет субъектам уклониться от его выполнения и контроля, использовать его в корыстных целях, снижает ответственность работников.

Проявлением конкретности в управленческом решении является адресность, т.е. указание на конкретных исполнителей или ответственных лиц. Безадресность решения порождает те же последствия, что и неопределенность в его содержании.

           Качество управленческого решения зависит от того, какую меру ответственности оно предполагает за его выполнение или невыполнение, за его содержание, результат, к которому оно приводит.

           В состав управленческого решения вводится система отношений ответственности, в которых находится субъект, принимающий решения, и субъект, контролирующий его результат на основе установленных служебных, экономических, правовых и нравственных норм, заданий, системы материального и морального поощрения, санкций.

           Отсутствие эффективной системы отношений ответственности приводит к невозможности достичь намеченных в управленческих решениях целей или к извращению самих целей в угоду эгоизму особых интересов, стремлению реализовать их за счет других, расхождению слова и дела.

           Важным требованием, обеспечивающим эффективность управленческого решения, является его непротиворечивость. Соответствующие решениям действия исполнителей и лежащие в основе этих действий интересы не должны противоречить друг другу, общим интересам. Непротиворечивость управленческого решения обеспечивается комплексным подходом, правильным распределением задач между субъектами управления.

Информация о работе Таможенный менеджмент