Таможенный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 00:28, дипломная работа

Описание работы

Целью и задачей данной курсовой работы является:
- проследить историю формирования и развития таможенного сотрудничества между Республикой Беларусь, Российской Федерацией, Республики Казахстан выяснить предпосылки их сближения в таможенной сфере.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

              Данные проблемы непосредственно связаны со сложной экономической ситуацией, сложившейся в обеих странах, низким качеством правого регулирования экономического сотрудничества в рамках заключенных соглашений, отсутствием урегулированного общего механизма реализации достигнутых договоренностей, недостаточно полной и последовательной их реализацией. Например, что означает привести в соответствие с российскими нормативными актами (а именно оно положено в основу) внешнеторговое законодательство? Одно дело отменить все ограничения во взаимной торговле, другое – выработать единые правила в отношении со всеми остальными странами. Ведь, например, тарифное регулирование – это не только ставки экспортного и импортного тарифа, акцизов и НДС, размер сборов за таможенное оформление грузов. Это еще и великое множество процедурных документов. Немаловажный вопрос – определение порядка распределения и зачисления в соответствующие бюджеты государств платежей, взыскиваемых за перемещение товаров через границу.

              Также одной из проблем оказалось открытие внутренних белорусско-российских границ. Хотя и в 1995 году они были устранены, но уже 24 марта и 22 августа 2000 года выходят постановления Правительства Российской Федерации соответственно № 254 и № 619 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 года № 583», которыми восстанавливается таможенный контроль и таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в Беларуси (хотя введение подобной меры не вполне соответствует пункту 2 статьи 6 Соглашения о Таможенном союзе). Принятие таких мер российское правительство объяснило борьбой с недобросовестными субъектами хозяйствования, которые используют различия в законодательстве Беларуси и России, различия в ставках таможенных пошлин государств и тем самым наносят существенный урон российскому бюджету. В результате всех этих мероприятий соответствующие изменения были внесены в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь № 345.

              Затем правительство России поручило ГТК РФ разработать упрощенный порядок декларирования товаров, происходящих из Беларуси и ввозимых в Россию, что и было сделано сначала приказом российского таможенного комитета от 19.09.2000г. № 843, а затем приказом от 09.12.2000г. № 1146. Таким образом, можно говорить о том, что Российская Федерация фактически ввела процедуру таможенного оформления в отношении всех товаров, ввозимых из Беларуси.

              Белорусское законодательство, регулирующее вопросы таможенного контроля и оформления товаров, перемещаемых через белорусско-российскую границу, с сентября 2000 года и по июль 2003 года оставалось неизменным – оформлению и контроля подлежали лишь товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации. Ситуация изменилась с принятием постановления Совета министров от 27.06.2003г. № 869, которыми была введена еще одна категория товаров, ввозимых  из России, подлежащих таможенному оформлению и контролю – товары происходящие из Российской Федерации и ввозимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по внешнеэкономическим сделкам, участником которых является нерезидент одной из стран, указанных в приложении 1к постановлению Совета министров от 28.06.2002г. № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин». Данное приложение содержит перечень государств-участников СНГ,  в  торгово-экономических отношениях с которыми Беларусь применяет режим свободной торговли. Таким образом, провозглашенная Указом № 208 отмена таможенного контроля и оформления стала распространяться теперь только в случае ввоза товаров, происходящих из Российской Федерации, по внешнеэкономическим сделкам, участниками которых являются только те стран, которые указаны в названном выше приложении.

              При всех этих обстоятельствах нельзя отрицать, что процесс создания Таможенного союза идет, медленно, но все-таки предпринимаются меры для объединения государств.

Подписание Соглашения о Таможенном союзе Беларуси и России является лишь первым шагом на пути поэтапного создания белорусско-российского Таможенного союза, предусматривающего реализацию целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Таможенный союз предполагает достаточно высокий уровень интеграции и согласованность действий в экономической и политической сферах государств, которые должны иметь схожие структуры экономики, согласованные цели и синхронизированную экономическую политику, обеспечивающую стабильность и относительную устойчивость развития.

В настоящее время развитие белорусско-российской интеграции на политическом и экономическом уровнях осуществляется на основе Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, подписанного президентами двух государств 8 декабря 1999 года, и вступившего в силу 26 января 2000 года. Одной из целей белорусско-российского Союзного государства является формирование единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников, использование рыночных механизмов функционирования экономики. Союзное государство основано на разграничении предметов и пределов ведения между Союзным государством и государствами–участниками. К исключительному ведению Союзного государства относятся создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающих свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантия для деятельности хозяйствующих субъектов, единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений. Государства-участники применяют единые ставки ввозных и вывозных пошлин, единые таможенные режимы и единый порядок таможенного оформления и контроля.

              Таким образом, в Договоре о создании Союзного государства Беларуси и России большое внимание уделяется дальнейшему развитию таможенного дела на территории Союзного государства.

              Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства Беларуси и России предусматривает проведение единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений.

              Результативность дальнейшего развития белорусско-российской таможенной интеграции зависит от эффективности выполнения действий по преобразованию Таможенного союза Беларуси и России в таможенное пространство. Решение вопросов, связанных с формированием этого таможенного пространства, требует консолидированных действий таможенных служб и других министерств и ведомств двух государств.

              21 февраля 1995 года было подписано Соглашение о единстве управления таможенными службами, в соответствии с которыми были учреждены Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе  Республики Беларусь и Представительство таможенной службы Российской Федерации.

Особенностью совместной работы таможенных служб Союзного государства стало перенесение центра тяжести на разработку единой нормативной базы Союзного государства по таможенному делу как одного из важнейших условий формирования единой таможенной территории. Таможенный комитет Союзного государства призван координировать действия национальных таможенных органов Беларуси и России по осуществлению возложенных на них функций. Однако некоторые решения Таможенного комитета Союзного государства по-прежнему остаются нереализованными. Главная причина в том, что эти постановления не являются нормами прямого действии и подлежат трансформации в нормы национального законодательства. Кроме того, унификация национальных законодательств, регулирующих вопросы внешнеэкономической деятельности, проедена не полностью.

Основными направлениями работы таможенных служб Республики Беларусь и Российской Федерации являются разработка и реализация комплексных мер обеспечения единства управления таможенными слуюбами, унификация таможенных законодательств и процедур таможенного оформления, организация надежного таможенного контроля на внешних границах и борьба с таможенными нарушениями. 15 июня 1999 года руководителями таможенных органов двух государств было устверждено Положение о взаимодействии таможенных органов Беларуси и России в борьбе с таможенными правонарушениями. Двустороннее сотрудничество и взаимодействие таможенных органов двух стран в борьбе с таможенными правонарушениями осуществляется по следующим направлениям: создание и совершенствование нормативной базы двустороннего сотрудничества в сфере борьбы с нарушениями таможенного законодательства; проведение совместных организационно-практических мероприятий; информационное и научное обеспечение правоохранительной деятельности; кадровое обеспечение; материально-техническое и финансовое обеспечение.

С целью повышения эффективности сотрудничества таможенных служб двух государств ежегодно проводятся специальные операции: «Граница», «Канал», «Акциз», «Калининградский транзит», «Достояние», «Белорусский транзит» и т.д. Данные операции направлены на выявление фактов поступления контрабандных грузов на приграничные железнодорожные станции и пункты пропуска на внешней границе Союзного государства, выявление и пресечение особо опасных видов контрабанды: наркотиков, оружия и боеприпасов, а также пресечение незаконного вывоза за пределы Беларуси и России историко-культурных ценностей и сырьевых ресурсов. Операции проводятся путем обмена с российскими коллегами информацией оперативного характера и последующей совместной ее реализацией.

Кроме практических результатов, проведение таких операций позволяет выявить определенные тенденции в сфере внешнеэкономической деятельности, представляющие оперативный интерес для таможенных служб Беларуси и России. В частности, изучение результатов операции «Калининградский транзит» позволило сделать необходимые выводы в целях последующего мониторинга внешнеторговых операций, осуществляемых на канале перемещения товаров из Калининградского региона через Беларусь на основную территорию России. На основе анализа обработанных вопросов взаимодействия в рамках операции «Граница» по контролю поток товаров в зоне деятельности Смоленской таможни и на сопредельной белорусской территории белорусской стороной было спрогнозировано развитие тенденции к увеличению объемов ввоза с территории Российской Федерации в Беларусь так называемых «товаров третьих стран» без надлежащего таможенного оформления.

В целом проведение совместных мероприятий позволило таможенным службам Беларуси и России наработать определенный практический опыт совместных действий, использование которых в последующей правоохранительной деятельности, несомненно, даст возможность более эффективно противодействовать контрабандной деятельности на территории формирующегося Таможенного союза, что в конечном итоге будет способствовать укреплению и расширению его системы безопасности.

    Формирование Таможенного союза Республики Беларусь,      Российской Федерации и Республики Казахстан.

Как говорилось ранее, Республика Беларусь стремится к созданию единого экономического пространства со всеми странами СНГ. Конечно, из-за своего соседства Республика Беларусь и Российская Федерация достигли наиболее высокого уровня сотрудничества, в том числе и в таможенной сфере, однако в последнее время в таможенной политике Беларуси наметилась тенденция взаимодействия с таможенными органами и других стран-участниц СНГ. Наиболее это выражено с бывшей советской Республикой Казахстан.

Согласно пункту 5 статьи 8 Соглашения о Таможенном союзе между Белоруссией и Россией, данное Соглашение открыто для присоединения любого государства-участника СНГ, признающего положения Соглашения и выражающего готовность выполнять их в полном объеме. Руководствуясь именно этим пунктом, почти сразу после подписания данного документа Республика Казахстан обратилась с просьбой о присоединении к Соглашению о создании Таможенного союза. 20 января 1995 года президент России Б.Н.Ельцин и президент Казахстана Н.А.Назарбаев во время встречи в Москве в совместной Декларации о расширении и углубления российско-казахстанского сотрудничества дали поручение правительствам своих стран подписать Соглашение о Таможенном союзе. В результате инициативы президентов, главы правительств России и Белоруссии с одной стороны, и Казахстана – с другой, договорились о сформировании единого Таможенного союза. Эта договоренность была оформлена соответствующим Соглашением о Таможенном союзе трех государств.

              Участники тройственного соглашения приняли на себя в полном объеме права и обязательства, вытекающие из Соглашения о Таможенном союзе между Белоруссией и Россией от 6 января 1995 года.

              28 января 1995 года в Москве главы правительств Беларуси, России и Казахстана (со стороны Беларуси – премьер-министр М.М.Чигирь, со стороны России – глава правительства В.С.Черномырдин, со стороны Казахстана – премьер-министр А.М.Кажегельдин) выступили с Совместным заявлением и Меморандумом об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Экономического союза, также была утверждена Программа действий трех правительств по реализации взаимного сотрудничества и одновременно было поручено соответствующим национальным министерствам и ведомствам провести работу по выполнению этой программы.

              Некоторые из назначенных мероприятий:

1.       Организовать совместную рабочую группу по реализации положений подписанных соглашений и протоколов между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией.

2.       Подготовить и принять постановления правительств государств об организации работы по реализации важнейших положений соглашений Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерацией о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, предусмотрев проведение совместных работ по унификации законодательных, нормативных и иных правовых актов.

3.       Привести в соответствие нормативные акты по реализации механизма создания зоны свободной торговли в части, касающейся:

а) согласования сбалансированного графика отмены ограничений во взаимной торговле по ряду стратегически важных сырьевых товаров;

б) согласования механизма взаимной информации о внутреннем правовом регулировании внешнеэкономической деятельности;

в) согласования видов услуг по обслуживанию товарооборота, разработке единых условий транзита товаров, включая тарифы на перевозку любым видом транспорта по территории договаривающихся сторон с учетом международных обязательств сторон;

г) действия нормативных актов по реэкспорту товаров.

4. Разработать нормативные акты по унификации валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность, а также по вопросам распределения и зачисления таможенных пошлин в соответствующие бюджеты.

5. Ввести единый порядок внешнеэкономического регулирования и единые таможенные тарифы в отношении третьих стран.

Информация о работе Таможенный союз