Тарифное регулирование ВЭД как инструмент торговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальной таможенно-тарифной процедурой для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличен

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………….4
1. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД ……………………………………………………………….6
1.1. Торговая политика: сущность и инструменты ..……………………………..6
1.2. Специфика таможенно-тарифного регулирования в системе инструментов торговой политики ……………………………………………………………......17
2. Таможенно-тарифное регулирование в РБ……………………………………24
2.1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в Республике Беларусь.……………………………………………………………...24
2.2. Таможенные пошлины и их виды в соответствии с законодательством ТС…………………………………………………………………………………...27
2.3. Таможенная стоимость как элемент таможенно-тарифного регулирования в ТС ..……………………………………………………………………………....33
3. Таможенная процедура: сущность, характеристика, значение……………………………………………………………………………34
Заключение…............................................................……………………….……..37
Список использованной литературы……………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТТР ВЭД.doc

— 215.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский национальный технический университет

Факультет технологий управления и гуманитаризации

Кафедра «Таможенное дело»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД

Тема: Тарифное регулирование ВЭД как инструмент торговой политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:                                                                                         Свирепа В.А.

студентка 3 курса

гр.108619

 

 

 

Руководитель проекта:                                                          к.э.н., доцент кафедры

                 «Таможенное дело»                                             

Пекутько П.Н.

 

Минск 2011

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 42 с., 25 источников

Тарифные методы регулирования, таможенные платежи, государственное регулирование, ВЭД, таможенные процедуры, таможенная стоимость товара, страна происхождения.

Объект исследования – торговая политика государства.

Предмет исследования – таможенно-тарифное регулирование.

Цель работы: раскрыть механизм таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок, статистические, аналитические.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.…………………………………………………………………………….4

1. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД ……………………………………………………………….6

1.1. Торговая политика: сущность и инструменты ..……………………………..6

1.2. Специфика таможенно-тарифного регулирования в системе инструментов торговой политики ……………………………………………………………......17

2. Таможенно-тарифное регулирование в РБ……………………………………24

2.1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в Республике Беларусь.……………………………………………………………...24

2.2. Таможенные пошлины и их виды в соответствии с законодательством ТС…………………………………………………………………………………...27

2.3. Таможенная стоимость как элемент таможенно-тарифного регулирования в ТС ..……………………………………………………………………………....33

3. Таможенная процедура: сущность, характеристика, значение……………………………………………………………………………34

Заключение…............................................................……………………….……..37

Список использованной литературы……………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

              В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальной таможенно-тарифной процедурой для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

              Для обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики Казахстан и Российской Федерации ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а для Республики Беларусь – с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.

              Актуальность темы заключается в том, что в современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

              В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД

1.1. Торговая политика: сущность и инструменты

              Развитие экономической политики определяется пересечением объективных закономерностей с экономическими интересами и ценностями на национальном уровне. В последние десятилетия в эту орбиту все больше вовлекаются коллективные интересы экономических блоков. Следует отметить, что здесь может иметь место определенное противодействие со стороны отдельных государств или их блока, поскольку та или иная национальная политика может ущемлять конкретные экономические интересы. В такой ситуации необходимо ориентироваться на баланс интересов государств, достигаемый путем компромисса или взаимных уступок. Это предопределяет наличие альтернативных вариантов внешнеэкономической политики, среди которых центральное место занимают рычаги давления или сопротивления, а в случае отсутствия таких угроз - выбор инструментов, позволяющих учитывать национальные интересы государств при проведении внешнеторговой политики.

              В основу торговой политики, осуществляемой странами мирового сообщества, положены три основных направления: 'Север-Север", "Север-Юг", "Юг-Юг". Торговая политика системы 'Север-Юг" представляет собой вертикальную модель международного разделения труда, где развивающаяся страна осуществляет вывоз всех видов ресурсов, а ввозит технику, продовольствие и товары длительного пользования. Такая модель взаимоотношений отличается отсутствием взаимодополняемости экономики, что не свойственно взаимоотношениям стран системы "Север-Север" [5].

В любом случае, если речь идет о торговой политик Севера или Юга, то следует иметь в виду, что она проводится в русле внешнеторговой или международной. При этом первая из них представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Во втором же случае получают отражений коллективные интересы групп стран, монополий, финансово-торговых и других группировок. Мировой опыт осуществления такой политики основан на принципах свободной торговли и протекционизма.

              Исследования при этом показывают, что по временному параметру подключения мер протекционизма или либерализации торговли все государства отличаются друг от друга. Так, например, ряд государств свои реформы начинают с жесткого курса на управление политикой импорта другие же - с полной ее либерализации. Так, например Южная Корея, Бразилия и другие страны вначале создавали условия и предоставили ряд льгот для ввоза тех им портных товаров, которые использовались исключительно для производства экспортной продукции, а непричастный к экспортному производству импорт тех или иных товаров либо ограничивался, либо запрещался. Сходную методику использовал в своей политике Тайвань, где проводилась политика импортозамещения [2]. Более дифференцированные приемы наблюдались в опыте Малайзии, где ограничения устанавливались в зависимости от количественных параметров экспорта той или иной продукции, выпускаемой фирмами или производимой предприятиями отрасли.

              Между тем для эффективности торговой политики принципиально важен выбор пути осуществления импортозамещения. Так, многие страны не сочли нужным увеличить степень обработки экспорта и выбрали экстенсивный путь развития (Аргентина). Другие страны, например Бразилия, пошли по пути увеличения степени глубокой обработки собственных товаров. В условиях динамично изменяющейся конъюнктуры мирового рынка аргентинский вариант стал тормозом развития экономики, тогда как бразильский - локомотивом роста, поскольку с самого начале был нацелен на применение интенсивного, а не экстенсивного способа развития народного хозяйства. Отсюда еле дует, что результатом торговой политики, проводимой с использованием первого или второго метода, будут разные последствия в экономике в зависимости от выбора целей второго и третьего порядка, точного определена "точек роста" и выбора затратного либо экономичного варианта реализации реформы. Однако следует отметить что по сравнению с начальным этапом реформирована экономики, современный период характеризуется тем, что открыты шлюзы для развития экономики, созданы предпосылки для вступления в международные экономические организации, усилились принципы регионализма. Выбор инструментов государственного регулирования экономив разными странами может быть различен, порой ограничен. С этим соприкасаются в настоящее время и все постсоветские государства на пути вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) под тяжестью тех обязательств, которые были приняты в рамках таможенных г других соглашений.

              Анализ внешнеэкономической политики различных государств показывает, что развивающиеся страны должны идти по пути рационального включения национальной экономики в сложную систему мирохозяйственных связей. В связи с этим их экспортная политика должна предусматривать [10]:

              1)создание условий для развития экспортных отраслей или ориентацию отраслей на экспортное производство;

              2)оценку целесообразности развития тех или иных отраслей и принятие программы свертывания тех, которые не могут конкурировать с импортным производством;              

              3)таможенную защиту, финансовое и фискальное стимулирование; создание других удобных условий и предоставление льгот для их функционирования, если та или иная отрасль имеет потенциал, обеспечивающий в перспективе ту или иную нишу на мировом рынке, но к настоящему времени у нее нет возможности для ее реализации.

              Это вызывает необходимость оптимизации промышленной политики: защитить отрасли, переживающие интенсивную модернизацию; наладить выпуск таких товаров, которые не производятся в данной стране; стимулировать импорт товаров, без которых не могут функционировать приоритетные отрасли производства.

              Методические приемы при осуществлении экспортно-импортной политики должны тщательно отбираться в зависимости от конкретного товара; ситуации, сложившейся в его производстве; места его в структуре внутреннего национального рынка и экспортных поставках страны; перспектив в международном разделении труда. При этом тот или иной выбранный инструмент служит либо протекционистскому режиму, либо режиму либерализации. Первый из названных режимов в своей жизнедеятельности ограничен временными параметрами и по мере достижения цели может быть ослаблен, либо полностью прекращен.

              Отрасли с постоянно растущими экспортными позициями, как правило, являются объектами приоритетов в инвестиционной политике. При этом протекционистские режимы со стороны международных экономических организаций и развитых государств могут испытать по отношению к себе противодействие. Соответственно, отмеченная выше процедура выполнения тех или иных операций должна установить баланс интересов путем применения взаимных уступок. Поскольку любое развивающееся государство будет испытывать давление существенных рычагов, то в качестве ответных мер должно располагать достаточными вариантами для их маневрирования. Такая постановка концепции интеграции в мирохозяйственные связи может обеспечивать последовательные изменения статуса сырьевого придатка на полноправного партнера.

Информация о работе Тарифное регулирование ВЭД как инструмент торговой политики