Тарифное регулирование ВЭД как инструмент торговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальной таможенно-тарифной процедурой для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличен

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………….4
1. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД ……………………………………………………………….6
1.1. Торговая политика: сущность и инструменты ..……………………………..6
1.2. Специфика таможенно-тарифного регулирования в системе инструментов торговой политики ……………………………………………………………......17
2. Таможенно-тарифное регулирование в РБ……………………………………24
2.1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в Республике Беларусь.……………………………………………………………...24
2.2. Таможенные пошлины и их виды в соответствии с законодательством ТС…………………………………………………………………………………...27
2.3. Таможенная стоимость как элемент таможенно-тарифного регулирования в ТС ..……………………………………………………………………………....33
3. Таможенная процедура: сущность, характеристика, значение……………………………………………………………………………34
Заключение…............................................................……………………….……..37
Список использованной литературы……………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТТР ВЭД.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

              Еще одним неотъемлемым элементом таможенно-тарифного регулирования является товарная номенклатура таможенного тарифа – это  инструмент системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который предназначен для сбора данных внешнеторговой статистики, а также регистрации участков внешнеэкономических связей(с указанием объекта торговли, декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу, нетарифного регулирования экспортно-импортных операций, оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование и др.).                                                                                                                 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств.                             Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации представляет собой номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила классификации для ее толкования.                                                                       В свою очередь, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств – это классификатор товаров, включающий в себя товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции и относящиеся к ним классификационные (цифровые) коды, действующий на территории Содружества независимых государств.                             В настоящее время на территории РФ действует Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. ТН ВЭД ТС построена по принципу действовавшей ТН ВЭД России. Для каждого товара имеется свое десятизначное кодовое обозначение. Первые две цифры обозначают товарную группу, четыре - товарную позицию, шесть - субпозицию, десять - подсубпозицию.                                                                                                                

              В ТН ВЭД ТС содержится 1221 товарная позиция, 5052 субпозиции, 11 171 10-разрядная подсубпозиция.                                                                                                                               В настоящее время в соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС  от 27. 11. 2009 № 18 с 1 января 2010г. вступили в силу следующие правовые акты: 1)соглашение о едином таможеннно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года; 2)соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года; 3)протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года; 4)протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года; 5)протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года.                                                                                                                                                           Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей.                                                                                                                Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально - экономическому прогрессу своего населения.                                                                                                                                            В странах бывшего социалистического лагеря господствовали государственная и кооперативная собственность на средства производства. Экономика развивалась по единому государственному директивному плану, применялась государственная монополия внешней торговли. Связи национальной экономики с другими государствами через мировой рынок строго регламентировались государством, устанавливавшим жесткие планы развития внешней торговли.                                                                                                               

              Приведенный выше пример дифференциации импортных пошлин в Китае на машинном оборудовании с учетом степени прогрессивности подчеркивает важность и необходимость индивидуального подхода при определении пошлин с учетом специфики каждого товара. Мировая практика придерживается таких же принципов при определении импортных пошлин на сырье, полуфабрикаты и готовые изделия: уровень пошлин повышается по мере повышения готовности продукта.                                                                                                                В экономически развитых странах импортные пошлины относительно невелики, в развивающихся странах они весьма значительны и возрастают по мере увеличения различий между национальными и интернациональными издержками и ценами. Низкие ввозные пошлины в условиях высокой производительности труда и низких национальных издержек в состоянии обеспечить защиту национальных производителей, издержки которых приближаются к мировому уровню; такие же пошлины для экономически слаборазвитых стран не обеспечат должной защиты национального производства и могут подорвать развитие национальной экономики.              Несколько иную природу имеют экспортные пошлины. Они взимаются по ограниченному кругу (перечню) товаров и в исключительных условиях. Обычно экспортные пошлины (и налоги) взимаются по энергоносителям и сырьевым товарам, а также по изделиям высоко художественным, составляющим достояние народа. К ним же относятся произведения старины, а также наукоемкая продукция, составляющая объекты интеллектуальной собственности. Общим для всех этих товаров является то, что их национальная стоимость и отражающие ее цены ниже уровня интернациональных издержек и мировых цен, регулируемых издержками производства замыкающих поставщиков. При отсутствии такой предпосылки отпадают экономические условия для взимания экспортных пошлин.                            Итак, экспортные пошлины отражают разницу между более низкими национальными издержками и ценами продукции, производимой при более благоприятных национальных условиях производства и более    высокими    издержками замыкающих поставщиков и регулируемые этими издержками мировыми ценами. Аналогичные экономические условия служат предпосылкой для взимания специального экспортного налога. Экономическая природа экспортных пошлин и экспортного спецналога такова, что она дает определенные основания для отнесения их к категории рентных платежей. Размер этих платежей зависит от соотношения между национальными и интернациональными издержками и ценами, и его величина колеблется в зависимости от уровня этих различий.              Мировые и национальные цены служат базой для определения ввозных и вывозных пошлин. В связи с этим возникает сложная проблема определения этих цен как базы расчета ставок пошлин.                                                                                    Суть проблемы состоит в необходимости четко определить, какие из мировых и национальных цен могут быть приняты в качестве базы для определения ставок ввозных и вывозных пошлин.                                                        Попытаемся рассмотреть более детально эту проблему на примере мировых национальных цен. Известно, что в практике международной торговли применяются многие разновидности мировых цен: цены мировых бирж, аукционов, торгов, контрактные цены, каталоговые цены крупнейших мировых фирм и т.д. Эти цены могут различаться также базисными условиями поставки товаров, условиями оплаты, валютой платежа.              Из всей совокупности мировых цен должны быть отобраны те виды цен на конкретные товары, которые могли бы стать базой для расчета таможенных пошлин. По этим видам цен следует формировать массив информации для определения уровня таможенных пошлин - ввозных и вывозных.                                                                                                                                                          Объективная оценка последствий предполагаемого изменения тарифов требует комплексного системного подхода к данной проблеме и основывается на научных расчетах. Эта оценка должна охватывать и синтезировать интересы всех участников ВЭД, отечественного производства и потребителей продукции, а также государственного бюджета.                                                                       При обосновании мер по регулированию ВЭД должен обязательно соблюдаться приоритет государственных интересов.

2. Таможенно-тарифное регулирование в РБ

2.1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в Республике Беларусь

При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

Классификация товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2002 № 791 «О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Данным постановлением утверждена Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ТН ВЭД), основанная на гармонизированной системе описания и кодирования товаров (издание 3-е) (ГС), ТН ВЭД Содружества Независимых Государств (издание 3-е) и общей ТН ВЭД Евразийского экономического сообщества (ЕС) 15, с. 123.

Таможенное законодательство допускает использование понятие страны происхождения товара в широком смысле слова - как место происхождения товара. В этом смысле могут выступать группа государств, таможенный союз, регион или часть государства.

Наиболее часто встречаемый пример использования в практике внешнеторгового регулирования понятия «страна происхождения», за которым скрывается таможенный союз государств, - Европейский Союз.

Страной происхождения товара, согласно Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе» считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке:

      полезные ископаемые, добытые на ее территории;

      растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;

      живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

      продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;

      произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промысла;

      продукция морского промысла, добытая в Мировом океане судами данной страны;

      вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

      продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе 1, с. 43.

Для подтверждения страны происхождения товара при ввозе товара на таможенную территорию Республики Беларусь необходимо представить сертификат о происхождении товара:

- на товары, происходящие из стран, которым Республика Беларусь предоставляет преференции;

На товары, ввоз которых из данной страны регулируется ограничениями, если это предусмотрено международными соглашениями 1, с. 44.

Особое место института страны происхождения товара в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что при решении вопроса о таможенных тарифах именно она оказывает определяющее влияние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины.

Следующей операцией правового регулирования в рассматриваемой сфере является таможенная стоимость товаров.

Принятый в 1993 г. Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике белорусского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII («Оценка товаров для таможенных целей») Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - так называемого Кодекса таможенной стоимости.

В последнее время был выпущен ряд нормативных актов ГТК, в которых закреплялось распределение компетенций по контролю за таможенной стоимостью, о принятии таможенными органами решений по таможенной стоимости товаров и другие материалы.

Система определения таможенной стоимости включает в себя: Комплекс по таможенной стоимости ВТО/ГАТТ; соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ 1994 (г. Марракеш) по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров; Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе»; методические положения ГТК РБ по практическому применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь; организационно-правовые вопросы взаимодействия таможенных органов и декларантов в ходе их решения.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК РБ обусловлено особенностями взимания таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество, что соответствует правилам Соглашения о применении ст. VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется в зависимости   от  избранного   метода  определения  таможенной   стоимости.   В   случае обложения товаров таможенными пошлинами по специфическим ставкам (в установленном размере за единицу облагаемых товаров) либо комбинированным ставкам (в процентах к таможенной стоимости товаров в установленном размере за единицу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров.

2.2. Таможенные пошлины и их виды в соответствии с законодательством ТС

Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя.

Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь регулирует все формы внешнеэкономических связей и определяет режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает систему мер, устанавливаемых государством в целях осуществления политики, основанной на использовании экономических и административных методов.

Эти меры определяют ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической безопасности страны: квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, обложения товаров таможенными пошлинами, налогами, сборами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь.

Система регулирования внешнеэкономической деятельности условно включает тарифные, нетарифные методы; валютное, таможенное, налоговое регулирование, а также поддержку отечественного товаропроизводителя 1, с. 36.  Тарифное регулирование в различных государствах базируется на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международных торговых отношений. Это стало результатом деятельности международных организаций: Всемирной Таможенной Организации, Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО), Европейской Экономической Комиссии ООН, Конференции ООН по торговле и развитию, - а также ряда международных соглашений 14.  

Тарифное регулирование – это порядок формирования и применения таможенного тарифа, правила обложения товаров таможенными пошлинами (налогами, сборами) при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь.

Основой тарифного регулирования является Закон «О таможенном тарифе», который определяет такие понятия, как таможенный тариф, пошлина, ставка.

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Информация о работе Тарифное регулирование ВЭД как инструмент торговой политики