Цены и тарифная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:27, реферат

Описание работы

Сущность и теоретические основы цены. Цели и задачи государственного регулирования цен.
Цена - денежное выражение стоимости товара, которая определяется общественно необходимыми затратами труда (т.е. тем рабочим временем, которое требуется для производства данного товара при сложившихся общественно нормальных производственных условиях и среднем в данном обществе уровне сложности и интенсивности труда).

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА  И СЕРВИСА»

(ФГОУВПО «РГУТиС») 

                         Экономический факультет

               Кафедра  
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  по дисциплине

«Цены и тарифная политика» 

5-й  семестр 
 

Студенки  заочной формы  обучения Буяновой Натальи Александровны

№ зачетной книжки 06.01.Зс 07/235                                          группа   ГМЗc 07-1

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Вариант 1.

                                          Выполнила ________________________

                                                                                               подпись студентки 

Работа  предъявлена на проверку «____»_________200__г.__________________________

                                                                                                                                                                                 подпись преподавателя

Результаты  проверки__________________________________________________________

Замечания, рекомендации______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Проверил  преподаватель «___»__________200__г. ________________________________

                                                                                                                                                                            Ф.И.О., подпись

Вторично предъявлена на проверку «___»__________200__г. ______________________

                                                                                                                                                                                  подпись преподавателя

Результаты  проверки_________________________________________________________

Замечания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверил  преподаватель «___»________200__г. __________________________________

                                                                                                                                              Ф.И.О., подпись 
 

                                                                                                                                                                           

Работа  принята (проведено  собеседование) «___»_______200__г____________________

                                                                                                                                                                                   подпись преподавателя

 

     1. Сущность цены. Теоретические основы цены

     Цена  – экономическая категория, возникшая  и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена цены использовались как обменные пропорции1.

     Цена  как экономическая категория  является неотъемлемой частью экономического механизма как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. В ней сконцентрированы практически все экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Будучи центральным элементом рыночной экономики, цена отражает такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.

     Общепризнанного определения понятия «цена» на сегодняшний  день не существует. Очевидно, что сложились  разные подходы к определению  категории цены.

       В отечественной экономической литературе долгое время использовалось такое определение: «Цена - денежное выражение стоимости товара, которая определяется общественно необходимыми затратами труда (т.е. тем рабочим временем, которое требуется для производства данного товара при сложившихся общественно нормальных производственных условиях и среднем в данном обществе уровне сложности и интенсивности труда)». Указанное определение отражает «затратный подход» К.Маркса и не может адекватно использоваться в современных условиях.

     Филипп Котлер, американский экономист, дает следующее определение «Цена - денежная сумма, взимаемая за конкретный товар».

     При первом подходе определяющими являются производственные затраты, прежде всего  трудовые, связанные с созданием  и реализацией товара. При втором подходе определяющим фактором ценообразования является рыночная конъюнктура и полезность товара, проявляющаяся в процессе обмена и потребления, этот подход наиболее адекватен в условиях рыночной экономики.

     Необходимо  отметить двойственную роль цены в экономических отношениях: с одной стороны, это индикатор, отражающий конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, финансовую ситуацию и т. д.), а с другой – регулятор, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, оборачиваемость товарных запасов и т. д.

     И отечественный, и мировой опыт показывает, что в экономической деятельности субъектов рынка используется множество  видов цен, связанных с особенностями  приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых товаров. Причем все существующие цены тесно взаимосвязаны: при корректировке одного вида изменения обнаруживаются и в уровнях других цен.                      

     Выделяют  три причины подобной взаимозависимости: во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.                             

     В зависимости от того, какой признак  взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные  группы.

     По  характеру обслуживаемого оборота различают  следующие виды цен и тарифов:

     Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям, а также сбытовым и оптовым органам в процессе оптового оборота. Эти цены должны возместить предприятиям, реализующим свою продукцию, издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который позволил бы выжить в условиях рынка.

     Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) органам. Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку и НДС. Она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.

     Закупочные  цены на сельхоз.продукцию – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением.

     Цены  на строительную продукцию: а) сметная стоимость строительного объекта – предельный размер затрат на строительство конкретного объекта, определяемого на основе сметных норм и расценок; б) прейскурантная цена – усредненная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта; в) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками.

     Розничные цены – конечные цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Величина розничной цены определяется суммой полной себестоимости продукции, прибыли предприятия-производителя, акциза (по подакцизным товарам), НДС, снабженческо-сбытовой и торговой надбавок.

     Разновидностью  розничной цены является аукционная цена.

     В зависимости от государственного воздействия, регулирования,  степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен:

     Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном  рынке. 

     Регулируемые  цены — это цены, устанавливаемые соответствующими  органами управления: Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых  перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные.

     По  способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.

     Твердые (постоянные) цены называют – устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.

     Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары.

     Скользящая  цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.). Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным сроков изготовления. Например, сложное промышленное оборудование, суда. Следует отметить, что эти виды цен широко используются в международной торговле.

     Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются: по одним товарам (обычно сырьевым) – уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим — ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям — обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся на изготовлении продукции данного вида. Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара. Это предопределяет ориентацию на них при проектировании вариантов сотрудничества российских предприятий с зарубежными партнерами.

     Если  по сырьевым товарам определение  мировой цены не представляет трудностей (определяют по странам — основным поставщикам сырья), то в отношении готовых изделий для выбора цены приходится использовать цены иногда десятков фирм, производящих аналогичную продукцию, в то время как по сырью в качестве мировой цены могут быть взяты 1-3 показателя. 

 

      2. Цели и задачи  государственного  регулирования цен.

Информация о работе Цены и тарифная политика