Тарифные методы регулирования внешней торговли и пути их развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования и все виды таможенных пошлин (или их отсутствие), который являются следствием процесса регулирования.
Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
Цель состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах, а также выявить предпосылки возникновения международных таможенных союзов.егулирования внешней торговли и пути их развития в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ…………………………………5
Цели и функции регулирования……………………………………….5
Методы и подходы регулирования……………………………………7
ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………...16
2.1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ………………………………………………………………...16
2.2. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды………………………………………………………………………………….20
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.39 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ…………………………………5

    1. Цели и функции регулирования……………………………………….5
    2. Методы и подходы регулирования……………………………………7
  1. ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………...16                                                   

2.1. Нормативно-правовые  основы осуществления тарифного  регулирования в РФ………………………………………………………………...16

2.2. Таможенная пошлина:  правовая и экономическая природа,  функции и виды………………………………………………………………………………….20

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Таможенная политика - это  мощный рычаг, при помощи которого государство  может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе  производства экспортной продукции, и  ввоз импортных товаров, призывая тем  самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед  национальными правительствами  задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских  мер.

Основная задача государства  в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как  можно больше своей продукции, сделав их товары наиболее конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее  конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных  конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть  методов имеет своей задачей  формирование экспорта.

Несмотря на то, что свободная  торговля приводит к возрастанию  экономического благосостояния всех стран  — как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда  не развивалась действительно свободно, без вмешательства государства. История международной торговли — это одновременно и история  развития и совершенствования государственного регулирования международной торговли.

В современных условиях национальная экономика становится все более  открытой, и государство должно учитывать  в своей политике тесную взаимосвязь  процессов, происходящих внутри экономики  и в сфере внешнеэкономических  связей. Сегодня государство не может  достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости  или стабильности цен), не используя  мер внешнеэкономического, и, в частности, внешнеторгового регулирования. Поэтому, несмотря на то что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и недавно созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика по-прежнему остаётся одним из основных направлений государственного регулирования экономики. (12) Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.).

Данная тема посвящена  рассмотрению таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли.

Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования  и все виды таможенных пошлин (или  их отсутствие), который являются следствием процесса регулирования.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие  при таможенном регулировании в  системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

Цель состоит в том, чтобы показать основные механизмы  таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах, а также выявить предпосылки  возникновения международных таможенных союзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
    1. Цели и функции регулирования

Основной целью таможенного  регулирования в Российской Федерации является обеспечение ее экономических интересов, а именно:

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Таможенного союза;
  • стимулирование развития национальной экономики;
  • содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики;
  • иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации. (6, с.84)

 В соответствии с  указанными целями на таможенные органы возложены следующие основные функции:

  • защита экономических интересов;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности;
  • принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  • осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов государства материалов;
  • проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области. (10)

Термин  «таможенное регулирование» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

Таможенное регулирование  в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного декларирования, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. (6, с. 287)

Единство таможенной территории и таможенного регулирования  конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции  РФ: «На территории Российской Федерации  не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых средств».

Структуру современного таможенного  регулирования в общем виде можно  представить следующим образом:

  • принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
  • таможенные процедуры;
  • таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
  • таможенное декларирование;
  • таможенный контроль;
  • предоставление таможенных льгот;
  • ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
  • правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. (6, с.183)

Экономические цели таможенного  регулирования достигаются посредством  пополнения государственного бюджета  путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и  транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Регулятивные цели достигаются  посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.(3)

Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются  в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни  и здоровья людей, нравственности, моральных  устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов потребителей; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Таможенного союза наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

    1. Методы и подходы регулирования

Тарифные методы регулирования:

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько  дополняющих друг друга определений  таможенного тарифа.

Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может  определяться как:

• инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с мировым  рынком;

• свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный  в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

• конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. (6, с.152)

В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с  географической территорией. Под товаром  обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как  электроэнергия.

Таможенный тариф любой  страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при импорте  или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют  три основные функции:

• фискальную, которая относится  и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

• протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство  ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

• балансировочную, которая  относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых. (6, с.160)

Классификации таможенных пошлин:

По способу взимания:

• адвалорные — начисляются в  процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

• специфические — начисляются  в установленном размере за единицу  облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

• комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

По объекту обложения:

• импортные — пошлины, которые  накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

• экспортные — пошлины, которые  накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются  крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен  и свободных цен мирового рынка  на отдельные товары, и имеют целью  сократить экспорт и пополнить  бюджет;

• транзитные — пошлины, которые  накладываются на товары, перевозимые  транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко  и используются преимущественно  как средство торговой войны.

По характеру:

• сезонные — пошлины, которые  применяются для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

• антидемпинговые — пошлины, которые  применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным  производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких  товаров;

Информация о работе Тарифные методы регулирования внешней торговли и пути их развития в России