Тарифные методы регулирования внешней торговли и пути их развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования и все виды таможенных пошлин (или их отсутствие), который являются следствием процесса регулирования.
Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
Цель состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах, а также выявить предпосылки возникновения международных таможенных союзов.егулирования внешней торговли и пути их развития в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ…………………………………5
Цели и функции регулирования……………………………………….5
Методы и подходы регулирования……………………………………7
ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………...16
2.1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ………………………………………………………………...16
2.2. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды………………………………………………………………………………….20
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.39 Кб (Скачать)

• компенсационные —  пошлины, накладываемые на импорт тех  товаров, при производстве которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. (6, с. 356)

Нетарифные методы регулирования:

Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или  нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически  они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым  бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем  введения количественного ограничения  импорта в размере 3 млн. т, чем  высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя  их в своей торговой политике, правительства  чувствуют себя свободнее, чем при  введении тарифных ограничений, которые  регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). (12)

В большинстве случаев  использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным  таможенным режимом приводит к более  ограничительному характеру государственной  торговой политики в целом.

Количественные ограничения (quantative restrictions)— административная форма  нетарифного государственного регулирования  торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных  к экспорту или импорту.

Квотирование/Контингентирование. (11)

Наиболее распространенной формой количественных ограничений  является квота или контингент. Два  этих понятия имеют практически  одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота (quota) — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

• экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти  из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт  нефти из России и сахара с Украины  в начале 90-х гг.);

• импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения  на внутреннем рынке, а также как  ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся  на:

• глобальные — устанавливаются  на импорт или экспорт определенного  товара на определенный период времени  вне зависимости от того, из какой  страны он импортируется или в  какую страну он экспортируется. Смысл  таких квот обычно заключается в  обеспечении необходимого уровня внутреннего  потребления, и объем их вычисляется  как разность внутреннего производства и потребления товара;

• индивидуальные — установленная  в рамках глобальной квоты квота  каждой страны, экспортирующей или  импортирующей товар. Такие квоты  устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте  товара тем странам, с которыми имеются  тесные взаимные политические, экономические  и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок  наиболее нуждается в государственной  защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Лицензирование: (11)

Тесно связан с квотированием  другой вид государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование (licensing) —  регулирование внешнеэкономической  деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт  или импорт товара в установленных  количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может  являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным  инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право  ввезти или вывезти товар в  рамках полученной квоты; во втором —  приобретает ряд конкретных форм:

• разовая лицензия —  письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление  одной внешнеторговой сделки;

• генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз  того или иного товара в течение  года без ограничений количества сделок;

• глобальная лицензия —  разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения  количества или стоимости;

• автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или  импортера заявки, которая не может  быть отклонена государственным  органом.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего  развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как  документ, подтверждающий право импортера  на ввоз товара в рамках установленной  квоты.

«Добровольные» ограничения экспорта: (11)

Количественное ограничение  импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства  по введению импортного тарифа или  импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением  более крупной импортирующей  страны, которая угрожает применением  односторонних ограничительных  мер на импорт в случае отказа «добровольно»  ограничить экспорт, который наносит  ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение  экспорта (voluntary export restraint — VER) — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров  по торговле ограничить или, по крайней  мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного  или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной  торговли и промышленности. Осуществление  этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так  и внутренней политики государства.

Направленность целей  таможенного регулирования на защиту российского рынка товаров и  на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой  российского государства. Как составная  часть внешней политики государства, таможенное регулирование России призвано, таким образом, реализовывать внешнеэкономические  интересы государства, чтобы не только защищать национальную экономику от развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с  целью оживления, оздоровления и  последующего подъема.

Формирование таможенного  регулирования любого государства  предполагает наличие двух важных методов  его достижения - это протекционизм  и фритредерство.

Протекционизм - это меры, направленные на защиту собственной  промышленности, сельского хозяйства  от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие  таможенные тарифы и ограничение  импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет  всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации  каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному  международному разделению труда и  удовлетворению потребностей рынка.

Протекционизм и фритредерство  имеют свою российскую историю. Линия  протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы  всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время  как товары, производство которых  в России было освоено, или уже  налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко  возникали и фритредерские тенденции  в таможенном регулировании России, хотя в основном это происходило  под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений  чисто экономического характера. (11)

К сожалению, этот опыт слабо  относится к современной российской таможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости  от кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке  импортных промышленных и продовольственных  товаров таможенная политика не в  состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.

Административные инструменты  регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в  условиях самостоятельного осуществления  большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового  дефицита и выровнять торговый и  платежный балансы, более рационально  распорядиться иностранной валютой  при острой ее нехватке для покупки  за рубежом наиболее необходимых  стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного  долга. Кроме того, эти инструменты  позволяют получать уступки в  области ограничений импорта  на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в  странах - торговых партнерах России. (6, с. 263)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
    1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ

При осуществлении  внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

Таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса Таможенного союза и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативно-правовых актов, являющихся источниками таможенного права, является традиционной: Конституция РФ, законы и подзаконные акты.

Таможенно-тарифное регулирование относится к экономико-финансовому  разделу таможенного дела.

Круг общественных отношений, названный в Конституции  РФ «таможенное регулирование», включает в себя совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Согласно законодательству государственное регулирование  ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.

Система мер таможенного и нетарифного регулирования  ВЭД регламентируется ФЗ от 26 ноября 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Следующим звеном правового регулирования в рассматриваемой  сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. За последние годы на этом уровне принято большое количество решений, связанных с практическим использованием таможенно-тарифных мер, в том числе определяющих правовые основания в деятельности таможенных органов.

Главное внимание в деятельности таможни уделяется  в первую очередь на практическую реализацию функций таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС.

Информация о работе Тарифные методы регулирования внешней торговли и пути их развития в России