Тарифные методы регулирования внешней торговли и пути их развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования и все виды таможенных пошлин (или их отсутствие), который являются следствием процесса регулирования.
Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
Цель состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах, а также выявить предпосылки возникновения международных таможенных союзов.егулирования внешней торговли и пути их развития в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ…………………………………5
Цели и функции регулирования……………………………………….5
Методы и подходы регулирования……………………………………7
ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………...16
2.1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ………………………………………………………………...16
2.2. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды………………………………………………………………………………….20
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.39 Кб (Скачать)

Таким образом, таможенное законодательство  регулирует отношения:

  • в области таможенного дела;
  • по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • возникающие в процессе таможенного декларирования;
  • возникающие в процессе таможенного контроля;
  • возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
  • по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

  • определение страны прохождения товара;
  • определение таможенной стоимости товара;
  • определение таможенных платежей.

Принятие решений  по таможенно-тарифному регулированию  ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы. (6, с. 392)

Документами, подтверждающими  происхождение товаров из данной страны, являются: (4)

а) декларация о происхождении  товара - документ, составленный в произвольной форме, в котором указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара (ст. 60 ТК ТС). В качестве такой декларации могут быть представлены коммерческие и другие документы, относящиеся к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаром;

б) сертификат о  происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный компетентными органами или организациями данной страны вывоза (если в стране вывоза сертификат выдается на основе, полученных из страны происхождения товара) (ст. 61 ТК ТС).

Как правило, в международной  практике сертификаты происхождения  выдаются неправительственными организациями  и учреждениями.

Сертификат может  быть выдан органами и организациями, уполномоченными на это Правительством РФ.

Выдавший сертификат орган обязан хранить его копию  и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров.

Особое место  института страны происхождения  товара в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что при решении вопроса о таможенных тарифах именно она оказывает определяющее влияние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины.

Следующей операцией  правового регулирования в рассматриваемой  сфере является таможенная стоимость  товаров.

Система определения  таможенной стоимости включает в себя: комплекс по таможенной стоимости ВТО/ГАТТ;

  • соглашение по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров;
  • ФЗ «О таможенном тарифе»;
  • методические положения ФТС России по практическому применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ТС;
  • организационно-правовые вопросы взаимодействия таможенных органов и декларантов в ходе их решения.

Объектом обложения  таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. (4)

Таможенное законодательство исходит из того, что процедура  принятия решений при контроле таможенной стоимости должна проводиться в возможно короткие сроки с целью недопущения необоснованной задержки выпуска товаров. Таким образом, в вопросе организации контроля таможенной стоимости законодательство обеспечивает баланс интересов государства в лице таможенных органов и декларантов, защищенных от административных «проволочек» на данной таможенно-программной операции. (6, с. 375)

Принятие решений  по таможенным платежам является заключительной таможенно-программной операцией. Без четкой организации и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования.

В механизме таможенно-тарифного  регулирования важнейшая роль отводится  Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.

    1. Таможенная пошлина: правовая и экономическая природы, функции и виды

В рыночной экономике  государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Классическим  инструментом регулирования внешней  торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. (11)

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяется в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН. (12)

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении 
товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций. (12)

Единый таможенный тариф Таможенного союза представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД ТС. Порядок формирования и применения таможенного тарифа ТС установлен ФЗ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в ТС;
  • поддержание  рационального  соотношения  вывоза и  ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории ТС;
  • защита экономики государств – членов ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции государств – членов ТС в мировую экономику. (1)

В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно -планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является, по сути, единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих  пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.

Учитывая, что  практически не разработаны научные  модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей» на изменение тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль Министерства промышленности и торговли и таможенных органов трудно переоценить. Таможенное и налоговое ведомства должны найти золотую середину: может быть, в каких-то случаях лучше не добрать на таможне, но взять эти деньги на внутренних налогах или, если какая-то отрасль не работоспособна совсем, максимально форсировать объем ввоза данного товара. Но при этом нельзя забывать, что есть товары стратегического значения - продовольствие, лекарства и т.д. Так можно привести пример, когда возникла проблема с сывороткой от туберкулеза. Наши предприятия стали закрываться, а сыворотка закупалась во Франции. И когда у нас осталось только одно производство, французские производители в несколько раз подняли цену. Хорошо, что это последнее предприятие смогли восстановить. Еще одна проблема: таможенные органы должны увязывать свою позицию с МВФ, который требует максимальной либерализации внешней торговли. МВФ настаивает, чтобы мы отказались от комбинированных ставок, считая это определенным ограничением. Так что Россия меж двух огней: с одной стороны, необходимо обеспечивать сбор платежей с максимальной полнотой, с другой - учитывать требования МВФ, поэтому при любом изменении таможенного тарифа должны приниматься сбалансированные решения. (6, с. 322)

С учетом вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

  1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.
  2. Защита отечественного рынка и  создание  возможностей  для развития национального производства.
  3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие 
    конкуренции.
  4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров государств – членов ТС.
  5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что  при разработке мер таможенно-тарифного  регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов.

В международной  таможенной практике это - основа таможенных тарифов и статистики, мировой стандарт классификации товаров. На этой основе появится возможность усовершенствовать процедуру взимания   Таможенных   платежей   путем усиления контроля за определением страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Как известно, Таможенный союз – это соглашение государств об упразднении таможенных пошлин и  границ между ними и введении единого  таможенного тарифа для других государств. Основной целью Таможенного союза  заявлен существенный рост экономики  стран–участниц. Президент Казахстана Н. Назарбаев, ссылаясь на данные экспертов, заявил, что Таможенный союз позволит трём странам к 2015 году увеличить  ВВП на 15%. Предполагается, что за счет увеличения рынка, установления общих  правил ведения бизнеса, страны-участницы  получат дополнительный прирост  ВВП на 1-2% в год, и заработают более $400 млрд. Если же членом этого союза  станет Украина, то возникнет общее  экономическое пространство, простирающееся от ЕС до Китая, и объединяющее население  стран-участниц общей численностью в 213 миллионов человек.

На первый взгляд, оснований  для оптимизма более чем достаточно. С его образованием создается  общий рынок почти в 180 млн. человек, с совокупным ВВП в $2 триллиона, и  товарооборотом в $900 млрд. Страны-участницы  Таможенного союза составляют почти 83% экономического потенциала бывшего  СССР. (8, с.5)

Информация о работе Тарифные методы регулирования внешней торговли и пути их развития в России