Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Теневая экономика в современной России.
1.1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления. ____ - 4
1.2. Механизм функционирования теневой экономики. ________________ -9
1.3. Развитие теневой экономики в советском обществе и современной
России. ____________________________________________________ - 16
Глава 2. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению
экономической безопасности государства.
2.1. Экономическая безопасность государства и механизм
государственного регулирования экономики. ____________________ -22
2.2. Фунции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности
государства. _____________________________________ -40
2.3. Таможенные органы как органы государственного регулирования и
контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. ____________ -46
2.4. Правоохранительная деятельность таможенных органов. _________-58
2.5. Внешнеэкономическая деятельность
Томской области и Западной Сибири. ___________________________ -72
Заключение. ______________________________________________________ -78
Список использованной литературы. _______________________________ -83

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 202.86 Кб (Скачать)

вооружения и военной  техники»;

-         статья 190 «Невозвращение на территорию  Российской Федерации

предметов художественного, исторического и археологического достояния народов

Российской Федерации  и зарубежных стран»;

-         статья 193 «Невозвращение из-за границы  средств в иностранной валюте»;

-         статья 194 «Уклонение от уплаты  таможенных платежей».

Дознание в уголовном  процессе выступает как форма  предварительного

расследования уголовных  дел. По тяжким преступлениям оно нередко

предшествует предварительному следствию и выполняет роль важного  уголовно-

процессуального инструмента, обеспечивающего предупреждение и  пресечение

преступлений, сбор доказательств  по делу.

Таможенные органы как  органы дознания, возбудив уголовное дело в пределах своей

компетенции, имеют право (и обязаны) по "горячим" следам преступления провести

неотложные следственные действия, к которым согласно ÷.1 ст. 119 УПК

РСФСР относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос

подозреваемых, допрос свидетелей и потерпевших.

Принятый Таможенный кодекс РФ, используя фундаментальные положения

административного права и его принципы, определяет основные правила

таможенных процедур, существенно  меняет регулирование вопросов о субъектах

ответственности (введена  ответственность юридического лица, двусубъектность

ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает

ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении

нескольких нарушений  таможенных правил и многие другие положения.

В ст.230 ТК РФ впервые дается развернутое определение понятия «нарушение

таможенных правил».

Согласно названной статье, нарушением таможенных правил признается

противоправное действие, либо бездействие лица, посягающего  на установленный

ТК РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства

Российской Федерации  по таможенному делу и международными договорами

Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные

органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение

таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и

транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской

Федерации, обложения таможенными  платежами и их уплаты, предоставления

таможенных льгот и  пользования ими, за которое настоящим  Кодексом

предусмотрена ответственность.

Приведенная формулировка перечисляет  в общем виде законодательные акты,

определяющие правовые основы таможенного дела, а также объекты  противоправных

посягательств.

Из данного сложного понятия  следует, что нарушениями таможенных правил

признаются:

1) действие или бездействие  лица, посягающего на таможенный контроль,

установленный Кодексом, Законом  РФ "О таможенном тарифе", другими

законодательными актами и международными договорами;

2) действие или бездействие  лица, посягающего на порядок  перемещения (включая

применение таможенных режимов) через таможенную границу РФ товаров  и

транспортных средств;

3) действие или бездействие  лица, посягающего на порядок  таможенного контроля

и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через

.таможенную границу Российской  Федерации;

4) действие или бездействие  лица, посягающего на порядок  обложения

таможенными платежами и  уплаты их, предоставления таможенных льгот и

пользования ими.

Каждая группа перечисленных  таможенных правонарушений в отдельности  или в

совокупности друг с другом при наличии других признаков  образуют

соответствующие составы  нарушений таможенных правил.

Субъектами ответственности  за нарушения таможенных правил могут быть как

российские, так и иностранные:

- предприятия, учреждения, организации; лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица (т.е.

субъекты, объединяемые родовым  обозначением "юридическое лицо");

- физические лица (по достижении  ими к моменту совершения правонарушения

шестнадцатилетнего возраста);

- должностные лица (если  в их служебные обязанности  в момент совершения ими

правонарушения входило  обеспечение выполнения требований актов

законодательства Российской Федерации по таможенному делу и  международных

договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых  возложен на

таможенные органы Российской Федерации).

Говоря о субъектах  ответственности, необходимо отметить, что Таможенный

кодекс предусматривает  две особенности, ранее неизвестные  таможенному праву:

1. Двусубьектность ответственности, при которой за совершение

одного таможенного правонарушения допускается привлечение юридических лиц - к

административной ответственности и физических лиц - к административной или

уголовной ответственности.

Например, если при перемещении  недекларированного груза, абстрактного

акционерного общества, таможня  выяснит, что недекларирование произошло по

вине конкретного сотрудника этого юридического лица, уполномоченного в силу

служебных обязанностей или  поручения на совершение данной процедуры, то

наряду с привлечением к административной ответственности сотрудника

юридического лица по ст. 288 ТК РФ (невыполнение должностными лицами

требований, действующих  в таможенном деле), допустившего нарушение, должно

быть привлечено к ответственности также юридическое лицо по ч.1 ст.279 ТК.

РФ (недекларирование или  недостоверное декларирование товаров). Наличие

конкретного виновника не лишает таможенный орган права на возбуждение

административного преследования  против юридического лица.

В то же время, если имеются  основания для возбуждения уголовного дела в

отношении конкретного должностного лица или работника юридического лица по

признакам ст.194 УК РФ (уклонение  от уплаты таможенных платежей), данное

обстоятельство не освобождает  само юридическое лицо от административной

ответственности за нарушение  таможенных правил.

Двусубъектность ответственности  предполагается на практике только в  так

называемом торговом обороте.

2. Юридические лица в  отличие от физических и должностных  лиц, которые могут

быть привлечены к ответственности  за нарушение таможенных правил только при

наличии умышленной или неосторожной вины, привлекаются к ответственности

только при наличии признаков объективной стороны. Субъективная сторона здесь

роли не играет и, следовательно, доказыванию в процессе производства по делу

о нарушении таможенных правил не подлежит.

Единственным обстоятельством, исключающим ответственность юридического лица,

является совершение нарушения  таможенных правил вследствие действий

непреодолимой силы.

За совершение нарушений  таможенных правил законодатель предусмотрел следующие

виды взысканий, перечень которых дается в ст.242 ТК РФ и  охарактеризованных в

других статьях ТК РФ:

1. Предупреждение.

Как мера ответственности  за нарушение таможенных правил предупреждение

выносится в письменной форме, о чем составляется постановление по делу.

2. Штраф (ст.243 ТК РФ).

- исчисляемый применительно  к размеру минимальной месячной  оплаты труда, под

которой понимается установленная  законом минимальная месячная оплата труда на

день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить - на

день обнаружения правонарушения;

-         исчисляемый, исходя из стоимости  товаров и транспортных средств,

в виде их свободной (рыночной) цены на день обнаружения правонарушения.

     3.            Отзыв лицензии или квалификационного аттестата.

Данный вид взыскания  имеет специфических субъектов  и может применяться к:

-         владельцам таможенных складов,  магазинов беспошлинной торговли,

свободных складов, складов  временного хранения;

-         таможенным брокерам, таможенным  перевозчикам;

-         специалистам по таможенному  оформлению.

4. Конфискация товаров  и транспортных средств, являющихся

непосредственными объектами  нарушения таможенных правил, товаров  и транспортных

средств со специально изготовленными тайниками, использованными для

перемещения через таможенную границу Российской Федерации с  сокрытием

предметов, являющихся непосредственными  объектами нарушения таможенных правил.

5. Взыскание стоимости  товаров и транспортных средств,  являющихся

непосредственными объектами  нарушения таможенных правил, товаров и

транспортных средств  со специально изготовленными тайниками, использованными

для перемещения через  таможенную границу Российской Федерации  с сокрытием

предметов, являющихся непосредственными  объектами нарушения таможенных

правил.

6. Конфискация транспортных  средств, на которых перевозились  товары,

являющиеся непосредственными  объектами нарушения таможенных правил.

Ныне действующий Таможенный кодекс РФ установил 40 видов нарушений  таможенных

правил. Отметим только самые  распространенные из них:

Ст.250 «Не уведомление при  ввозе товаров о пересечении  таможенной границы РФ»;

Ст.252 «Непринятие мер в  случае аварии или действия непреодолимой  силы»;

Ст.254 «Выдача без разрешения таможенного органа РФ, утрата или  не

доставление в таможенный орган РФ товаров, транспортных средств  и документов

на них»;

Ст.259 «Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, в

отношении которых таможенное оформление не завершено, изменение  их состояния,

пользование и распоряжение ими»;

Ст.260 «Грузовые и иные операции, проводимые без разрешения таможенных

органов РФ»;

Ст.262 «Нарушение порядка  декларирования товаров и транспортных средств»;

Ст.263 «Нарушение сроков представления  таможенному органу РФ таможенной

декларации, документов и  дополнительных сведений»;

Ст.267 «Нарушение порядка  помещения товаров на хранение, их хранения и

проведения операций с  ними»;

Ст.271 «Невывоз за пределы  таможенной территории РФ либо невозвращение  на эту

территорию товаров и  транспортных средств»;

Ст.274 «Несоблюдение порядка  применения мер экономической политики и других

ограничений при перемещении  товаров через таможенную границу  РФ»;

Ст.276 «Перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу

РФ помимо таможенного  контроля»;

Ст.277 «Сокрытие от таможенного  контроля товаров, перемещаемых через

таможенную границу РФ»;

Ст.278 «Перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу с

обманным использованием документов или средств идентификации»;

Ст.279 «Недекларирование или  недостоверное декларирование товаров  и

транспортных средств»;

Ст.282 «Действия направленные на неправомерное освобождение от таможенных

платежей или их занижение»;

Ст.284 «Нарушение сроков уплаты таможенных платежей».

В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним из

распространенных видов  преступной деятельности, наносящих существенный ущерб

экономическим и политическим интересам Российской Федерации.

Среди них наиболее опасным  преступлением выступает контрабанда.

Контрабандные операции в  последнее время стали совершаться  преимущественно

организованными преступными  группами. По данным ООН, в преступном бизнесе в

России участвуют 3млн. человек, 5700 криминальных группировок, 200 из которых

хорошо организованы. Трудность  борьбы с мафиозными группировками  состоит в

том, что они пронизывают  все государственные структуры. В секретном отчете

ЦРУ за 1994г. говорится, что 10 из 25 крупнейших российских банков связаны  с

организованной преступностью. Государству наносится колоссальный ущерб

крупномасштабными незаконными экспортными операциями по вывозу сырья,

энергоносителей, стратегических материалов. Все более распространенный и

опасный характер приобретает  контрабанда оружия, боеприпасов, наркотиков,

которые в больших количествах  ввозятся в Россию, существенно обостряя

криминогенную обстановку. Имеют место факты противоправного вывоза за рубеж

радиоактивных материалов. Значительный ущерб причиняет России вывоз  валютных

ценностей, предметов художественного, исторического и археологического

достояния народов Российской Федерации. Большой экономический  ущерб России

наносят противоправные операции по вывозу из Российской Федерации  иностранной

валюты и ввозу фальшивых  валютных купюр иностранного происхождения. Стали

многочисленными факты ввоза из-за рубежа некачественных продуктов питания и

лекарственных препаратов, употребление которых представляет угрозу для  жизни

и здоровья граждан.

Как отмечалось на Международной  конференции по проблемам отмывания

криминальных денег, проходившей  в США в 1995г., доходы преступного  мира

составляют сегодня 750 млрд. долларов в год, в 150 млрд. долларов оцениваются

ежегодные обороты российских «грязных» денег, что составляет 15-20% всего

Информация о работе Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов