Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Теневая экономика в современной России.
1.1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления. ____ - 4
1.2. Механизм функционирования теневой экономики. ________________ -9
1.3. Развитие теневой экономики в советском обществе и современной
России. ____________________________________________________ - 16
Глава 2. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению
экономической безопасности государства.
2.1. Экономическая безопасность государства и механизм
государственного регулирования экономики. ____________________ -22
2.2. Фунции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности
государства. _____________________________________ -40
2.3. Таможенные органы как органы государственного регулирования и
контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. ____________ -46
2.4. Правоохранительная деятельность таможенных органов. _________-58
2.5. Внешнеэкономическая деятельность
Томской области и Западной Сибири. ___________________________ -72
Заключение. ______________________________________________________ -78
Список использованной литературы. _______________________________ -83

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 202.86 Кб (Скачать)

употребляться в различных  целях, в различных сочетаниях и  с разной

интенсивностью. В зависимости  от характера целей будет меняться место того

или иного инструмента  в арсенале средств государственного регулирования

экономики в конкретный период.

     2.2.      Функции таможенных органов по обеспечению экономической

                          безопасности государства.                         

Важнейшая роль в деле обеспечения  экономических  интересов  государства

принадлежит  таможенной  службе – одному из важнейших элементов  рыночной

инфраструктуры. Участвуя в  регулировании внешнеторгового  оборота, и

осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет

государственный бюджет и  тем самым  способствует  решению  экономических

проблем.

Путем разумных протекционистских  мер, таможенная служба  оберегает

национальную промышленность.

В новых рыночных условиях,  когда российская  экономика  стала  «открытой»,

а  государственные  границы  «прозрачными» или во многих местах «размытыми»,

гораздо более сложной  и масштабной, чем раньше, стала  проблема экономической

безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной  ответственности таможенной службы является сфера

внешнеэкономической деятельности государства.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации «О  неотложных мерах

по организации таможенного  контроля в Российской Федерации» и  Постановлением

Правительства Российской Федерации  «О неотложных мерах  по усилению

таможенного контроля на Государственной  границе Российской Федерации»,

Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои

усилия на решении таких  задач, как:

- создание таможенной  инфраструктуры, способной обеспечить  выполнение главной

задачи,  поставленной перед  таможенной службой;

- обеспечение экономической  основы суверенитета и государственной

безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение федерального  бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых

видов налогов;

- участие в осуществлении  таможенно-банковского валютного  контроля, в первую

очередь за своевременной  полной репатриации платежей, причитающихся

российским экспортерам  за экспортированные ими товары;

- формирование, ведение и  представление (официальной публикации) таможенной

статистики внешней торговли России;

- создание правовой законодательной  базы, обеспечивающей деятельность

таможенной службы.

Российская таможенная служба была вновь создана в 1991г., после  распада СССР.

За прошедшие годы удалось  многое изменить в таможенном законодательстве,

подготовить и принять  такие основополагающие  для  таможенного дела

документы,  как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон  Российской

Федерации о " Таможенном тарифе ".

Нормы и положения,  содержащиеся в этих документах, соответствуют  мировым.

Следовательно, создана  правовая основа для деятельности российской

таможенной службы, выработки  механизмов осуществления внешнеэкономической

деятельности,  интегрирования России в мировое хозяйство,  ее участие в

развитии международной  производственной кооперации.

Возросла роль  Государственного  таможенного  комитета России как  ведомства,

активно участвующего в разработке таможенной политики Российского

государства.  Внедрение  новых технологий взимания таможенных платежей,

обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация  контроля,

за  их  поступлением в  полном объеме в федеральный бюджет, позволили добиться

весомых экономических результатов.

В 1996 году вклад российского  таможенного ведомства в федеральный  бюджет

составил 29 млрд. рублей, в 1997г. - 32 млрд. рублей, в 1998г. – около

35млрд. рублей, то есть  практически каждый третий рубль  попадает в

государственный бюджет от таможенного  ведомства.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15

региональных таможенных управлений (в 1991 г. было 2), 150 таможен (в 1991 г.

- 84),  503 таможенных поста  (было 122).  Сегодня таможенная  служба России -

это 53800 сотрудников (было 8288 ).

Такая система  таможенных  органов  позволяет  осуществлять  свои функции на

всей территории России. В  соответствии со статьей 10 Таможенного  кодекса РФ

таможенные органы выполняют  следующие основные функции:

1.                  участвуют в разработке таможенной  политики РФ и реализуют

эту политику;

2.                  обеспечивают соблюдение законодательства; принимают меры

по защите прав и интересов  граждан, предприятий, учреждений и  организаций при

осуществлении таможенного  дела;

3.                  обеспечивают в пределах своей

компетенции экономическую  безопасность Российской Федерации, являющуюся

экономической основой суверенитета Российской Федерации;

4.                  защищают экономические интересы Российской Федерации;

5.                  применяют средства таможенного  регулирования торгово-

экономических отношений;

6.                  взимают таможенные пошлины, налоги  и иные таможенные

платежи;

7.                  участвуют в разработке мер

экономической политики перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют

эти меры;

8.                  обеспечивают соблюдение разрешительного  порядка

перемещения товаров через  таможенную границу РФ;

     9.                  ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных

правил и налогового законодательства, пресекают незаконный оборот через

таможенную границу  наркотических средств, оружия, предметов  художественного,

исторического и  археологического достояния народов  РФ и зарубежных стран,

объектов интеллектуальной собственности, видов животных и  растений, находящихся

под угрозой исчезновения, других товаров, а также оказывают  содействие в борьбе

с международным  терроризмом и пресечении незаконного  вмешательства в аэропортах

РФ в деятельность международной гражданской авиации;

10.              осуществляют и совершенствуют  таможенный контроль и

таможенное оформление, создают  условия, способствующие ускорению

товарооборота через таможенную границу РФ;

11.              ведут таможенную статистику  внешней торговли и специальную

таможенную статистику;

12.              ведут Товарную номенклатуру  внешнеэкономической деятельности;

13.              содействуют развитию внешнеэкономических  связей субъектов

Российской Федерации, а  также предприятий, учреждений, организаций  и граждан;

14.              содействуют осуществлению мер по защите

государственной безопасности, общественного порядка, нравственности

населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране

окружающей среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

15.              осуществляют контроль, за вывозом  стратегических и других

жизненно важных для интересов  России материалов;

16.              осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

17.              обеспечивают выполнение международных  обязательств РФ,

участвуют в разработке международных  договоров РФ, осуществляют

сотрудничество с таможенными  и иными компетентными органами иностранных

государств, международными организациями, занимающимися вопросами  таможенного

дела;

18.              проводят научно-исследовательские  работы и консультирование

в области таможенного  дела;

19.              обеспечивают в установленном  порядке информацией по

таможенным вопросам Президента РФ, Государственную думу РФ, Правительство  РФ

и иные государственные органы, предприятия, учреждения и граждан;

20.              реализуют единую финансово-хозяйственную  политику, развивают

материально-техническую  и социальную базу таможенных органов.

Приоритетными направлениями  деятельности таможенной  службы  России, как  это

определено в разработанной  и ныне действующей программе, были и остаются:

осуществление фискальной и  правоохранительной  функций, совершенствование

технологий таможенного  оформления и таможенного контроля, обеспечение

экономической безопасности государства и защита его экономических  интересов.

В укреплении экономической  безопасности Российской Федерации  принимают

участие все органы государственной  власти, это одна из их конституционных

функций. В компетенцию  таможенных органов входят такие  вопросы экономической

безопасности России, как  борьба с контрабандой, незаконными  валютными

операциями, нарушениями  таможенных правил, наполнение федерального бюджета и

осуществление мер государственного регулирования по защите экономических

интересов государства и  российских участников внешнеэкономической

деятельности.

     Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической

безопасности государства, состоит в таком воздействии  на всех участников

общественных отношений, которое побуждает их соблюдать  установленные

таможенно-правовые нормы.

Экономическая безопасность государства, его экономические  интересы и их

защита имеют различные  аспекты: существуют, например, внутри- и

внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут

быть связаны с развитием  промышленного и агропромышленного  комплекса,

транспорта и связи  и т.п. Понятно, что таможенные органы призваны имеющимися

средствами, и присущими  им методами, защищать и охранять названные  и

вытекающие из них более  конкретные интересы государства в  целом, регионов,

предприятий и хозяйственных  организаций.

Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую

безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на

две группы:

1.         Средства правового регулирования и методы

правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют

правовое принуждение, санкции, меры защиты, в соответствии с действующим

законодательством, пользуясь  властными полномочиями, позволяющими пресекать

попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу

правоохранительной  деятельности таможенных органов.

2.         Средства и методы экономического регулирования

внешнеторговых отношений. К ним относится: тарифное регулирование (таможенные

платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный

контроль, методы определения  страны происхождения товаров и  др.) и нетарифное

регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление

ограничений на ввоз и вывоз  товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие

ограничения).

Т.е. таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью

обеспечения экономической  безопасности, включает в себя целый  комплекс

правовых, экономических, организационных  и иных мероприятий и программ,

применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов  государства,

оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности  торгово-

экономических отношений, стимулировать  развитие отечественной экономики  и

оградить эту экономику  от проникновения извне разрушающих  ее деструктивных

элементов.

В следующих разделах дипломной  работы мы более подробно остановимся  на

средствах и методах государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности и правоохранительной деятельности таможенных органов.

     2.3.    Таможенные органы как органы государственного регулирования и

             контроля в сфере внешнеэкономической  деятельности.            

Одним из основных элементов  проводимой в стране экономической  реформы,

предусматривающей переход  от административных методов управления к

экономическим, является изменение  роли государственного регулирования  внешней

торговли.

Эффективно действующий  механизм таможенного тарифного  и нетарифного

регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией  активной

и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными  органами

задач по обеспечению экономической  безопасности Российской Федерации, защите

ее экономических интересов.

Рассмотрим сначала тарифные средства и меры государственного

регулирования внешнеэкономической  деятельности. К таким средствам  следует

отнести сам таможенный тариф, а также, методы определения и  контроля таможенной

стоимости товаров, страны происхождения  товаров, порядок уплаты таможенных

платежей и предоставления тарифных льгот.

     Таможенный тариф – наиболее распространенный инструмент государственного

регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Среди основных функций таможенного  тарифа особо выделяются протекционистская

и фискальная функции.

Информация о работе Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов