Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Теневая экономика в современной России.
1.1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления. ____ - 4
1.2. Механизм функционирования теневой экономики. ________________ -9
1.3. Развитие теневой экономики в советском обществе и современной
России. ____________________________________________________ - 16
Глава 2. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению
экономической безопасности государства.
2.1. Экономическая безопасность государства и механизм
государственного регулирования экономики. ____________________ -22
2.2. Фунции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности
государства. _____________________________________ -40
2.3. Таможенные органы как органы государственного регулирования и
контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. ____________ -46
2.4. Правоохранительная деятельность таможенных органов. _________-58
2.5. Внешнеэкономическая деятельность
Томской области и Западной Сибири. ___________________________ -72
Заключение. ______________________________________________________ -78
Список использованной литературы. _______________________________ -83

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 202.86 Кб (Скачать)

правлениях государственных  железных дорог, почт и телеграфа  и др.

Другая группа государственно-частных  органов хозяйственного регулирования - это

советы по сферам деятельности, например, научно-технический,

военно-промышленный, по региональной политике, по внутренним водным путям

сообщений, по профессиональному  образованию. В отличие от отраслевых советов в

них входят наряду с сотрудниками правительственных органов и  экспертами

представители самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений

инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся  к

принципиальной ориентации государственной экономической  политики, к

направлениям расходования средств из бюджета и различных  фондов. Это 

четвертая линия связи между носителями экономических интересов и

государственным регулированием экономики: носители (в данном случае

заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при

государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка

интересов частного хозяйства  с интересами других социальных, профессиональных,

общественных (например, экологических) групп.

Существуют многочисленные возможности воздействия носителей  и выразителей

хозяйственных интересов  на государственную экономическую  политику: через

органы массовой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей,

обращения в суды - от местных  до международных, кампания гражданского

неповиновения и т. д.

     Обратная связь между государственным регулированием экономики и

носителями хозяйственных  интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется  в

темпах роста, улучшения  структуры хозяйства, росте занятости, здоровом

платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в

показателях, не всегда поддающихся  точному количественному измерению: в

уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные

выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами

массовой информации, состояние  окружающей среды, качество жизни в  городах.

В-третьих, носители хозяйственных  интересов прямо и через свои объединения

поддерживают или не поддерживают правительство. Потеря доверия избирателей  и

объединений хозяйственных  интересов к правящей партии или  партиям - это

главная линия обратной связи  между государственной экономической  политикой и

носителями хозяйственных  интересов.

Но, это была идеальная  картина зависимости государственного регулирования

экономики от экономических  интересов, механизм этой зависимости  и обратной

связи. В реальной жизни, как  уже отмечалось в первой главе  данной работы,

наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба между отдельными

группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое

распространение получил  лоббизм, известны факты коррупции  в органах

государственной экономической  политики. Однако механизм государственного

регулирования экономики  должен функционировать все-таки не по отклонениям, а

по правилам.

     Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли,

регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни

страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые

автоматически или разрешаемые  в отдаленном будущем, в то время  как снятие этих

проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и

поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

·      экономический  цикл;

·      секторальная, отраслевая и региональная структура  хозяйства;

·      условия  накопления капитала;

·      занятость;

·      денежное обращение;

·      платежный  баланс;

·      цены

·      НИОКР (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы,

имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

·      условия  конкуренции;

·      социальные отношения, включая отношения между  работодателями и

работающими по найму, а также  социальное обеспечение;

·      подготовка и переподготовка кадров;

·      окружающая среда;

·      внешнеэкономические  связи.

Очевидно, перечисляемые  объекты могут носить совершенно различный характер,

они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление

капитала в масштабах  страны, отдельные отрасли, территориальные  комплексы и

даже отношения между  субъектами - условия конкуренции, отношения  между

профсоюзами и объединениями  предпринимателей, между государственными

регулирующими органами.

     Генеральной целью государственного регулирования экономики является

экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего  строя внутри

страны и за рубежом, адаптация  к его изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых

опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная

цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны  с

объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание

экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический  цикл;

улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.

Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам  и , во-

вторых находятся в  тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть

поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно

представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных  условий

накопления капитала, без  выравнивания конъюнктуры, совершенствования

отраслевой структуры  экономики, стабильного денежного  обращения.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может  оказаться

временно более важной и подчинить себе другие в зависимости  от реальной

хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации

субъектами государственного регулирования экономики и от установленной

правительственными органами на данный отрезок времени системы  приоритетов

целей. Любая из вышеназванных  целей может служить, содействовать  или

препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей

могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях

кризиса первичной целью  становится выход из кризиса в  узком конкретном смысле

- оживление конъюнктуры.  Все остальные цели подчиняются  ей.

     Средства государственного регулирования подразделяются на

административные и экономические.

     Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимула или  опасностью финансового ущерба. Они  базируются на силе

государственной власти и  включают в себя меры запрета, разрешения и

принуждения.

     Экономические средства государственного регулирования подразделяются на

средства денежно-кредитной  и бюджетной политики.

Основные экономические  средства - это:

1)  регулирование учетной  ставки (дисконтная политика, осуществляемая

центральным банком);

2)  установление и изменение  размеров минимальных резервов, которые

финансовые институты  страны обязаны хранить в центральном  банке;

3)  операции государственных  учреждений на рынке ценных  бумаг, такие как

эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и погашение.

Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется средствами

бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план

государственных расходов и  источников доходов их финансового  покрытия.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий

соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических

интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического,

социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных  расходах занимают социальные статьи: специальные

пособия, образование, здравоохранение  и др. В этом проявляется главная  цель

бюджетной политики, как и  всей государственной экономической  политики вообще

- стабилизация, укрепление  и приспособление существующего  социально-

экономического строя  к меняющимся условиям. Эти расходы  призваны смягчить

дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному  характеру.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью  бюджетных

расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых  сумм; во-

вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности  использования

каждой единицы расходуемых  средств.

Главным инструментом мобилизации  финансовых средств для покрытия государственных

расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия

на деятельность субъектов  хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная

роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование  при помощи налогов

зависит в решающей степени  от выбора налоговой системы, а также  от видов и

размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном  регулировании экономики играют двоякую роль: с одной

стороны, это главный источник финансирования государственных расходов,

материальная основа бюджетной  политики, с другой стороны, это инструмент

регулирования. Задача государственных  бюджетных органов - не просто обложить

налогами те или иные источники  поступления средств, а создать  тонко

настраиваемый механизм воздействия  на хозяйственное поведение юридических  и

физических лиц. Для этого  используются временно или селективно

предоставляемые налоговые  скидки, отсрочка уплаты налогов.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени  в 

государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном

регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом

воздействия на частное хозяйство.

Значительная  часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в

большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия

в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие  инвестиции, а

оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как

правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это  пакеты акций

смешанных частно-государственных  компаний. Активно используется

государственный сектор как  средство государственного регулирования  экономики.

Так, в условиях ухудшения  конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные

капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как

правило, растут. Таким образом  правительственные органы стремятся

противодействовать спаду  производства и росту безработицы. В целом

государственный сектор служит дополнением частного хозяйства  там и такой

мере, где и насколько  мотивация для частного капитала оказывается

недостаточной. В результате государственный сектор должен служить  повышению

эффективности народного  хозяйства в целом и является одним из инструментов

перераспределения валового внутреннего продукта (валовый внутренний продукт -

это совокупная стоимость  продукции сферы материального  производства и сферы

услуг).

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования  экономики,

имеющими внутриэкономическую  направленность, существует арсенал средств

внешнеэкономического  регулирования.

Практически все рычаги воздействия  на процесс воспроизводства внутри страны

оказывают существенное влияние  на внешнеэкономические связи: изменение

учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в

основной капитал и  др.

Однако имеются и специальные  инструменты непосредственного  воздействия на

хозяйственные связи с  заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования

экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного

опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и  инвестиций

за рубежом, введение или  отмена количественных ограничений, изменение  пошлины

во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению  доступа иностранного

капитала в экономику  страны, изменение условий его  функционирования,

качественная селекция (с  точки зрения отраслевой направленности и

технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение  в

страну иностранной рабочей  силы, участие в международных  экономических

организациях, интеграционных государственных объединениях.

Более подробно на механизмах государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности мы остановимся в последующем изложении

темы данной дипломной  работы.

Итак, отдельные инструменты  государственной экономической  политики могут

Информация о работе Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов