Теоретические основы и становление валютной политики и валютного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Проводимые в России экономические реформы вызвали необходимость выработки новых подходов к государственному управлению в сфере обращения иностранной валюты. Постепенно происходит переход от прямого к косвенному управленческому воздействию. Вместо непосредственного управления объектами преимущественно осуществляется управление процессами в сфере обращения иностранной валюты. Меняются и функции управления, среди которых возрастает удельный вес финансово-кредитных способов прогнозирования, стимулирования. Наблюдается сужение круга непосредственно управляемых объектов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы и становление валютной политики и валютного регулирования
1.1. Становление системы валютного регулирования в России
1.2. Нормативно – правовые и информационные основы валютного регулирования и валютного контроля
Глава 2. Современное состояние и проблемы валютной политики и валютного регулирования
2.1. Методы, инструменты, принципы валютного регулирования и валютного контроля
2.2. Современная валютная политика Российской Федерации и валютное регулирование
2.3. Анализ и современные проблемы системы валютного регулирования и валютного контроля в России
2.3. Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 60.41 Кб (Скачать)

      В установленный  Законом перечень документов, содержащих  информацию, необходимую для осуществления  валютного контроля, входят:

         • документы, удостоверяющие  личность физического лица;

         • документ о государственной  регистрации физического лица  в качестве индивидуального предпринимателя;

         • документы, удостоверяющие  статус юридического лица, - для  нерезидентов, документ о государственной  регистрации юридического лица, - для резидентов;

         • свидетельство о постановке  на учет в налоговом органе;

         • документы, удостоверяющие  права лиц на недвижимое имущество;

         • документы, удостоверяющие  права нерезидентов на осуществление  валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые  органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента,  если получение нерезидентом  такого документа предусмотрено  законодательством иностранного  государства;

         • уведомление налогового органа  по месту учета резидента об  открытии счета (вклада) в банке  за пределами территории РФ;

         • регистрационные документы  в случаях, когда предварительная  регистрация предусмотрена в  соответствии с Законом;

• документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов  интеллектуальной деятельности, в том  числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

         • документы, оформляемые и  выдаваемые кредитными организациями,  включая банковские выписки; документы,  подтверждающие совершение валютных  операций;

         • таможенные декларации, документы,  подтверждающие ввоз в Россию  валюты РФ, иностранной валюты  и внешних и внутренних бумаг  в документарной форме;

         • паспорт сделки (ПС);

• документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами  или близкими родственниками, включая  документы, выданные органами записи актов  гражданского состояния (свидетельство  о заключении брака, свидетельство  о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных  отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также  записи в паспортах о детях, о  супруге и иные документы, предусмотренные  законодательством РФ.

      Не все  представляемые в данном списке  документы имеют для осуществления  валютного контроля одинаковое  значение. Наиболее важными источниками  необходимой для него информации  являются контракты, прежде всего  внешнеторговые, банковские документы,  подтверждающие совершение валютных  операций, таможенные декларации, паспорта  сделок. Особое место здесь занимают  внешнеторговые контракты, в первую  очередь их разделы, связанные  с ценой контракта, валютными  и финансовыми условиями платежей. В них содержится информация, которая становится основой оформления банковских документов, таможенных деклараций, паспортов сделок. Поэтому она является исходной и для действий контролирующих органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное  состояние и проблемы валютной политики и валютногорегултирования

2.1. Методы, инструменты,  принципы валютного регулирования  и валютного контроля

      Существуют  следующие методы валютного регулирования:  прямые (административные) и косвенные  (экономические). Под прямым валютным  регулированием будем понимать  совокупность законодательных и  административных действий власти, определяющих порядок проведения  операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование[41] – совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций.

      Среди прямых  методов валютного регулирования  выделяют лицензирование деятельности  коммерческих банков, установление  режима счетов (валютный, клиринговый,  ссудный счета), установление валютного  коридора по изменению курса  иностранной валюты, установление  лимитов на открытую валютную  позицию. К косвенным методам  валютного регулирования принадлежат  метод валютной интервенции ЦБ  РФ на ММВБ, учетные операции  ЦБ (изменение ставки рефинансирования), операции ЦБ РФ на открытом  рынке. Продажа (покупка) ЦБ  государственных ценных бумаг  на открытых рынках коммерческими  банками уменьшает (увеличивает)  резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

      Преобладание  того или иного метода валютного  регулирования, определяет его  характер: будет ли оно либеральным  или ограничительным[42]. Либеральное  валютное регулирование направлено  на текущую конъюнктуру валютного  рынка, оно не затрагивает структурных  основ валютной системы и валютного  курса. Ограничительное валютное  регулирование целенаправленно  воздействует на формирование  валютного курса и платёжного  баланса. Его законченной формой  выступают валютные ограничения,  то есть законодательное или  административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

      Инструментами  валютного регулирования и валютного  контроля являются сами лицензии, импортные и экспортные пошлины,  установление квот, штрафы, пени, неустойки.

      Принципами  валютного регулирования выступают[43]:

      1. приоритет  экономических мер воздействия  перед административными при реализации валютной политики;

      2. исключение  не оправданного вмешательства  государство в валютные операции  резидентов и не резидентов;

      3. единство  внутренней и внешней валютной  политики, единство системы ВР  и ВК;

      4. обеспечение  государства защиты прав и  интересов резидентов и не  резидентов при совершении ВО.

      Валютный  контроль подразделяется на пять  категорий[44]:

         • Валютный контроль экспортно-импортных  операций;

         • Валютный контроль операций  с ценными бумагами;

         • Валютный контроль операций  по обмену валют;

         • Валютный контроль продажи  части валютной выручки;

         • Валютный контроль деятельности  резидентов и нерезидентов.

      Итак, существуют  две метода валютного регулирования,  а именно прямой и косвенный  метод. Одним из представителей  прямого метода регулирования являются валютные ограничения

2.2. Современная валютная политика Российской Федерации и валютное регулирование

 

Рыночные реформы, интеграция России в мировое хозяйство вызвали  необходимость формирования принципиально  новых механизмов осуществления  политики государства во внешнеэкономической  сфере. Это касается всех ее направлений, и особенно валютной политики, поскольку  от состояния валютных отношений, уровня их организации в значительной мере зависит эффективность участия страны в мирохозяйственных связях.

      Как известно, деятельность государства в конкретной  сфере экономики осуществляется  посредством соответствующего вида  политики: промышленной, инвестиционной, налоговой, финансово-кредитной,  внешнеторговой, валютной и так  далее. Каждая из них имеет  свои особенности, которые определяются, прежде всего, содержанием процессов,  имеющих место в данном секторе  экономики. В то же время  у всех видов экономической  политики есть общая черта  – они представляют собой сферу  реализации государственных интересов.  Интересы, которые преследует государство  в той или иной части экономической  системы, определяют содержание, направленность соответствующего  вида экономической политики.

      Экономические  интересы государства существенно  отличаются от экономических  интересов любого другого субъекта. Они не ограничиваются только  максимизацией доходов. Государство  заинтересовано, прежде всего, в  устойчивом, динамичном, пропорциональном  развитии всех сфер экономики  страны, а значит, развитии ее  в целом. Реализация в полной  мере интересов государства в  валютной сфере является свидетельством  того, что валютная политика выполняет  свое назначение в качестве  важнейшего инструмента интеграции  российской экономики в мировое  хозяйство.

      Итак, валютная  политика[1] – это деятельность  государства, направленная на  реализацию его интересов в  валютной сфере национальной  экономики, главным из которых  является обеспечение стабильного  функционирования этой сферы.  Другие источники определяют  валютную политику[2] как совокупность  экономических, правовых и организационных  мер и форм, осуществляемых государственными  организациями, центральными банковскими  и финансовыми учреждениями, а  также международными валютно-финансовыми  организациями в области валютных отношений. Валютная политика[3] - составная часть экономической политики государства и внешнеэкономической политики, представляющая собой систему действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Отметим, что все приведенные определения, вне зависимости от источника, определяют валютную политику как некоторую государственную деятельность в области валютных отношений.

      Валютная  политика Российской Федерации[4] объясняется как комплекс мероприятий,  проводимых Российским государством  и Центральным банком в сфере  валютных отношений и денежного  обращения с целью воздействия  на экономику страны и покупательную  способность российского рубля.  Заметим, что валютная политика - не цель, а средство проведения  экономических реформ в РФ.

      Интересы  государства в валютной сфере  экономики страны обуславливают  цели его валютной политики. В  то же время посредством определения  целей происходит осознание государством  своих интересов в валютной  сфере. Определить цели валютной  политики[5] – это значит не  только их сформулировать, но  и  установить между ними  субординацию, учитывая их значение  для развития экономики, временные  параметры.

      Цели валютной  политики различаются на долгосрочные и текущие[6]. К долгосрочным целям относятся[7]: укрепление экономической безопасности страны; повышение платежеспособности и кредитоспособности страны; обеспечение конкурентоспособности национального экспорта; создание условий, благоприятных для применения в стране капитала, в том числе иностранного; защита денежной системы и экономики страны в целом от негативного воздействия внешних факторов; пополнение золотовалютных резервов государства; обеспечение доходов государственного бюджета.

      Реализация  долгосрочных целей валютной  политики существенным образом  сказывается на развитии экономики  страны, особенно ее внешнеэкономической  сферы, на эффективности ее  функционирования.

      Текущие  цели[8] валютной политики государства  неразрывно связаны с ее главной  составляющей – политикой валютного  курса.

      Для реализации  целей валютной политики государство  применяет соответствующее средство. В качестве такого средства  выступает валютное регулирование.  Поэтому необходимость валютного  регулирования обусловлена, прежде  всего, данным обстоятельством.

      Валютное  законодательство РФ, а именно  федеральный закон о валютном  регулировании и контроле (от 10 декабря  2003 года №173-ФЗ)[9], ставит своей  целью обеспечение единой государственной  валютной политики, принятие мер  по ее реализации для достижения  стабильности внутреннего валютного  рынка РФ, ее устойчивости.

      По словам  Панченко В.И., валютное регулирование[10] представляет собой адекватный  рыночным отношениям способ воздействия  государства на валютную сферу,  которое направлено на реализацию  целей его валютной политики. Электронный экономический словарь[11] определяет термин «валютное  регулирование» как деятельность  государства, направленная на  регламентирование международных  расчетов и порядка совершения  сделок с валютными ценностями. В дальнейшем под валютным  регулированием понимаем деятельность  государства по воздействию на  валютную сферу.

      Адекватность  природе рыночных отношений, по  словам Панченко[12] – существенная  черта регулирующих воздействий  государства на валютную сферу.  Это следует подчеркнуть особо,  поскольку специфика регулирования  не всегда понимается правильно,  что ведет, по сути дела, к  его отождествлению с управлением.  «Между понятиями «государственное  регулирование экономикой» и  «государственное регулирование  экономики» трудно провести четкую  грань…», пишет В.М. Крашенинников[13]. Панченко В.И.[14] не согласен с  данным утверждением, подчеркивая,  что регулирование и управление  как способы воздействия извне  на деятельность экономических  субъектов основательно отличаются  друг от друга.

      Управление  имеет характер непосредственного  воздействия на экономическую  деятельность. Посредством управления  ей задаются параметры, в соответствии  с которыми она должна осуществляться. Это лишает субъектов экономической  деятельности возможности выбора, а с этим – самостоятельности  как ее основы. Поэтому в условиях  управления действия хозяйствующих  единиц сводятся к выполнению  команд, поступающих извне.

Информация о работе Теоретические основы и становление валютной политики и валютного регулирования