Теоретические основы и становление валютной политики и валютного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Проводимые в России экономические реформы вызвали необходимость выработки новых подходов к государственному управлению в сфере обращения иностранной валюты. Постепенно происходит переход от прямого к косвенному управленческому воздействию. Вместо непосредственного управления объектами преимущественно осуществляется управление процессами в сфере обращения иностранной валюты. Меняются и функции управления, среди которых возрастает удельный вес финансово-кредитных способов прогнозирования, стимулирования. Наблюдается сужение круга непосредственно управляемых объектов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы и становление валютной политики и валютного регулирования
1.1. Становление системы валютного регулирования в России
1.2. Нормативно – правовые и информационные основы валютного регулирования и валютного контроля
Глава 2. Современное состояние и проблемы валютной политики и валютного регулирования
2.1. Методы, инструменты, принципы валютного регулирования и валютного контроля
2.2. Современная валютная политика Российской Федерации и валютное регулирование
2.3. Анализ и современные проблемы системы валютного регулирования и валютного контроля в России
2.3. Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 60.41 Кб (Скачать)

      Регулирование,  напротив, представляет собой способ  воздействия на экономическую  деятельность, которое имеет косвенный  характер[15]. Это значит, что оно  направлено не на саму деятельность  экономических субъектов и их  права, а, по преимуществу, на  условия, в которых она осуществляется. Изменения условий вызывают у  данных субъектов необходимость  менять параметры своей деятельности. При этом она не лишаются  выбора, сохраняют высокую степень  свободы, что крайне важно для  нормального осуществления экономических  процессов.

      Управление  экономикой со стороны государства  возможно в хозяйственной системе,  у которой мало общего с  рынком и которая реализует  монополию государства на все  виды экономической деятельности. Такая система господствовала  в СССР и других социалистических  странах.

      Рыночная  экономика – экономика другого  типа. В ней основные хозяйственные  процессы не управляются, как  мы знаем из курса экономической  теории, а регулируются рынком. Управление  существует только на уровне  предприятия, обеспечивая согласование  действий участников совместной  деятельности. В рыночной экономике  активность государства в экономической  сфере является вторичной, то  есть она дополняет собой функционирование  рыночного механизма. При этом  данная активность, как и действие  рыночного механизма, имеет характер  регулирования. Это в полной  мере относится и к регулированию государством валютных отношений, то есть валютному регулированию.

      Оказывая  регулирующее воздействие на  валютную сферу, государство преследует те же цели, что и при проведении валютной политики. Эти цели конкретизируются в задачах, решаемых посредством валютного регулирования. Они состоят в следующем: установление режима валютного курса и поддержание его стабильности; обеспечение желательного режима присутствия страны на мировом валютном рынке; регламентирование проведения международных расчетов; определение порядка проведения операций с валютными ценностями; установление правил перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа; определение режима осуществления иностранных инвестиций.

      Валютное  регулирование осуществляется на  трех уровнях[16]: национальном, межгосударственном, региональном. Каждый из них имеет  свои особенности. Национальный  уровень в этой иерархии является  исходным. На нем валютное регулирование  осуществляется государством на  основе национального законодательства. Национальная форма валютного  регулирования отражает особенности  экономики страны и накладывает  отпечаток на ее участие в  валютных отношениях международного  уровня.

      Межгосударственное  регулирование представляет собой  «рамочный» механизм, действие которого  основано на международном праве  и направлено на создание благоприятных  условий для обмена товарами, услугами,  движения капитала  между странами в целях поддержания  в них устойчивого экономического  роста. Действие данного механизма  происходит в виде координации  валютной политики отдельных  стран, принятия совместных мер  по преодолению кризисных ситуаций, согласования валютной политики  стран – участниц соглашений в отношении третьих стран. Важную роль при этом играют международные финансовые организации, среди которых особое место занимает Международный валютный фонд.

      Валютное  регулирование на региональном  уровне распространяется на отдельные  группы стран. Как правило,  его механизм складывается и  действует под влиянием ведущей  валюты региона. Поэтому региональный  уровень валютного регулирования  представлен в валютных зонах.  В Европе сложилась зона евро, в Америке – доллара США,  в Азии – японской йены.

      Валютное  регулирование, которое осуществляется  на национальном уровне, - явление  общее для всех стран. Его  необходимость обусловлена, прежде  всего, самим объектом, на который  воздействует государство, - денежными  отношениями. Уж сам факт монополии  государства на эмиссию денежных  знаков, которая всегда имеет  количественные границы, свидетельствует  о регулирующей направленности  действий государственных органов.  Кроме того, государство по причине  участия страны в мировых хозяйственных  связях должно определять характер  отношения национальной валюты  к валютам других стран, то  есть режим валютного курса  национальной денежной единицы.

      Вместе  с тем валютное регулирование  в отдельной стране или группе  стран обладает особенностями,  которые зависят от уровня  развития их экономик. Суть этой  зависимости состоит в том,  что чем выше уровень экономического  развития страны, тем менее интенсивно  государство воздействует на  валютную сферу[17]. В экономически  развитых странах, в которых  давно сложились традиции рыночного  хозяйства, валютное регулирование  минимально. В странах с недостаточным  уровнем экономического развития, там, где в экономике осуществляются  коренные преобразования, воздействие государства на валютную сферу должно быть более широким и активным.

      Валютное  регулирование, осуществляемое в  России, базируется на ряде принципов,  которые характеризуют основы  воздействия государства на валютную  сферу национальной экономики  и впервые в отечественной  практике нашли законодательное  закрепление в ст. 3 Закона о  валютном регулировании[18]. Этих  принципов всего пять. Первый  принцип – приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования. Данный принцип  указывает на природу валютного  регулирования как косвенного  способа воздействия государства  на валютные отношения. Второй  принцип – исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов. Принцип  указывает на рыночный характер  осуществляемых валютных операций. Третий принцип – единство  внешней и внутренней валютной  политики Российской Федерации.  Вышеуказанный принцип выражает  роль валютной сферы и регулирующего  воздействия на нее государства  как «моста», соединяющего национальную  денежную систему с мировой  валютной системой. Четвертый принцип  – единство системы валютного  регулирования и валютного контроля. Принцип указывает на особое  место валютного контроля в  механизме валютного регулирования.  Пятый принцип – обеспечение  государством защиты прав и  экономических интересов резидентов  и нерезидентов при осуществлении  валютных операций. Отметим, что  данный принцип выражает важнейшее  предназначение государства как  основного института общества  применительно к функционированию  валютной сферы.

      Данные  принципы взаимосвязаны друг  с другом, что, как отмечают  многие авторы,  позволяет им  выступать организующим началом во взаимоотношениях государства и одной из важнейших составляющих денежной системы страны.

      В качестве  вывода отметим, что валютное  регулирование представляет собой  важнейший инструмент осуществления  валютной политики государства,  систему определенных воздействий  государства на валютную сферу,  обеспечивающих ее стабильное  функционирование как необходимое  условие поступательного развития  экономики страны, ее эффективной  интеграции в мировые хозяйственные  связи.

 

 

 

 

 

2.3. Анализ и современные  проблемы системы валютного регулирования  и валютного контроля в России

 

      Для написания  настоящего подпункта главы были  использованы следующие Интернет - источники: официальный сайт  Банка России[64], сайт газеты «Ведомости»[65], «газета.ru»[66], «Эксперт»[67], «Обозреватель»[68], портал статистических данных[69].

      Для национальной  экономики России сегодня необычайно  остро стоит проблема вывоза  капитала. Вывозимый капитал оказывает  негативное влияние на экономическую  ситуацию внутри страны и на  ее имидж на мировой арене, превращаясь в проблему общенационального масштаба наряду с безработицей и спадом производства.

      В мировой  практике физические и юридические  лица, осуществляя вывоз капитала, руководствуются одним из следующих  мотивов:

      1. Организация  производства товаров и оказание  услуг на месте за рубежом;  создание собственной инфраструктуры  современных внешнеэкономических  связей.

      2. Получение  прибыли за счет более высокой  доходности финансовых инструментов, меньших налогов или более  благоприятной институциональной  обстановки.

      3. Осуществление  сбережений на случай кризиса  или преследования.

      Первые  два мотива представляют собой  естественные модели экономического  поведения. Вывоз капитала в  рамках этих мотивов не наносит  ущерба национальной экономике  и зависит от вовлеченности  страны в мирохозяйственные отношения.  В России на эти мотивы приходится  всего 25-35% вывезенного капитала, а в форме "бегства" вывозится  65-75%.

      Особенностью  первого мотива является то, вывозимый  капитал изначально предназначен  для функционирования за рубежом.  Формами вывоза являются прямые  и портфельные инвестиции (последние  - в той мере, в какой приобретение  акций связано с получением  контроля над предприятием). Этот  мотив, особенно в части, касающейся  организации собственного производства  за рубежом, нетипичен для современной  российской экономики (активность  в этой сфере проявляют в  основном крупные корпорации, связанные  с ТЭК, например, "Газпром"). В мировом масштабе число фирм  с российским капиталом за  рубежом невелико, а их воздействие  на мировое хозяйство незначительно.

      Особенностью  второго мотива является то, что  вывозится тот капитал, который  мог бы остаться в российской  экономике при наличии соответствующих  экономических и политических  предпосылок. Этот мотив более  типичен для современной российской  ситуации. Единственным путем воздействия  на объем средств, вывозимых  в поисках более благоприятной  институциональной обстановки или  более выгодных финансовых инструментов, является изменение макроэкономической  ситуации в стране. До тех пор  пока этого не произойдет, вывоз  капитала будет продолжаться. Вводимые ограничения могут уменьшить отток капитала, но не остановить его. Однако в альтернативных условиях: при улучшении хозяйственной обстановки, прекращении спада производства, снижении налогового бремени, ослаблении политической нестабильности и разумной государственной экономической политике, даже при ужесточении государственного контроля за вывозом, возможно не только снижение бегства капитала, но и рост прямых российских инвестиций за рубежом.

      Ведущим  для большей части вывозимого  российского капитала является  третий мотив. Его отличительной  особенностью является то, что  капитал ни в какой мере не используется для расширения бизнеса, а доход с него не возвращается в Россию (за исключением так называемого "летучего" капитала, т. е. капитала, предназначенного для совершения краткосрочных сделок, который в любой момент может быть выведен обратно за рубеж). Накопления средств "на черный день" за границей осуществляется в форме открытия накопительных счетов, покупки недвижимости, реже - предметов старины.

      Современная  модель регулирования внешней  торговли с помощью валютно-кредитных  инструментов объединяет совокупность  элементов валютного рынка, отношения  экспортеров и импортеров с  банками, системы национального,  регионального и международного  валютного регулирования. В любом  государстве соотношение используемых  элементов и роль каждого из  них отличаются в зависимости  от состояния внешнеэкономических  связей, уровня конвертируемости  национальной валюты, принципов  внешних расчетов и кредитования, особенностей национального механизма  государственного регулирования  в целом, а так же степени  вовлеченности в международную  валютно-финансовую сферу. Валютное  законодательство не есть раз  и навсегда установленная система,  а система, динамически развивающаяся  сообразно изменению указанных  условий.

      Проблема  контроля за поступлением валютной выручки на сегодняшний день очень актуальна. На счетах в зарубежных банках находятся значительные суммы средств российских лиц. Это означает, что средства работают на экономику других государств, в то время как Россия вынуждена под жесткие условия получать кредиты для развития собственной экономики.

      Совместными  усилиями Банка России и Государственного  таможенного комитета была разработана  концепция валютного контроля за внешнеторговым оборотом. С 1 января 1994 года введен порядок осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Эти первые совместные действия дали весьма ощутимый эффект для экономики России. В 1990 - 1993 годах, по самым скромным оценкам, через основной тогда канал утечки – не репатриацию валютной выручки за рубежом оставалось до 50 % экспортных доходов. В 1994 г по тем же скромным оценкам не возврат экспортной выручки составил около 12 %. За 1995 год не вернуло, по оценкам Банка России, 5 - 6 %.  В последующие годы наблюдается еще более существенные результаты - около 4,5 % в 1996 и 2,5 % в 1997 годах. Серьезное повышение доли невозвращенной выручки от экспортных операций произошло по итогам 1998 года и составило около 4,5 % от суммы всех экспортных контрактов. При этом следует учесть, что за первое полугодие 1998 года в Россию не поступало менее 2,5 % от выручки в иностранной валюте. По данным Российской таможенной академии, основанным на показателях таможенной статистики и оценках Банка России в 1998 г. утечка капитала составила 21,7 млрд. долл. США, в 1999 – 20,8 млрд. долл. США, в 2000 г. 24,8 млрд., что свидетельствует об ухудшении ситуации по сравнению с 1999 годом.

      В 2001-2003 годах утечка капитала составила  15, 8,1, 1,9 млрд. долл. США соответственно, что доказывает некоторое улучшение  ситуации по сравнению с 2000 годом. Однако, к 2004 году ситуация  снова изменилась в негативную  сторону, отмечался рост утечки  капиталов за рубеж, который  составил 8,9 млрд. долл. США. Но к  2005 году ситуация стала меняться  в положительную сторону для  нашей страны. Вывоз капитала  составил всего 0,1 млрд. долл., а  к 2006 году уже ввоз капитала  в страну составил 41,4 млрд. долл., в 2007 году – 81,7 млрд. Данные года, а именно последние два (2006 и 2007) являются золотыми для России: капитал в значительных количествах поступает из-за рубежа, в то время, как его утечка незначительна, что образует положительное сальдо. Предполагаем, что на некоторое ухудшение положения в валютной системе России в 2004 году повлиял принятый в 2003 году Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Мы не хотим сказать, что этот Закон сам по себе негативен для страны, просто многие введения требуют времени для того, чтобы появился какой-либо положительный результат. Данное время наступило довольно скоро, ведь уже к 2005 году появляются некоторые положительные тенденции в движении капитала.

      В 2008 году  ситуация изменилась не в лучшую  сторону. Утечка капитала из  нашей страны составила 133,7 млрд. долл. США. Данную ситуацию мы  свяжем в первую очередь с  мировым финансовым кризисом, повлиявшим  негативно на основные экономические  показатели в большинстве развитых  стран, затронув и Россию. В  2009-2011 годах ситуация все еще  оставалась отрицательной для  нашей страны; утечка капитала  составляла 56,1, 34,4 и 80,5 млрд. долл. США  соответственно.

Информация о работе Теоретические основы и становление валютной политики и валютного регулирования