Усиление контроля за таможенной стоимостью товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Ослабление государственного регулирования внешней торговли в 90-е годы в условиях неэффективного действия рыночных механизмов способствовало развитию в этой сфере ряда негативных тенденций, которые до сих пор не изжиты. Одна из таких тенденций – рост теневого импорта товаров и услуг. Наводнение внутреннего рынка дешевыми товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, т.е. не облагаются, или не полностью облагаются таможенными пошлинами, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Условия добросовестной конкуренции на внутреннем рынке России грубо нарушаются, что ведет к вытеснению отечественного производителя с рынка.

Содержание

Введение 3
1. Организационно-правовое обеспечение контроля таможенной стоимости 5
1.1.Правовое обеспечение контроля таможенной стоимости 5
1.2. Организация контроля таможенной стоимости 9
2. Контроль таможенной стоимости………...………………………………….14
2.1. Методы и контроль таможенной стоимости: понятие, особенности 14
2.3.Проблемы определения таможенной стоимости товаров 19
3. Рекомендации и перспективы таможенного контроля за ввозимыми товарами 24
3.1. Рекомендации по устранению проблем, возникающих при определении таможенной стоимости ввозимы товаров 24
3.2. Перспективы по усилению контроля за таможенной стоимостью 27
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение А 35

Работа содержит 1 файл

целый.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

     Российская  система контроля таможенной стоимости для обеспечения ее эффективного функционирования на современном этане должна также взаимодействовать с аналогичными системами других государств и быть оптимально гармонизированной как с ними, так и со смежными системами иных государственных органов, в первую очередь налоговых, финансовых и правоохранительных, а также учитывать реальные торгово-коммерческие процессы, что требует взаимодействия с коммерческими структурами.

     2.3.ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ

     Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения во многом предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от той стоимости товара, которая используется в качестве базы налогообложения[4].

     В установлении четких правил определения  налогооблагаемой базы при перемещении  товаров через таможенную границу Российской Федерации заинтересовано как государство, так и коммерческие круги. Так, в федеральном бюджете значительная доля его доходной части формируются за счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для планирования ожидаемых поступлений в бюджет необходимо знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. Для участников ВЭД знание правил налогообложения ввозимых товаров – это реальная эффективность внешнеэкономической деятельности, прибыли и убытки от конкретных сделок и операций.

     С учетом этого становится понятным, почему в международной торговой практике использование различных  национальных методик определения  таможенной стоимости обычно рассматривается  в качестве нетарифного барьера. Это дает властям страны реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.

     В связи с этим правомерно встает вопрос: какая же стоимость товара может  быть принята в качестве базы для  расчета таможенных платежей? Как  известно, экономика оперирует различными стоимостными категориями, начиная от себестоимости и заканчивая его розничной ценой, по которой он продается конечному потребителю. Очевидно, что на различных этапах продвижения товара от изготовителя к потребителю его стоимость будет различна, т. к. будет включать различные ее составляющие. При этом каждая из этих стоимостей рассчитывается по вполне определенным правилам и имеет свое функциональное назначение.

     В этой сфере можно рассмотреть  несколько проблемных вопросов.

     1. Стоимость товара, которая используется для расчета таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу, образуется на определенном этапе продвижения товаров от продавца к покупателю, включает соответствующие этому этапу компоненты (составляющие затрат и прибыли) и рассматривается в качестве таможенной стоимости товаров.

     Так, в случае заявления временно ввезенных  товаров к таможенному режиму выпуска для свободного обращения, а временно вывезенных товаров –  к таможенному режиму экспорта, применяется  таможенная стоимость, действующая на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза). При этом не учитывается фактическое состояние товара, то есть изменения его физических и других характеристик, которые мог претерпеть данный товар, помещенный под таможенный режим «временного ввоза (вывоза)»[12].

     2. Закон РФ «О таможенном тарифе» закладывает основы для обеспечения справедливой, единообразной и нейтральной системы оценки товаров[4]. Установление единых для всех участников ВЭД методов определения таможенной стоимости, не зависящих от субъекта, их применяющего, ставит всех участников ВЭД в равные конкурентные условия. На практике обеспечение нейтральной системы оценки в ряде случаев затруднено действующей схемой подтверждения таможенной стоимости. Так, при наличии сделки купли-продажи и соблюдения условий применения первого метода определения таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами), цены на товары в ряде случаев остаются весьма низкими. Такие случаи характерны для участников ВЭД, имеющих иностранные инвестиции и частных предпринимателей. Анализ наличия взаимозависимости либо влияния каких-либо других факторов на цену сделки результатов не дает. Постановка на мониторинг и последующие проверки финансово-хозяйственной деятельности полностью подтверждают принятую цену сделки. Соответственно, хотя и имеется факт наличия достаточно низких цен на товары, оснований для их изменения у таможенного органа нет. При существующей и развивающейся системе различных способов взаиморасчетов, таких как расчет наличными, с помощью пластиковых карточек, взаимозачетов, которые могут производиться неофициально через третьих лиц без отражения данных операций в бухгалтерском учете, у недобросовестных участников ВЭД появляется возможность скрыть истинную цену сделки, а механизм контроля в свою очередь не позволяет пересмотреть достаточно низкие цены.

     3. Следующим проблемным вопросом является определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями или в качестве гуманитарной и технической помощи, а также поставки товаров по сделкам купли-продажи в адрес взаимозависимых лиц. Таможенная стоимость таких товаров определяется с помощью методов 2–5[5]. Затруднение вызывает оценка методами 2–6 товаров технологического характера единичного производства, когда идентичных и однородных товаров практически не существует; калькуляция цен изготовителя данного товара также не может быть представлена; экспертное заключение, в силу специфики товара затруднено. Соответственно, изменить таможенную стоимость, заявленную на основания предоставленных документов, не представляется возможным[14].

     4. Проблемным вопросом также является определение таможенной стоимости при предоставлении покупателю за импортируемый товар определенных скидок, которые, как правило, оговорены в контрактах и отражены в счетах-фактурах. Затруднение вызывает возможный уровень принятия предоставляемых скидок при таможенном оформлении в зависимости от их размера и характера.

     5. При поступлении товаров в результате досмотра часто обнаруживается его несоответствие по количеству и качеству. Причем, как правило, между покупателем и продавцом до начала или в процессе таможенного оформления отношения урегулируются путем предоставления дополнительных соглашений, предусматривающих несоответствие по количеству и качеству. Таким образом, возникает вопрос о достаточности документального подтверждения урегулированности отношений между продавцом и покупателем и возможности учета данного несоответствия при расчете таможенной стоимости.

     6. Проблема курсовой разницы, возникающая при несовпадении валюты цены и валюты платежа. Если условиями контракта предусмотрены две валюты (валюта цены и валюта платежа), которые отражены в паспорте сделки, при таможенном оформлении товара в ГТД декларант может «сыграть» на разнице курсов, заявив фактурную и таможенную стоимость в валюте цены. При пересчете таможенной стоимости по курсу на дату таможенного оформления в валюту платежа полученная величина будет отличаться от суммы, подлежащей оплате по контракту, так как валютная оговорка предусматривает иной курс пересчета[13]. Таким образом, происходит искажение информации, которое влечет за собой в некоторых случаях занижение таможенной стоимости и, следовательно, уменьшение суммы таможенных платежей.

     7. В счете, выставленном контрактодержателем при ввозе товаров, указана сумма в нескольких валютах. Кроме того, к таможенному оформлению предъявлен счет от непосредственного производителя, сумма которого превышает сумму, указанную в счете контрактодержателя. Возникает вопрос - на основе какой суммы необходимо произвести определение таможенной стоимости товара?

     Таковы  наиболее часто встречающиеся проблемы по определению таможенной стоимости, возникающие у сотрудников отдела таможенной стоимости и валютного контроля в процессе таможенного оформления товаров.

 

     3. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ВВОЗИМЫМИ ТОВАРАМИ

     3.1. РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ  ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫ ТОВАРОВ

     От  правильности определения величины таможенной стоимости зависит количественный показатель поступления в федеральный бюджет таможенных платежей. Кроме того, острота вопроса обусловлена, конечно же, тем, что таможенная стоимость служит основой для расчета таможенных платежей. Материальные интересы (и государства, и бизнеса) являются одними из наиболее важных и защищаемых, и в таможенном контроле эти интересы приходят в прямое столкновение.

     Принимая  во внимание рассмотренные выше проблемы, возникающие при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, становится ясно, что необходимо принять ряд мер в целях повышения эффективности работы  таможенных органов по контролю  таможенной  стоимости  товаров.

     Рассмотрим  рекомендации по решению вышеуказанных  вопросов.

  1. Для того чтобы учитывать все изменения, произошедшие с товаром во время его перевозки в наиболее полной мере, необходимо принимать во внимание то, что амортизационные издержки в зависимости от вида товара могут составлять разный процент от таможенной стоимости данного товара. Таможенная стоимость – это та стоимость, которая используется в целях таможенного обложения, в качестве исходной расчетной базы для исчисления таможенных платежей. При изменении таможенного режима раннее освобожденные от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов временно ввозимые (вывозимые) товары и транспортные средства будут проводить таможенное оформление с полной уплатой вышеперечисленных таможенных платежей. Поэтому необходимо учитывать амортизационные издержки для более точного определения таможенной стоимости.
  2. В случаях, когда у участника ВЭД появляется возможность скрыть истинную цену сделки (при использовании первого метода расчета – по цене сделки с ввозимыми товарами), существует два возможных решения:
  • расширить перечень товаров с уровнем минимальной их стоимости
  • или предусмотреть обязательный перечень дополнительных документов, необходимых для таможенного оформления при первом методе расчета.
  1. По вопросу определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями или в качестве гуманитарной и технической помощи, а также поставки товаров по сделкам купли-продажи в адрес взаимозависимых лиц, необходимо ввести представление при таможенном оформлении обязательного перечня дополнительных документов, которые предусматривали бы экспертное заключение уполномоченных компетентных организаций.
  1. При затруднении определения возможного уровня предоставления скидок при таможенном оформлении товаров, необходимо законодательно установить возможный перечень, границы предоставляемых скидок по их характеру и размерам в зависимости от видов товаров для применения при определении таможенной стоимости.
  2. Если при таможенном оформлении обнаруживается несоответствие количества и качества товара заявленным, то чтобы устранить вопрос о достаточности документального подтверждения урегулированности отношений между продавцом и покупателем и возможности учета данного несоответствия следует внести изменения в нормативные акты, регламентирующие вопросы определения таможенной стоимости товаров при несоответствии их по количеству и качеству с указанием наличия обязательного перечня дополнительных документов для признания данного несоответствия при определении таможенной стоимости.
  3. Решение проблемы курсовой разницы, которая возникает при несоответствии валюты цены и валюты платежа возможно при заявлении фактурной стоимости в валюте цены в соответствии с контрактом и счетом-фактурой, а при расчете таможенной стоимости использовать сумму в валюте платежа, подлежащую уплате продавцу, пересчитанную в валюту цены по курсу на дату таможенного оформления.
  4. Если имеет место различие в счетах представленными, контрактодержателем и производителем при ввозе товаров, то  следует привести в соответствие суммы указанные в счетах-фактурах контрактодержателя непосредственного производителя товаров. Декларирование производится в валюте цены контракта.

     Для обеспечения корректного, законного подхода к решению данных проблем как участниками ВЭД, так и таможенными органами необходимо , дальнейшее развитие способов определения таможенной стоимости товаров должно быть направлено на совершенствование систем документального контроля, что безусловно даст возможности расширения реализации основных принципов исчисление базы налогообложения ввозимых товаров. Наряду с этим необходимо осуществление постоянного мониторинга и анализа правоприменительной практики, распространение положительного опыта, выявление и анализ характера и причин имеющих место ошибок (негативного опыта) и доведение этой информации до всех заинтересованных лиц. 

     3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ ПО  УСИЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ТАМОЖЕННОЙ  СТОИМОСТЬЮ

     В рамках функционирования Таможенного  союза порядок определения и контроля таможенной стоимости претерпел существенные изменения. Этому посвящена глава 8 Таможенного кодекса ТС (статьи 64-69). Сегодня договорно-правовую базу Таможенного союза по вопросам определения, декларирования и контроля таможенной стоимости составляют следующие документы:

Информация о работе Усиление контроля за таможенной стоимостью товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ