Усиление контроля за таможенной стоимостью товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Ослабление государственного регулирования внешней торговли в 90-е годы в условиях неэффективного действия рыночных механизмов способствовало развитию в этой сфере ряда негативных тенденций, которые до сих пор не изжиты. Одна из таких тенденций – рост теневого импорта товаров и услуг. Наводнение внутреннего рынка дешевыми товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, т.е. не облагаются, или не полностью облагаются таможенными пошлинами, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Условия добросовестной конкуренции на внутреннем рынке России грубо нарушаются, что ведет к вытеснению отечественного производителя с рынка.

Содержание

Введение 3
1. Организационно-правовое обеспечение контроля таможенной стоимости 5
1.1.Правовое обеспечение контроля таможенной стоимости 5
1.2. Организация контроля таможенной стоимости 9
2. Контроль таможенной стоимости………...………………………………….14
2.1. Методы и контроль таможенной стоимости: понятие, особенности 14
2.3.Проблемы определения таможенной стоимости товаров 19
3. Рекомендации и перспективы таможенного контроля за ввозимыми товарами 24
3.1. Рекомендации по устранению проблем, возникающих при определении таможенной стоимости ввозимы товаров 24
3.2. Перспективы по усилению контроля за таможенной стоимостью 27
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение А 35

Работа содержит 1 файл

целый.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

     К настоящему моменту в области  контроля таможенной стоимости сложилась  ситуация, когда необходимо принятие принципиального решения по формированию четкой концепции организации контроля таможенной стоимости и выработке приоритетов, соответствующих характеру стоящих задач и достигнутому уровню развития таможенной системы. Актуальность такого решения обусловлена следующими обстоятельствами:

     а) изменения в законодательных актах. К настоящему времени сложились объективные предпосылки к формированию концепции контроля таможенной стоимости в связи с разработкой новых законодательных актов как собственно по таможенной стоимости, так и по таможенному законодательству в целом. Кроме того, уже принятые к настоящему времени новые главы Налогового кодекса Российской Федерации и поправки по ряду его статей, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также требуют либо определенных новых решений, либо корректировки существующих процедур и технологий контроля таможенной стоимости;

     б) необходимость выработки новых форм и методов контроля, учитывающих специфику современной ситуации в области внешнеторговой деятельности и основанных на новых прогрессивных технологиях таможенного контроля.

     В настоящее время реализация механизма  контроля таможенной стоимости должна осуществляться в ситуации, характеризующейся  следующими особенностями, учет которых необходим при выборе наиболее эффективных форм организации работ по контролю таможенной стоимости:

  1. появление новых форм торговли (например, электронная торговля);
  2. наличие предпосылок к сохранению высокого уровня криминогенности внешнеторговой деятельности, сохранение тенденции к росту нарушений в области таможенной стоимости, классификации, происхождения товаров, осуществляемых путем использования фальшивых документов и наиболее трудно выявляемых при таможенном оформлении. Это требует разработки соответствующих технологий контроля, которые ориентированы как на выявление, так и на пресечение подобных явлений (недостатком этих технологий является их большая трудоемкость);
  3. отсутствие достаточных регуляторов и «ограничителей» по осуществлению внешнеторговой деятельности, что способствует появлению и функционированию в этой сфере как фирм «однодневок», создаваемых под конкретную сделку, так и подставных фирм, формально выступающих в качестве импортеров, но не имеющих соответствующего имущественного обеспечения. Это снижает возможность для эффективного последующего контроля, в том числе возможность довзыскивания таможенных платежей;
  4. недостаточное развитие таможенной инспекции, слабое взаимодействие с налоговыми органами (в связи с этим невозможность в необходимых случаях должного обеспечения последующего контроля);
  5. появление и развитие технологий таможенного контроля, базирующихся на использовании систем анализа и управления рисками и оперативного мониторинга перемещения товаров, а также в связи с разработкой Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли[1];
  6. развитие информационных систем, резкое возрастание степени информированности коммерческих кругов об изменяющейся ситуации на рынке и в таможенной сфере, а также скорости информационных процессов;
  7. комплексность системы контроля, включая наличие и функционирование отработанных схем взаимодействия всех необходимых звеньев (как внутриведомственного, так и межведомственного).

     Кроме того, в настоящее время имеется  существенный разрыв между требованиями к эффективности системы контроля таможенной стоимости и ее потенциальными возможностями, что также требует новых решений в организации контроля таможенной стоимости;

     в) необходимость значительного повышения эффективности работ по контролю таможенной стоимости. Учитывая большое значение правильного определения таможенной стоимости для эффективной организации внешнеторговой деятельности, с одной стороны, а также для обеспечения рационального государственного регулирования внешнеторговой деятельности – с другой, требования к эффективности контроля таможенной стоимости постоянно возрастают;

     г) состояние организации контроля таможенной стоимости. Задачи предыдущих этапов развития системы таможенной оценки в основном выполнены, и имевшиеся резервы эффективности исчерпаны. В связи с этим без соответствующей корректировки подходов к организации контроля таможенной стоимости неизбежен «откат» назад. В настоящее время уже наблюдаются отдельные признаки «разбалансировки» существующей системы контроля таможенной стоимости:

  1. ослаблена координация взаимодействия подразделений (как по вертикали, так и по горизонтали) таможенной системы;
  2. имеет место дублирование функций управленческого воздействия на нижестоящие звенья;
  3. снижается четкость в определении приоритетов и стратегических задач контроля таможенной стоимости, а также согласованность и единообразие в выработке и реализации оперативных мер;
  4. прослеживаются определенные диспропорции между требованиями и задачами контроля таможенной стоимости, поставленными перед таможенными органами, и имеющимися возможностями последних для обеспечения их выполнения[9].

     Существует  также мнение, что потенциал таможенных органов недостаточно используется. Основными объективными причинами этого являются:

  1. недостаточность трудового и технического обеспечения;
  2. неорганизованность подразделений таможенной службы, рассредоточенность и дублирование контрольно-аналитических функций по таможенной стоимости между ними;
  3. отсутствие единой долгосрочной стратегии развития данного направления и, соответственно, определения приоритетных задач в рамках таможенной системы.

     Все эти факторы и обстоятельства в совокупности создают предпосылки для совершенствования организации контроля таможенной стоимости товаров. 

 

    2. КОНТРОЛЬ  ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

    2.1. МЕТОДЫ И КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ

     Существует 6 методов определения таможенной стоимости товаров:

  1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами — основной метод определения таможенной стоимости, когда она определяется по стоимости сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате на момент пересечения товаром таможенной границы РФ. При этом в таможенную стоимость включаются затраты на транспортировку, страхование, лицензирование и другие, фактически понесенные декларантом к моменту пересечения таможенной границы.
  2. По стоимости сделки с идентичными товарами — определение таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами. Стоимость сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
  • проданы для ввоза на территорию РФ;
  • ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
  • ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях. В случае если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу РФ ее обоснованность. В случае если при применении этого метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
  1. По стоимости сделки с однородными товарами — формально его применение не отличается от метода 2, за исключением понятия однородные товары — товары, которые не являются полностью идентичными, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять такие же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
  1. На основе вычитания стоимости — базируется на цене, по которой ввозимые или идентичные, или однородные товары были проданы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации в неизменном состоянии. Из цены при этом вычитаются затраты, характерные только для внутреннего рынка, которые не должны быть включены в таможенную стоимость (таможенные пошлины, обычные расходы в связи с транспортировкой и продажей и пр.)
  2. На основе сложения стоимости — на основе учета издержек производства этих товаров, к которым добавляется сумма прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров в России. Требует особо тщательного таможенного наблюдения, так как получение подобной информации от изготовителя товаров зачастую затруднено, а в случае ее предоставления для проверки фактически не все документы и сведения могут быть представлены таможенным органам страны-импортера.
  3. Резервный метод — применяется в случае невозможности определения таможенной стоимости вышеперечисленными методами. Основан на расчетах и экспертных оценках, при этом оценки базируются в максимально возможной степени на стоимости сделки ввезенных товаров; используется стоимость, основанная на фактических оценках, то есть ценах, по которым ввезенные товары продаются в стране при обычном ходе торговли в условиях конкуренции.

     Эти методы применяются декларантом  в порядке их перечисления (в случае невозможности применения предыдущего  метода), за исключением методов 4 и 5, которые могут применяться в  обратном порядке[6].

     Контроль  таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения норм, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе», о проверке достоверности заявленных лицами сведений о таможенной стоимости товаров, правильности избранного метода определения таможенной стоимости и расчета ее величины[4].

     При этом следует иметь в виду, что контроль таможенной стоимости должен осуществляться в тех случаях, когда подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, рассчитываемые с использованием таможенной стоимости -  не только в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, но также в случаях, когда товары не пересекают границу, но подлежат декларированию таможенному органу.

     При декларировании товаров контроль таможенной стоимости осуществляется путем  проведения следующих операций:

    • контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости, т.е. соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;
    • контроль правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости: включение всех предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе» для данного метода оценки компонентов и в случае заявления вычетов из выбранной основы для определения таможенной стоимости – их обоснованность;
    • контроль документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;
    • оценка достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками[5].

     В целом систему таможенного контроля можно рассматривать как совокупность процедур, в том числе направленных на контроль факторов, влияющих на формирование таможенных платежей, и включающую:

  1. контроль наименования товара;
  2. контроль кода товара по ТН ВЭД;
  3. контроль количества товара;
  4. контроль страны происхождения товара;
  5. контроль объектов интеллектуальной собственности;
  6. контроль фактурной стоимости товаров;
  7. контроль таможенной стоимости товаров.

     Таким образом, понятие «контроль таможенной стоимости» охватывается более общим  понятием «таможенный контроль». Контроль таможенной стоимости товаров, как одного из факторов, влияющих на формирование суммы таможенных платежей, является одним из объектов таможенного контроля. В свою очередь, контроль таможенной стоимости нельзя рассматривать как отдельную процедуру таможенного контроля, поскольку контроль таможенной стоимости взаимосвязан с другими элементами, составляющими таможенный контроль в целом, или по-другому, с контролем иных факторов, влияющих на формирование суммы таможенных платежей (см. Приложение А).

     В целях контроля таможенной стоимости  могут применяться, формы таможенного  контроля, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации, а именно:

  • проверка документов и сведений;
  • таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
  • таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
  • устный опрос;
  • получение пояснений;
  • таможенная ревизия[11].

     По  результатам контроля таможенной стоимости  таможенным органом может быть принято  одно из трех возможных решений:

     1) о принятии заявленной таможенной стоимости (таможенный орган соглашается с заявленной таможенной стоимостью);

     2) об уточнении заявленной таможенной стоимости (в целях реализации этого решения таможенный орган запрашивает дополнительные документы и сведения для подтверждения таможенной стоимости, при этом товар может быть выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены);

     3) о корректировке таможенной стоимости (т.е. об изменении величины заявленной декларантом таможенной стоимости в рамках выбранного им метода или иного метода определения таможенной стоимости)[15].

     Контроль  таможенной стоимости рассматривается  не как самоцель, а как неотъемлемый, органичный элемент единой системы  таможенного контроля, призванного  своевременно выявлять нарушения таможенного  и налогового законодательства на возможно более ранней стадии с тем, чтобы оперативно принимать корректирующие воздействия и разрабатывать меры по предупреждению таких нарушений в будущем. В связи с этим система контроля таможенной стоимости должна содержать как специфические, присущие только ей компоненты, обусловленные спецификой контроля, так и компоненты, единые для всей системы таможенного контроля, позволяющие обеспечить единство этой системы и сопряженность ее отдельных частей.

Информация о работе Усиление контроля за таможенной стоимостью товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ