Виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Основной метод регулирования внешнеторговой политики – таможенный тариф. Его используют для поддержания положительного торгового баланса, управления валютными потоками, защиты национальных производителей. В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

Содержание

Введение 2
1. Основные виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности 4
1.1 Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. 4
1.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности 6
2.1 Экспортный контроль. 19
2.2 Система валютного контроля. 25
Заключение 36
Список использованной литературы. 37

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 61.42 Кб (Скачать)

Страны  используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная  обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному  методу.

В настоящее  время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в основном по двум причинам:

  1. тарифные ставки регламентируются международными торговыми соглашениями. За редким исключением, правительства не могут самостоятельно повышать тарифы и вынуждены прибегать к более строгим импортным квотам в целях защиты конкурирующих с импортом отраслей экономики;
  2. нуждающиеся в защите отрасли также предпочитают квоты на импорт, так как добиться специальных лицензионных привилегий легче, чем введения тарифа, которое связано с изменением структуры доходов государственного бюджета. 

Импортные квоты наиболее привлекательны в условиях свободной конкуренции, при которой последствия квотирования аналогичны тарифу на импорт.

Чистые  потери благосостояния при квотировании окажутся выше, чем при тарифе на импорт, в двух случаях:

  1. Если квота провоцирует монопольную власть отечественного производителя или зарубежной фирмы-импортера продукции;
  2. Если импортные лицензии размещаются неэффективно.

 

Механизм  тарифов на экспорт или экспортных пошлин, «зеркально» отражает импортный  тариф.

В основе политики налогообложения экспорта лежит расчет на монопольную прибыль: монопольное положение страны-экспортера на мировом рынке вынуждает зарубежные страны-импортеры переплачивать  за импортируемый товар. Монопольная  прибыль особенно значительна в  случае одновременного установления экспортных барьеров несколькими странами, объединенными  в международный картель.

Добровольные  экспортные ограничения (ДЭО) являются разновидностью экспортной квоты, которую вводит иностранное государство, «добровольно» лимитируя объемы своего экспорта в некоторые страны. «Добровольность», в данном случае, имеет условный характер, так как экспортер идет на ограничения для того, чтобы избежать более серьезных мер торговой политики со стороны своих партнеров.

ДЭО имеют две специфические особенности, которые определяют известные преимущества этого инструмента торговой политики:

  • ДЭО менее очевидны для отечественных потребителей, чем тарифы или квоты на импорт. Поэтому потребители воспринимают их более лояльно и не предъявляют претензий к правительству;
  • при ДЭО зарубежные фирмы могут назначать за свою продукцию более высокие цены, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом, при ДЭО иностранцы частично компенсируют снижение объемов экспорта путем повышения цен на него.

 

2) Методы скрытого  протекционизма.

Они включают в  себя:

  • санитарные нормы и технические стандарты, используемые для сдерживания или полного отсутствия возможности ввозить товар в страну,
  • требования проводить дополнительные экспертизы, получать сертификаты, доказывать допустимость содержания каких-либо компонентов в товаре или его упаковке (товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями, в Канаде — те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски, в Швеции - для продовольственных и аптекарских товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках) и т.д.
  • ограничение рекламы
  • таможенные проволочки, усложнение документации и др.
  • открытие или закрытие таможенных постов

Технические, санитарные барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.)

Политика  в рамках государственных закупок — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.

 

Требование  о содержании местных компонентов — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

3) Финансовые  методы, включают:

  • Экспортные кредиты – кредитование национальных производителей на льготных условиях, предоставление кредитов иностранным импортерам при условии закупки товаров только у фирм страны (связанные кредиты) и т.д.
  • Страхование экспортных рисков
  • Импортные депозиты – требование обязательного открытия счетов предприятий-импортеров в национальных банках

4) Ценовые методы:

Внутренние  налоги и сборы — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том, что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.

Демпинг - продажа товаров на мировых рынках по ценам ниже внутренних, который может квалифицироваться как спорадический, постоянный, преднамеренный, взаимный и т.д. Как правило, законодательно преследуется, но требует расследования, доказательств. В случае обвинения в демпинге вводится антидемпинговая пошлина, равная разнице между ценами страны продажи и страны продавца, что исключает торговлю данным товаром между бывшими партнерами на длительный период времени.

5) Институциональные  методы – образование союзов товаропроизводителей с целью монополизации рынков и влияния на объемы внешней торговли (классический пример – ОПЕК).

6) Политические  меры, связанные с проведением экономических санкций по отношению к стране. Классическим вариантом внешнеторговой политики в этом плане является торговое эмбарго – запрещение ввоза товаров из какой либо страны (может применяться отдельной страной), или вывоза товаров (применяется международным сообществом).

 

Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов:

• Индекс частотности — индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей.

• Индекс покрытия торговли — показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров.

• Индекс воздействия на цены — соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений.

Обычно  для целей сопоставимости с помощью  одного из перечисленных индексов рассчитывают стоимость нетарифных барьеров в  виде эквивалента адвалорной пошлины (процент от таможенной стоимости  товара).

Проведенное в США в середине 70-х годов  исследование нетарифных ограничений  импорта 90 различных товаров 15 развитыми  странами показало, что, например, при  импорте мясных продуктов Японией, номинальный тариф на которые  составляет лишь 13%, нетарифные ограничения  импорта мяса увеличивают его  цену на японском рынке по сравнению  с мировой еще на 161%. В США  при номинальном тарифе на импорт фруктов в 7%, используемые кроме того нетарифные ограничения увеличивали внутреннюю цену фруктов еще на 128%. Но и здесь возникает проблема, связанная с тем, что на один и тот же товар могут накладываться и таможенная пошлина, и нетарифные ограничения; при этом если таможенная пошлина всегда является мерой ограничения, то нетарифные барьеры — только при определенных условиях. Например, если импорт товара подлежит обложению пошлиной и квотированию, то пошлина выполняет свою ограничительную функцию всегда, независимо от количества ввезенного товара. Квота же становится ограничителем только после того, как импорт достиг обусловленного властями объема.

 

Таким образом, государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности бывает двух видов: тарифное и нетарифное. Тарифное регулирование

 

2.1 Экспортный контроль.

 

Экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства  об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется  в момент пересечения товаром  таможенной границы, предоставления услуг  и прав на результаты интеллектуальной деятельности. Реэкспорт - вывоз из страны ранее ввезенных в нее  иностранных товаров.

Экономические методы стимулирования экспортного производства. Прямое финансирование экспортеров осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Чаше всего государство выделяет до 30% средств, необходимых для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государственное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но так же средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизировать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка.

Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство  выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным  финансированием следует считать  возврат экспортерам пошлин, выплаченных  при ввозе сырья, а так же передачу экспортерам правительственных, в  том числе и военных, заказов  по стабильным и , как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с  экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется  разрешение фирмам экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды  развития экспортного производства с необлагаемой налогом части  прибыли.

Кредитование экспортера. Кредитование может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственные  банки предоставлением кредитов среднесрочных (до5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экспортного  производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных  условиях по стабильным ставкам.

Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в  форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так  и банковских кредитов, которые являются целевыми, и следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспорта. Оно имеет два направления внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство. Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные переговоры, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.

Информация о работе Виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности