Влияние таможенных пошлин на экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть систему таможенных пошлин в Российской Федерации и проанализировать влияние таможенных пошлин на экономику России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить общие понятия, используемые при обложении таможенными пошлинами;
- рассмотреть сущность и роль таможенных пошлин;
- охарактеризовать механизм воздействия таможенных пошлин на экономику.
Объектом исследования является таможенное дело в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие понятия, используемые при обложении
таможенными пошлинами…………………………………………………….6
Таможенное дело в РФ……………….…………………………………...6
Таможенные платежи и их виды……………………. …………………..9
Ставки таможенных пошлин. Особые виды пошлин.
Таможенный тариф …………………………………………………………..14
Глава 2. Влияние таможенных пошлин на экономику ………….………....11
2.1 Функции и роль таможенных пошлин…………………………………..11
2.2 Воздействие таможенных пошлин на внешнюю торговлю……………15
Глава 3. Влияние таможенных пошлин на экономику России
(на примере таможенного регулирования автомобильной промышленности)……………………………………………………………3
Заключение……………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

       ГТК РФ принимает меры по  упорядочению товаропродвижения  через границу РФ и обеспечению  полноты поступления в бюджет  таможенных налогов. Алкогольные  напитки и табачные изделия,  вывозимые из РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта (в том числе после нахождения под таможенным режимом временного ввоза, таможенного склада, переработки, свободного склада, свободной таможенной зоны, магазина беспошлинной торговли или после нахождения на складах временного хранения) оформляются для доставки до таможенного органа назначения под контролем только после уплаты таможенных платежей. Размер этих выплат определяется суммой таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при режиме выпуска для свободного обращения.

       НДС и акцизы, являясь до настоящего  времени основными фискальными  каналами формирования казны  государства, постепенно приобретают  свое второе функциональное назначение - стимулировать инвестиционные процессы в российской экономике, способствовать укреплению внешнеторгового баланса страны.

     НДС  и акцизы, взимаемые на таможне, занимают особое место в системе косвенного обложения. 

     2.2 Таможенная пошлина  в механизме государственного  регулирования внешнеторговой  деятельности 

     Российское  законодательство допускает использование двух методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Первый - таможенно - тарифный метод - непосредственно связан с использованием налоговых регуляторов внешнеторговых потоков. Другой метод - нетарифного регулирования - охватывает квотирование и лицензирование внешнеторговых операций и предполагает административное воздействие на участников внешнеторговой деятельности. В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" закреплен принцип приоритетного использования экономических мер при осуществлении внешнеторговой политики, что соответствует логике рыночного регулирования, проявляющейся в разумной минимизации использования административных институтов экономической политики.

     Основой таможенно-тарифного регулирования  являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог, который  включается в продажную стоимость  товаров и тем самым влияет на их конкурентоспособность на рынке. Иными словами, таможенные пошлины выступают в качестве стоимостного ограничителя внешнеторговых операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

     Таможенно - тарифное регулирование выполняет  две основные функции - фискальную и  регулятивную.

     Фискальная  функция состоит во взимании таможенной пошлины и направлении собранных  средств в доход федерального бюджета.

     Проявления  регулятивной функции могут быть самыми разнообразными. Это - рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов; изменения в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; защита экономики России от неблагоприятных воздействий иностранной конкуренции.

     Влияние на внешнюю торговлю таможенных пошлин трудно переоценить. Это самый действенный  рычаг  экономики  для  стимуляции   экспорта   и   защиты  от   избыточного импорта.

     Большую часть российского экспорта, к  сожалению,  составляет сырье и  пошлинами обложены только сырьевые товары. Это своего рода форма рентного платежа, которым государство облагает владельца сырьевых ресурсов. Часть  этой сверхприбыли стала перераспределяться в доход государства.

     Экспортные  пошлины не очень широко используются в мире, но Россия далеко не единственная страна, где они есть. Всего 17 государств используют экспортные пошлины, в частности, Китай и Украина. В России в 99% случаев они играют не регулятивную, а чисто фискальную роль, пополняя доход федерального бюджета. Таможенные платежи дают порядка 35% доходной части бюджета и половина из них - экспортные пошлины. Сейчас их роль очень велика.

     Российское  правительство достаточно четко  следит за тем, чтобы не делать экспорт тех или иных товаров, которые облагаются пошлинами, убыточным. Соответственно, когда внутренние цены растут, и затраты на производство продукции увеличиваются, или же когда мировые цены на продукцию падают, правительство выводит эти товары из-под обложения экспортными пошлинами или уменьшает размер пошлин. В 2000 году, например, были снижены пошлины на березовую древесину, на технологическую щепу, на хвойные пиломатериалы, чтобы данный вид экспорта не стал убыточным. Также были снижены пошлины на сжиженный газ (пропан, бутан). Кроме того, выведены из под обложения экспортными пошлинами те товары, которые не могут быть переработаны в России. Например, медный концентрат с повышенным содержанием мышьяка. Чтобы не останавливать экспорт этого товара, его сделали беспошлинным.

     Существование экспортных пошлин зависит от многих факторов и, в частности, как долго  продлится эффект девальвации рубля, насколько будут благоприятными цены на мировых рынках на товары российского  экспорта, насколько будет сильна потребность в экспортных пошлинах для российского бюджета с финансовой точки зрения.

     Суммарный объем экспортных пошлин, по прикидочным  оценкам, заложен в бюджете на 2002 год в тех же масштабах, что и в нынешнем.

     Сейчас  Правительство Российской Федерации совместно с Центром Стратегических разработок Г. Грефа разработало программу, которая предполагает определенную унификацию пошлин и постепенное их снижение.  По мнению экспертов и экономистов, в ближайшие два года пошлины будут играть, к сожалению, фискальную, а не регулирующую роль. Правительство намерено унифицировать пошлины и установить средний уровень таможенных пошлин на уровне 15-20%, который является наиболее приемлемым с точки зрения наполнения бюджета, взимания  таможенных пошлин и стимуляции внешнеторговых отношений.

     По  сведениям Центра Стратегических разработок с импорт по сравнению с 1997 годом  упал в 3 раза в 1998 году, в 2-2,3 в 1999-2000 и  составил 57% от уровня 1997 года в 2001 году. Решающую роль в этом спаде приписывают девальвации рубля. 

     Однако, по мере исчерпания эффекта девальвации, регулирующая роль пошлин снова будет  выходить на первый план, а фискальная уменьшаться. Т. е. по мере того, как  российская валюта снова обретет  значительный вес импортеры получат возможность равной конкурентной борьбы с российскими производителями, затраты отечественных производителей будут соизмеримы с затратами зарубежных производителей и экспортные пошлины станут выполнять роль регулятора экспортных потоков, а не средства пополнения казны государства. Это же касается и ввозных (импортных) пошлин.

     Необходимо  иметь в виду, что есть некоторые  сектора промышленности, которые  очень заинтересованы в снижении пошлин и, прежде всего, на прогрессивное  технологическое оборудование. В  данном случае необходимо довести размер экспортных пошлин до минимального уровня. Лучше закупать за рубежом с минимальными затратами то, что пока не получается производить в России. С другой стороны, есть отрасли экономики, такие как легкая промышленность, текстильная, промышленность стройматериалов, пищевая промышленность, которые, благодаря «эффекту импортозамещения», стали активно развиваться. Снижать пошлины на их продукцию, аналогичную импортной, сейчас нет смысла. Наоборот, им необходимо дать еще 2-3 года, чтобы они твердо "встали на ноги", стали конкурентоспособными.

     В некоторых областях экономики высокие  пошлины являются стимулом для иностранных  инвесторов. Если пошлина 5%, то иностранному производителю выгодно ввозить  готовую продукцию. При размере  пошлины 20-25% уже гораздо выгоднее вкладывать средства в развитие производства в этой стране. Так произошло с производителями пива, сигарет или лекарств. Например, ни для не секрет, что для заполнения российского рынка своей продукцией «монстры» международного рынка, такие как Nestle, Ford, Coca-Cola открывают собственные производства в России, предпочитая инвестиции импорту, так как это более выгодно, нежели постоянное увеличение стоимости за счет таможенных пошлин.

       Еще раз хочу отметить, что  по мере исчерпания эффекта девальвации российской валюты, таможенные пошлины вновь обретут роль регулирующих, а не фискальных.

     Итак, из вышесказанного следует, что таможенные пошлины выполняют ряд функций. На мой взгляд самыми важными из них являются следующие:

1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.

     2) Фискальная функция -  эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортертами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства..

     3) Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей. 

    Важно отметить, что не только таможенные пошлины оказывают влияние на экономику, но и рынок может влиять на таможенные пошлины.

     Например, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации совместно  с Министерством торговли Российской Федерации проводило мониторинг цен на нефть на средиземноморском  и роттердамском рынках нефтяного сырья с целью определения ее среднемесячной цены.

     Среднемесячная  цена рассчитывается как среднее  арифметическое цен продажи и  покупки нефти на указанных рынках за все дни торгов в истекшем месяце.

     Таким образом, таможенные пошлины, выполняя фискальную функцию, оказывает большое влияние на структуру экспорта, т. е. выполняют регулирующую роль.

     Государственный таможенный комитет России выступает  за оптимизацию ставок таможенных пошлин и расширение практики применения сезонных пошлин. В  материалах, представленных Государственным таможенным комитетом России к парламентским слушаниям "Проблемы законодательного обеспечения развития производства потребительских товаров и регулирования потребительского рынка отмечается, что "защита отечественных товаропроизводителей является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности таможенных органов РФ". Внимание участников слушаний обращается на то, что "применение высоких ставок таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров приносит определенный эффект только в случае реализации государством жесткой протекционистской политики, связанной с необходимостью защиты внутреннего рынка". При этом "попытки использования высоких ставок таможенных пошлин с целью пополнения доходной части федерального бюджета практически в подавляющем большинстве случае в среднесрочной и долгосрочной перспективах оказывались безуспешными".

     "Введение  высоких ставок таможенных пошлин  приводит или к нарушению оптимального, с точки зрения собираемости  таможенных пошлин, соотношения между уровнем цен на внутреннем рынке и объемом внешнеторгового оборота, или стимулированию деятельности "черного" рынка, отмечается в материалах ГТК. В результате объективным следствием данной ситуации становится либо уклонение импортеров от уплаты таможенных платежей всеми доступными средствами либо практическое полное свертывание торговых операций, что в конечном итоге, и в том и в другом случае, "приводит к сокращению поступлений средств в доходную часть федерального бюджета".

     При расчете ставок таможенного тарифа, по мнению ГТК, "следует исходить из возможности получения бюджетом максимальных доходов либо непосредственно за счет таможенных пошлин, либо за счет внутренних налогов, уплачиваемых предприятиями, производящими импортозамещающие товары".

     В ГТК считают необходимым "четко  определить товары, в отношении которых  должны применяться ставки таможенных пошлин, имеющих именно фискальную функцию". Для этих товаров, по мнению ГТК, размер ставки таможенной пошлины  целесообразно устанавливать в размере не более 15 проц /за исключением отдельных акцизных товаров/".

Информация о работе Влияние таможенных пошлин на экономику России