Анализ косвенных затрат на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы - является анализ косвенных затрат.
В соответствии с целями данной работы, рассмотрим следующие задачи:
- дать общую характеристику деятельности завода Искож;
- проанализировать основные технико-экономические и финансовые показатели деятельности предприятия;

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 64.60 Кб (Скачать)

   Балансовая  прибыль рассчитывается с учетом так называемых прочих планируемых  и непланируемых доходов и  расходов. К планируемым расходам относят налоги, уплачиваемые в федеральный  и местный бюджет; непланируемые  расходы - штрафы, пени и неустойки, уплаченные за нарушение договорных обязательств, убытки от списания безнадежных  долгов и другие потери, которые  уменьшают операционную прибыль. К  непланируемым доходам относят  штрафы, пени и неустойки, полученные от различных организаций, излишки  товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации, списания кредиторской задолженности за истечением сроков исковой давности и др.

   Для характеристики экономической эффективности  торгового предприятия, а также  в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень. Уровень прибыли характеризует  рентабельность торговых организаций - один из показателей эффективности  их деятельности. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли - отношение суммы прибыли к  товарообороту. Однако этот показатель не является единственным показателем  рентабельности торговой или коммерческой деятельности, ибо он показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме  товарооборота. В нем не находит  отражение степень эффективности  всех авансированных затрат (единовременных и текущих), связанных с коммерческой деятельностью. Так, при одной и  той же сумме прибыли и товарооборота  у разных коммерческих организаций  могут быть различные вложения В  основные и оборотные средства. В  связи с этим особое значение для  оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление  прибыли с произведенными затратами (издержками обращения):

где П - прибыль торгового предприятия  за определенный период (в сумме); Р - расходы торгового предприятия (в сумме). Этот показатель позволяет  судить об эффективности коммерческой деятельности, так как показывает, какова доля прибыли на каждый рубль  расходов по ведению коммерции. 
К другим показателям эффективности этой группы можно отнести:     

      - отношение прибыли к фонду заработной платы;

     - сумму прибыли, приходящуюся на одного работника торгового предприятия;

     - отношение прибыли к основным и оборотным средствам и некоторые другие. 
Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (расходы по осуществлению коммерческой деятельности). 
Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты, связанные с осуществлением торговой деятельности. Эти издержки могут быть связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. с выполнением торговлей дополнительных функций (расходы по перевозкам, хранению, фасовке, упаковке товаров и др.). Такого рода расходы называются дополнительными издержками.

     Другим  важным условием эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия  является скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. Ускорение товарооборачиваемости  является основным критерием оценки работы коммерческой организации, так  как означает сокращение времени  пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость  в их меньшей величине для совершения торговых процессов.

     Товарооборачиваемость - это скорость обращения товаров  или время, в течение которого реализуются товарные запасы.Товарные запасы в днях на определенную дату показывают, на сколько дней торговли организация (предприятие) обеспечены товарами. Показатель товарных запасов  в днях рассчитывается путем деления  суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный оборот предстоящего периода, ибо эти товары предназначены  для торговли в предстоящем периоде.Товарооборачиваемость отражает среднее время обращения товарного запаса за определенный период (год, квартал) или выражает число оборотов среднего запаса за указанный период.В первом случае товарооборачиваемость рассчитывается в днях к обороту, во втором -числом оборотов среднего запаса. Товарооборачиваемость в днях к обороту рассчитывается путем деления среднего запаса товаров на среднедневной оборот за какой-то период по формуле 
 
где О - товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота); Зс - средний запас товаров за определенный период; Тс/д - среднедневной товарооборот за тот же период.

     В то же время для более полной оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия возможно использование  обобщающего показателя, когда сопоставляются результаты деятельности предприятия  со всеми затраченными средствами, включая вложения средств в основные и оборотные фонды.

     Торговое  предприятие, независимо от своих масштабов  и профиля деятельности, должно заниматься так называемым внутрифирменным  планированием. Коммерсант - это прежде всего организатор. Организовать -значит определить цель, знать финансовые и материальные ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организатор должен уметь формулировать задачу, доводить ее до непосредственного исполнителя и контролировать выполнение. Организация коммерческой деятельности предполагает умение принимать правильные решения, распределять обязанности и ответственность.

     Необходимым элементом организации является умение планировать коммерческую деятельность, управлять ею и анализировать. Планирование подразумевает определение целей  предприятия на определенную перспективу, нахождение и анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

     Планирование  определяется теми задачами, которые  ставит перед собой предприятие  на перспективу. 
 

3. Меры по сокращению  косвенных затрат  в составе себестоимости  продукции

     К косвенным или накладным расходам относятся ОПР, ОХР и коммерческие расходы. Большая часть этих расходов является условно-постоянными, особенность  этих расходов заключается в том, что их нельзя отнести на конкретный вид продукции, поэтому они собираются по смете (бюджету), а затем относятся  на конкретное изделие пропорционально  какой-либо базе установленной порядком калькулирования на данном предприятии. Это основная и дополнительная з/пл производственных рабочих или в  целом прямые затраты. Для расходов на содержание и эксплуатацию оборудования за базу может быть принята условная величина, а именно коэффициент машино-часы, приходящейся на данное изделие.

     - Общая схема анализа сопоставления  фактической и плановой сметы.  В результате выявляется: общее  отклонение, в том числе: неоправданный  перерасход и непроизводительные  расходы.

     - Т.к. косвенные расходы считаются  условно-постоянными, то плановая  их величина не корректируется, но если можно подразделить  какую-либо из статей на полностью  постоянную часть и переменную  часть, то тогда эту переменную  долю можно откорректировать  на изменение объема продукции,  работ, услуг.

     - Т.о. алгоритм расчета отклонений:

     А) факт √ план по каждой статье

     Б) факт √ (план по постоянной части в  неизменном виде + план по переменной части

     * индекс объема работ).

     - Обобщающими показателями, характеризующими  косвенные расходы, являются:

  1. удельный вес косвенных расходов в полной себестоимости продукции
  2. удельный показатель затрат косвенных расходов, приходящихся на единицу объема продукции, работ, услуг
  3. удельный вес косвенных расходов в затратах на рубль продукции

     В связи с тем, что большая часть  косвенных расходов имеет условно-постоянный характер, необходимо проанализировать экономию на условно-постоянной части  расходов возникающую при увеличении объема продукции, работ, услуг.

     - Косвенные расходы анализируются  по отдельным сметам по видам  этих расходов, а именно ОПР,  ОХР, коммерческие.

     - Главная задача рассмотреть общее  отклонение по смете, затем  распределить его по экономическому  содержанию. Если расходы полностью  постоянные, то любое отклонение  по ним является неоправданным.  Однако есть часть расходов, увеличение  которых может быть расценено  с точки зрения экономической  целесообразности. В частности это  расходы на охрану труда и  технику безопасности, расходы по  испытаниям, опытам и исследованиям,  увеличение которых закладывает  будущие положительные моменты.

     - Особому анализу подвергаются  непроизводительные расходы. В  составе ОПР это оплата простоев, недостачи товарно-материальных  ценностей на цеховом складе, недостачи НЗП, штрафы и иски  внутрипроизводственного характера.  В ОХР к непроизводительным  относятся: излишки (недостача)  товарно-материальных ценностей,  переоценка, брак, штрафы. В составе  коммерческих расходов: штрафы, пени, неустойки.

     - Анализируя состав каждой группы  косвенных расходов, выделяют те  статьи, которые связаны с изменением  материальных затрат, трудовых затрат. По материальным затратам в  составе косвенных расходов следует  рассмотреть влияние изменения  объемов, норм расхода вспомогательных  материалов. По з/пл следует рассмотреть  влияние количества работающих  и их средней оплаты труда,  при этом все расходы подразделяются  на постоянные и переменные.

     - Основные пути снижения косвенных  расходов:

  1. сокращение излишнего обслуживающего персонала
  2. снижение норм расхода запчастей и материалов необходимых для обслуживания оборудования
  3. снижение непроизводительных выплат по заработной плате
  4. ликвидация и уменьшение перерасхода по отдельным статьям.
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Заключение 

     Данная  курсовая работа показывает важность и необходимость применения анализа  себестоимости в деятельности предприятия. Современное состояние анализа  можно охарактеризовать, как довольно основательно разработанную в теоретическом  плане науку. Ряд методик используется в управлении производством на разных уровнях.

     На  основании теоретических и практических разработок, вместивших в себе обширный труд ученых, разрабатывавших эту  проблему, и изложенных в данной курсовой работе, можно сделать некоторые  выводы.

        1.Себестоимость продукции — один из основных показателей, характеризующий уровень организационно-технического развития предприятий, качество, результаты деятельности, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

       2.Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

     3.Перспективы развития анализа в теоретическом и практическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук, в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др.

     4.Анализ себестоимости по статьям затрат дает возможность установить динамику отдельных статей и ее влияние на себестоимость продукции. Результат анализа позволяет видеть, под влиянием каких статей расходов сформировался тот или иной уровень себестоимости, в каких направлениях необходимо вести борьбу за снижение себестоимости.

     5.Наиболее тщательно должны анализироваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль таких расходов и потерь, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда.

     6.Соблюдение режима экономии повышает экономическую эффективность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможности материального стимулирования.

 

     

                             Список литературы 

1. Анализ  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия: Учебник. -2-е изд., стереотип.- М: Издательский центр Академия; Мастерство, 2004.

2. Анализ  хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие Г.В.Савицкая. - 7-е изд., испр.- Мн: Новое знание, 2004.- 704 с.  
3. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. 2002.-208с.  
4. Гончарова Э.А. Резервы снижения себестоимости: Учеб. пособие. Л: ЛФЭИ,2002.  
5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. Пособие.- 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 1998.- 208 с.  
6. Денисова И.П. Управление издержками и ценообразование: Учеб. пособие. 1999.  
7. Журавлев В.В, Савуков Н.Т. Анализ хозяйственно - финансовой деятельности предприятия. Конспект лекций.- СПб: Политехника, 2003.-127с.  
8. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 2-е изд., перераб.доп.М:ИНФРА-М,2000.  
9. Кадацкий В. Затраты и прибыль: теоретический анализ Экономист. 2002. - 6. - с.79-82.  
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2002. 456 с.  
11. Ковалева В.В., Волкова О.Н.. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: Проспект, 2002. 367 с.  
12. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие/ пер. с франц. Под ред. проф. Я.В.Соколова.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.- 576 с.  
13. Кондратюков Н.П. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ. М:Издательство Дело,2003.  
14. Крылов Э.И., Власова В.М, Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. 720 с.  
15. Куракова Ю. Г. Управление издержками на предприятии, Бухучет. 2003.  
16. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятияМ.:ЮНИТИ-ДАНА,2004. 
17. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр Академия;Мастерство,2004.  
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие/ Г.В.Савицкая.- 7-е изд., испр.- Мн.: Новое знание, 2004.- 704 с.  
19. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004.

Информация о работе Анализ косвенных затрат на предприятии