Анализ кредитного портфеля комерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:13, дипломная работа

Описание работы

Деятельность банковских учреждений многообразна. В современном обществе банки занимаются различными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, но и финансируют народное хозяйство, совершают куплю-продажу ценных бумаг, а в некоторых случаях осуществляют посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения консультируют, участвуют в обсуждении законодательных и народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты анализа кредитного портфеля коммерческого банка
1.1 Сущность и понятие кредитного портфеля коммерческого банка
1.2 Понятие качества кредитного портфеля.
1.3 Управление качеством кредитного портфеля
1.4 Нормативно-правовое регулирование кредитной деятельности банка
2 Анализ кредитного портфеля коммерческого банка на примере Сбербанка России.
2.1 Характеристика кредитной деятельности Сбербанка России.
2.2 Анализ кредитного портфеля ОАО Сбербанк России
3 Мероприятия по повышению качества кредитных портфелей коммерческих банков в России.
3.1 Проблемы диверсифицированности кредитных портфелей коммерческих банков России
3.2 Проблемы управления качеством кредитного портфеля в банковском секторе экономики России и способы их решения
Заключение

Работа содержит 5 файлов

1.1 Сущность и понятие КП.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

Для организации работы по управлению кредитным и операционным рисками в условиях роста ссудной задолженности и расширения полномочий низовых звеньев в Банке сформировано Управление рисков, введена в действие система присвоения крупным корпоративным клиентам внутреннего кредитного рейтинга.[2]

Совершенствование модели управления рисками потребовало реорганизации контрольно-ревизионных служб и создания Службы внутреннего контроля, подразделения которой ориентированы на решение задачи повышения эффективности контроля, выявления и устранения причин нарушений и ошибок.

Таким образом, целенаправленные усилия по развитию бизнеса и обеспечению эффективной работы банка позволили обеспечить достижение всех финансовых целевых ориентиров - поддерживать рентабельность капитала на уровне 25%-31%, добиться снижения показателя cost/income с 63% до 46%.

Обеспечивая необходимый для развития бизнеса и покрытия рисков запас капитала, Банк использовал экономически эффективные методы увеличения собственных средств. В 2001 году была проведена эмиссия акций, позволившая на треть увеличить номинальную стоимость уставного капитала, а в феврале 2005 года Банк привлек субординированный займ в 1,0 млрд. долларов США сроком на 10 лет, проведена переоценка основных средств.

19 июля 2007 года Правлением Сбербанка России был одобрен Проект Концепции развития Сбербанка России до 2012 года , а 24 июля 2007 года этот проект был единогласно утвержден Комитетом Наблюдательного совета Сбербанка России по стратегическому планированию.

В соответствие с Концепцией Банк использую свои конкурентные преимущества собирается, не только не утратить ведущих позиций на рынке банковских услуг, но и еще более укрепиться в статусе лидера банковского сектора России.

Рассмотрим конкурентные преимущества Сбербанка России..

Одним из главных конкурентных преимуществ Сбербанка России является обширная, диверсифицированная клиентская база. Сотрудничество Банка со всеми группами клиентов позволяет ему успешно управлять ресурсами и минимизировать финансовые риски. Привлекая средства населения, Банк формирует стабильный источник кредитования предприятий различных секторов экономики.

Сбербанк России имеет обширный опыт массового обслуживания клиентов, что позволяет ему оставаться безусловным лидером на розничном рынке банковских услуг и создавать стандарты работы на нем. Наличие отработанных технологий предоставления банковских продуктов позволяет Банку осуществлять большое количество операций и обслуживать значительные финансовые потоки.

Уникальным конкурентным преимуществом Сбербанка России является крупномасштабная сбытовая сеть, включающая операционные подразделения и устройства самообслуживания, которая обеспечивает доступность услуг Банка на всей территории России. Кроме того, разветвленная сеть подразделений обеспечивает Банку возможность комплексного обслуживания по единым стандартам многофилиальных корпоративных клиентов, создает уникальные условия для тиражирования и широкого внедрения современных организационных решений и технологий, а также быстрого продвижения новых банковских продуктов и услуг на всей территории страны.

Значительным конкурентным преимуществом Сбербанка России является его расчетная система, охватывающая территорию всей страны, позволяющая проводить существенные объёмы и количество платежей внутри и между регионами в режиме реального времени. Эта технология дает Банку преимущества в развитии уникальных услуг клиентам, ведущим свой бизнес в различных регионах России.

Ключевым фактором успеха в конкурентной борьбе является слаженная работа профессионального коллектива сотрудников Банка. Созданная внутри Банка система обучения сотрудников обеспечивает поддержание квалификации персонала на конкурентоспособном уровне.

Кредитный рейтинг инвестиционного уровня, присвоенный Сбербанку России ведущими мировыми рейтинговыми агентствами, позволяет привлекать дополнительные долгосрочные ресурсы с международного рынка капиталов на наиболее выгодных условиях. Доверие к Сбербанку России на международных финансовых рынках обусловлено его транспарентностью, устойчивым финансовым положением и прозрачностью структуры капитала, что позволяет ему успешно сотрудничать с крупнейшими зарубежными финансовыми институтами.

Используя своё существенное превосходство по величине капитала, рекордного для российского рынка, Сбербанк России активно предоставляет крупные и долгосрочные кредиты и инвестиции российским предприятиям, что позволяет ему успешно конкурировать не только с отечественными, но и зарубежными кредиторами. Наличие значительного капитала позволяет Банку осуществлять крупные инвестиции в развитие собственной инфраструктуры и внедрять современные информационные технологии.

Согласно этой концепции у Сбербанком России четко определены стратегическими цели и задачи. Рассмотрим их.

Целью Банка является обеспечение роста инвестиционной привлекательности и удержание лидерства на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов.

Достижение стратегической цели предполагает обеспечение высокой доходности вложений акционеров и инвесторов, сохранение доли в активах банковской системы и уникальной филиальной сети.

Задачами Сбербанка России являются:

- рост объема продаж и доходов Банка за счет совершенствования системы взаимодействия с клиентами;

- развитие банковских технологий и альтернативных каналов продаж, повышение производительности труда;

- увеличение доступности банковских услуг;

- сохранение контроля над издержками за счет снижения себестоимости операций и оптимизации штатной численности сотрудников.

Решение поставленных задач предполагает проведение модернизации управленческих и технологических процессов.

В рамках данной концепции Банком намечены следующие целевые ориентиры:

1) Рентабельность капитала (ROAE) - не ниже 20%;

2) Доля комиссионных доходов в чистом операционном доходе - не ниже 30%;

3) Удельный вес в совокупных активах банковской системы - 25-30%;

4) Активы на одного работника - рост в 3 раза;

5) Чистый операционный доход на одного работника - рост в 2,5 раза;

6) Количество жителей на точку продаж - снижение на 15%;

7) Отношение бизнес - персонала к сотрудникам обеспечивающих подразделений - не менее 1:1;

8) Отношение операционных затрат к чистому операционному доходу (Cost/Income Ratio) - не выше 50%;

Решение задач обозначенных концепцией развития Банка до 2012 год обеспечит формирование необходимого уровня рентабельности капитала, позволит оптимизировать банковские издержки и выполнить ограничение по отношению операционных расходов к чистому операционному доходу (Cost/Income), увеличить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе и повысить стабильность и предсказуемость финансового результата.

В целях снижения принимаемых рисков Банк будет стремиться к диверсификации клиентской базы, формированию сбалансированной по срокам структуры активов и пассивов как с позиций соблюдения требований ликвидности, так и с точки зрения управления процентным спрэдом.

Следуя принципу умеренного консерватизма, Банк не планирует осуществлять вложения с повышенной степенью риска.

Банк будет поддерживать существенную долю ссуд корпоративным заемщикам и физическим лицам в портфеле активных операций, как инструмент сдерживания падения доходности работающих активов в условиях снижения процентных ставок по финансовым инструментам. При этом Банк усилит контроль за качеством управления кредитным риском за счет применения современных методов идентификации и контроля рисков, основанных на лучшей международной практике и рекомендациях Базель II. Будет усовершенствована действующая система присвоения индивидуальных рейтингов корпоративным клиентам и усилено внимание к контролю за качеством розничных кредитов. Продолжится снижение риска концентрации ссудной задолженности за счет расширения кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Также получат распространение такие инструменты активного управления кредитным риском, как секьюритизация и организация синдицированного кредитования.

Данные меры позволят Банку управлять уровнем просроченной задолженности, не допустить существенного роста отношения расходов на формирование резервов по отношению к объему кредитного портфеля корпоративных клиентов и населения.

Повышенный спрос на долгосрочные кредиты и их значительная доля в портфеле банка потребуют специальной политики в отношении их фондирования, позволяющей избегать неоправданных потерь, связанных с процентным риском и риском ликвидности.

В этих целях Банк планирует сохранить стабильный состав пассивов по источникам привлечения, включающий население, корпоративных клиентов и международных инвесторов и увеличить долю долгосрочных пассивов в привлеченных средствах. При этом применение гибкой продуктовой, процентной и тарифной политики позволит сдерживать сужение спрэдов по активно – пассивным операциям, связанное как с макроэкономическими тенденциями, так и с процессами удлинения сроков привлечения ресурсов.

Увеличение количества и объема операций потребует от Банка дополнительных мер по повышению эффективности контроля за уровнем операционного риска.

С учетом экономической отдачи от планируемых мероприятий Банк рассмотрит целесообразность осуществления затрат на развитие автоматизированных систем, позволяющих определять потенциальные источники возникновения рисков и нацеленных на повышение полноты и точности поступающей контрольной информации.

Активное развитие операций, в том числе розничных, необходимость совершенствования технологий и систем автоматизации, техническая модернизация Банка потребуют в течение периода действия Концепции значительного объема инвестиций, которые могут повлиять на увеличение доли административно-хозяйственных затрат в общих расходах Банка.

Быстрый рост активов Банка и высокая доля ссудного портфеля потребуют пристального внимания к вопросам формирования достаточной величины собственных средств. В целях покрытия возрастающих рисков и обеспечения необходимого для развития кредитных операций уровня достаточности капитала Банк применяет все экономически эффективные способы повышения капитализации.

Создавая стратегический запас для поступательного развития бизнеса, Банк увеличил основной капитал путем проведения дополнительной эмиссии обыкновенных акций. В дальнейшем источниками увеличения уровня капитализации наряду с прибылью от финансово – хозяйственной деятельности могут стать инструменты дополнительного капитала, принятые в мировой практике. Выбор источника будет зависеть от действующих норм пруденциального надзора, экономической ситуации в стране и конъюнктуры мировых финансовых рынков.

Учет требований международных стандартов по составлению отчетности и управлению рисками, работа с аудиторскими и рейтинговыми агентствами, прозрачность структуры акционерного капитала и информации о деятельности Банка, высокое качество корпоративного управления создадут условия для дальнейшей успешной работы на международных рынках, сформируют предпосылки для продолжения роста его рыночной капитализации и инвестиционной привлекательности.

Для обеспечения реализации Концепции и комплексного решения стратегических задач будут разработаны специальные целевые программы по всем ключевым направлениям развития Банка, направленные на детализацию положений Концепции и координацию усилий различных подразделений в работе по достижению главной стратегической цели.

Реализация Концепции предполагает последовательное решение задач в следующих ключевых областях: инвентаризация и реинжиниринг управленческих и технологических процессов, внедрение новой организационной модели и совершенствование системы управления филиальной сетью и персоналом, внедрение новых информационно - технологических решений и каналов сбыта, формирование единого информационного пространства с интегрированными системами управленческого учета и бюджетирования. Результатом этой работы станет достижение всех стратегических целей Банка за счет максимально эффективного использования внедренных инноваций, повышения качества корпоративного управления и информационной прозрачности.

Решение этих задач потребовало увеличения срока действия Концепции до 6 лет и выделения двух логических этапов ее реализации с переходом на бизнес – планирование на основе трехлетних планов для обеспечения непрерывности процесса реализации стратегии и преемственности целей.

По итогам первого этапа должны быть разработаны все основные технологические решения, необходимые для выхода Банка на качественно новый уровень развития, начато их внедрение. Второй этап необходим для завершения процесса модернизации и адаптации Банка к работе в новых условиях, решения всех поставленных бизнес – задач и обеспечения максимального экономического эффекта от произведенных изменений.

Сбербанк России (далее Банк) ведет свою кредитную деятельность в соответствии со своими внутренними регламентами.

Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами.

Этот регламент является основным нормативным документом Банк по кредитованию резидентов Российской Федерации - юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальных предпринимателей). Регламент определяет общий порядок кредитования.

Особенности предоставления отдельных видов кредитов и проведения отдельных операций в части анализа документов заемщика, оформления кредитной документации, объектов, условий и сроков кредитования (краткосрочное кредитование, финансирование инвестиционных и строительных проектов, овердрафтное кредитование, предоставление гарантий, кредитование предприятий - недропользователей при покупке у них драгоценных металлов, предоставление займов в драгоценных металлах, кредитование экспортно-импортных операций с использованием аккредитивной формы расчетов, кредитование субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, кредитование предприятий в сфере военно-технического сотрудничества, межбанковское кредитование под обеспечение, кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог будущего урожая, кредитование торговых сетей, кредитование субъектов малого предпринимательства и другие), в том числе в рамках программ с участием иностранных банков, устанавливаются дополнительно нормативными документами Сбербанка России.

Приложение В.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПриложениеА.rtf

— 156.75 Кб (Открыть, Скачать)

ПриложениеБ.rtf

— 154.61 Кб (Открыть, Скачать)

ПриложениеГ.doc

— 175.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Анализ кредитного портфеля комерческого банка