Анализ состояния финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;

- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;

- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 62.02 Кб (Скачать)

      Из  представленной структуры финансовой системы, очевидно, что это понятие весьма и весьма обширное и всеохватывающее в экономической сфере и не только. В связи с тем, что понятие финансовой системы дефинируется учеными-экономистами неоднозначно, это определяет наличие нескольких вариантов структуры финансовой системы в трудах разных экономистов.

Глава 2 Анализ финансовой системы России

2.1 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время

Последние пять лет в истории российской финансовой системы можно признать успешными. За это время удалось  полностью восстановить после кризиса 1998 г. капитал банковской системы. И  хотя банки не обладают таким же уровнем влияния на социально-экономические  процессы в стране, какой был, например, в середине 90-х годов, - они стали  заметно активнее в кредитовании экономики, что, на наш взгляд, важнее. Двукратный рост кредитов частному сектору  в долларовом исчислении по сравнению  с предкризисным уровнем - явление  весьма позитивное.

      За  последние несколько лет российские фондовые индексы достигли рекордных  значений, также на рекордный уровень  вышли и международные финансовые рейтинги России. Разумеется, при этом доля российского финансового рынка  в привлечении инвестиций в национальную экономику в несколько раз  ниже аналогичных показателей США, Германии и Франции. Но высокие значения индексов и рейтинги способствуют расширению заимствований крупнейших отечественных  предприятий, в первую очередь на внешнем рынке, и препятствуют утечке капитала за границу [21].

      Положительная динамика финансового баланса с  внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка  на сырьевые ресурсы, а также достаточно последовательная валютная политика монетарных властей создали условия для  повышения доступности финансовых ресурсов и снижения процентных ставок.

      Таким образом, можно говорить о том, что  через 10 лет после начала реформ российская финансовая система приступила, наконец, к реализации важнейшей  своей функции - финансированию экономического роста в стране.

      Следует заметить, что в последние годы экономические реформы, прежде всего  структурные, в нашей стране были практически приостановлены. Не последнюю  роль в этом сыграло значительное улучшение мировой конъюнктуры  сбыта энергоносителей. Когда есть достаточное количество финансовых ресурсов, у политической элиты нет  мотивов для проведения или продолжения  конструктивных реформ. В результате расходы федерального бюджета в  абсолютном выражении ежегодно значительно  увеличивались.

      С 2006 года произошли изменения в  одном из основных элементов финансовой системы - бюджетной системе РФ. С 2006 года на уровне местных органов  власти появились бюджеты муниципальных  образований и городских поселений. Также не так давно были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" [31]. В соответствии с данным федеральным законом Россия переходит к среднесрочному бюджетному планированию. В настоящее время госбюджет страны принимается на 3 года - на очередной год, и плановые периоды последующих двух лет.

Вместе  с тем российская финансовая система  в ее современном виде не справляется  в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время уровень  развития финансовой системы России не соответствует задачам ускорения  экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе  мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово - посреднического сектора, т. е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического роста.

      Естественно, что немаловажное влияние на текущее  состояние финансовой системы России оказывает разразившийся мировой  финансовый кризис. Многие эксперты и  аналитики прогнозируют его долгосрочный характер. Тем самым, задача стабилизации ухудшающегося положения в сфере  финансов лежит на госорганах, регулирующих данную сферу - Министерство Финансов, ЦБ РФ, и подчиненные им ведомства  и подразделения.

      Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых  цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве обусловили снижение прибыли России. И эта тенденция продолжается - впервые за период с начала 21 века бюджет на 2009 год был принят с поправкой на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой финансовой системы [20].

      Правительство недавно предложило ряд новых  мер по стабилизации финансового  сектора, в их числе - повышение капитализации  банков, в частности, путем использования  гособлигаций.

      Глава Минфина РФ Алексей Кудрин напомнил, что накопленный кредитный портфель российских банков на начало 2009 года составил 18 триллионов рублей (12 триллионов рублей - кредиты юридическим лицам и 6 триллионов рублей - физическим). Банкам отводится около двух месяцев на предоставление реальному сектору кредитов за счет средств господдержки, отметил Кудрин [26].

      По  мнению многих российских экономистов, корни глубоких экономических проблем  России - это слабость нашей финансовой системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное развитие конкурентной среды.

      Тем не менее, наша страна находится на пути серьезных экономических реформ, призванных сгладить сложившееся трудное  положение в финансово-экономической  сфере. Для преодоления последствий  кризиса Правительством и Минфином уже задействованы средства из Резервного Фонда. По оценкам экспертов, средств Фонда хватит России как минимум на два года в текущих условиях, для финансирования необходимых расходов государства.  
 
 

Глава 3 Направления развития финансовой системы России

3.1 Задачи в области  стабилизации финансовой  системы России  в настоящий момент

Нестабильная  ситуация в российской экономике, сложившаяся  в силу многих обстоятельств, таких  как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с  промышленным развитием страны и  многие другие, а также в последнее  время влияние мирового финансового  кризиса, оказывает негативное влияние  на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

      Государственные финансы, прежде всего бюджетная  система, путем соответствующего направления  средств должны обеспечить структурную  перестройку экономики, ускорение  научно-технического прогресса, повышение  эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа. Современная бюджетная система  России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное  устройство [23].

      Тем не менее, сегодняшняя бюджетная  система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной  доработки.

      В частности, необходимо решение следующих  ключевых проблем в области бюджетных  отношений:

- противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга.

- нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;

- снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.

Для преодоления  указанных проблем необходимо осуществить  следующие задачи:

- устранить  неясности в Бюджетном кодексе;

- предложить  Правительству в Концепции управления  государственным долгом ввести  утверждение законом о бюджете  источников погашения дефицита (включив  в них Стабилизационный фонд);

- создать  группу для соответствующей доработки  Бюджетного кодекса;

- просить  Счетную палату дать предложения  по этим вопросам.

- увеличить  дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности.

Другими проблемами бюджетной системы России являются:

- высокая  степень концентрации финансовых  ресурсов в федеральном бюджете  страны, что снижает значение  региональных и местных бюджетов;

- действующая  практика формирования территориальных  бюджетов, при которой сохранен  в своей основе механизм централизованно  устанавливаемых нормативов отчислений  в местные бюджеты;

- тенденция  переведения расходов вниз без  соответствующего подкрепления  доходами, что приводит к дотации  ранее сбалансированных местных  бюджетов;

- принятие  федеральными органами власти  таких решений, которые адресуются  нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными  финансовыми ресурсами;

- доминирующая  роль регулирующих доходов в  структуре поступлений средств  в региональные и местные бюджеты  и низкой долей закрепленных  за территориями налоговых платежей.

- недопоступления  налоговых платежей, главными причинами  которого стали: ухудшение макроэкономических  и финансовых показателей по  сравнению с принятыми в бюджете;  рост неплатежей в народном  хозяйстве; прямое уклонение от  уплаты налогов. 

Эти проблемы решаются путем:

- теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

- создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.

- разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

- создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

- разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

- денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран [29].

При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование государственными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

      Во-вторых, особое внимание должно быть уделено  отладке механизмов, стимулирующих  поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для  более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением  разбалансировки других сегментов  рынка и уменьшением инфляционных рисков.

      В-третьих, необходимо разработать комплекс мер  по удешевлению формируемой ресурсной  базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более  низкие ставки налогообложения по начисляемым  процентам в случае размещения средств  на длительные сроки.

      В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда  общеэкономическая среда еще  довольно неустойчива и требуется  первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

      В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной  экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно  сужает возможности мультипликационного  расширения средств и в целом  подрывает позиции рубля как национальной валюты [28].

Информация о работе Анализ состояния финансовой системы