Анализ состояния финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;

- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;

- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 62.02 Кб (Скачать)

      В-шестых, необходимо последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что  может способствовать направлению  ресурсов с учетом приоритетов экономической  политики государства.

      На  сегодняшний день существуют следующие  проблемы в сфере территориальных  финансов: первая – недофинансирование; вторая не маловажная проблема финансирования дорожного хозяйства, особенно строительство новых дорог.

Правительство РФ выделяет на эти цели регионам 29 млрд. рублей, еще на 10 млрд. рублей берет  на себя финансирование федеральных  дорог, т.е. объем субвенций остается примерно на прошлогоднем уровне в 39 млрд. рублей. Однако Минтранс признает, что  нужны, как минимум, 47 млрд. рублей [27].

      Способы решения проблем территориального финансирования: тщательная проработка и анализ проблемы; введение дополнительного финансирования по различным статьям расходов по регионам, которое позволит смягчить проблему недофинансирования [29].

      Проблемы  в Налоговой системе Российской Федерации. Рассмотрим эти недостатки налоговой системы и постараемся их проанализировать.

Система создает два различных налоговых  режима.

Первый - финансовый прессинг - для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира; второй - сравнительно льготный для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

      Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными  и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение  окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и  экономических издержек, эта система  оказывает негативное воздействие  на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики [30].

      Слабая  собираемость налогов и узкая  база налогообложения [25]. Усложненность налоговой системы. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога.

Главным путем решения проблемы налоговой  системы является дальнейшее совершенствование  правового регулирования сферы  налогообложения.

Задачи  в области стабилизации положения  финансовой системы исполняются  различными компетентными органами, министерствами, ведомствами, банками. Специальная денежно-кредитная политика проводится Центробанком и Правительством РФ. Недавно принятой мерой явилось  снижение ставки рефинансирования до 12%.

      Необходимые мероприятия в рамках федеральной  политики восстановления экономики  и финансовой системы проводятся, в частности, и кредитными организациями.

      Итак, можно сказать, что только при  комплексном подходе к проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно  добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную  финансовую систему, исправно функционирующую  в условиях рыночных отношений.

3.2 Пути решения проблем  развития финансовой  системы России

Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового  финансирования. В настоящее время  российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности  крупнейших предприятий. Без надлежащего  финансирования малого и среднего бизнеса  экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.

      Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет или ещё его называют федеральный  бюджет –  это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий  финансовый год. В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет – это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления».

      Аккумулируя с помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение  возложенных на него обществом политических, экономических  и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических  задач и т.д.

      Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов  непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и  осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных  доходов отражает изменения в  экономических процессах. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

      В связи с изменениями в бюджетном  законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее  утвержденные проектировки второго  и третьего года трехлетнего периода  становятся основной следующего бюджета  с ежегодным добавлением к  ним проектировок нового третьего года.[32] 

Татьяна Геннадьевна Нестеренко - заместитель  министра финансов Российской Федерации, прокомментировала изменения в  федеральном бюджете: «…впервые  закон о бюджете принят с горизонтом три года».

      Такое изменение в бюджетном процессе направлено, прежде всего, на создание и поддержание социальной, политической и экономической стабильности. Если в главном финансовом документе  страны зафиксированы сразу на три  года ассигнования в различные сферы  и отрасли экономики, то это, конечно, придает больше понимания и уверенности  российским предприятиям и организациям, чья деятельность прямо или косвенно связана с производством товаров  или услуг для государственных  нужд.

        Через такой инструмент, как трехлетний  бюджет, осуществляется проверка  правительственных и законодательных  решений на предмет их соответствия  среднесрочной и долгосрочной  стратегии государства.

      Целью данной работы является анализ состояния  бюджета на трёхлетний период.

      Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения  и повышения всех обязательств перед  гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение  безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном  бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  на 2008 год  составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд.  руб. Профицит вообще не планируется. Анализ доходов и расходов приведен в Приложениях 1 и 2.

Наибольший  удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году. Приложение 3.

Раздел  социальная  политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №2 этот показатель наращивает свой потенциал,  спрогнозировано, что  в 2008 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»). Рассмотрим ниже структуру этого  раздела, основное место занимают бюджетные  ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение. Приложение 4.

      Оценивая  перспективы среднесрочного развития российской экономики в целом, следует  отметить, что если парадигма современной  экономической политики не изменится, то это неизбежно повлечет за собой  резкое снижение темпов роста российской экономики (2,5-3,0% в год) вследствие исчерпания потенциала восстановительного роста  и отсутствия импульсов для механизмов самодействия. Остаточный потенциал  восстановительного роста, оцениваемый  авторами в 5-6%, и 2-3-процентный потенциал, генерируемый сделанными инвестициями, будут исчерпаны в течение  ближайших 1,5-2 лет. В лучшем случае, к этому может добавиться 3-4% потенциального прироста за счет снижения налогового бремени, что, впрочем, далеко не очевидно, поскольку в российской экономике  до сих пор отсутствуют механизмы  трансформации дополнительных доходов  в эффективный спрос.

Заключение

Подводя итоги изложенному, можно сказать, что финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются фонды денежных средств.

      Финансовая  система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные  потребности общества, охватывают своим  воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует  понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых  способствует образованию и использованию  соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей  компетенции финансовую деятельность.

Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности  развития государства в условиях перехода к рынку.

      Роль  финансовой системы сводится к правовому  регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы  можно контролировать эффективность  и соответствие правовой формы экономическому содержанию.

      Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового  финансирования. В настоящее время  российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности  крупнейших предприятий. Без надлежащего  финансирования малого и среднего бизнеса  экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.

      Итак, мы можем сделать вывод: финансовая система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение  ее функционирования может повлечь  катастрофические последствия для  всей экономики. Поэтому во всех странах  она находится под жестким  контролем государства. Используя  различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует  интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно  возникающих экономических задач.

      Финансовая  система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее  круг соответствующих понятий и  категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее  будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие  будут вызывать финансовые государственные  мероприятия.

Список  использованной литературы

1 Финансы,  денежное обращение и кредит. Учебник / под ред. В.К. Сенчагова,  А.И. Архипова. - М.: «Проспект», 2001. - 496 с. 

2 Аллахвердян,  Д.А. - Финансово-кредитная система  СССР. - М.: Наука, 1982. - 368 с.

3 Финансовая  система и экономика / под ред.  В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 432 с. - Библиогр.: с. 430-431 и в примеч. - 2000 экз. - ISBN 5-279-02680-8.

4 Бюджетная  система России: Учебник для вузов/  Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 540 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-238-01110-3.

Информация о работе Анализ состояния финансовой системы